Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 18 мая 2011 г. N 24
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2011 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 18 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
с участием представителя заявителя (ООО "Нск-1") "_" (доверенность "_".), представителей ответчика (мэрия города Новосибирска) "_" (доверенность "_"), рассмотрев дело N 24 от 20.04.2011 г. по признакам нарушения мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции", установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось с заявлением ООО "Нск-1" (вх. N 1677 от 09.03.2011 г.) на действия мэрии г. Новосибирска по отказу в предоставлении земельного участка для размещения гостиницы и центра обслуживания туристов.
Заявитель сообщил, что мэрия г. Новосибирска отказала в просьбе выделить ему в аренду земельный участок площадью около 0,65 га, расположенный в Кировском районе г. Новосибирска в районе улице 2-я Гэсстроевская (с предварительным согласованием места расположения), для строительства гостиницы, центра обслуживания туристов, без указания причин такого отказа.
ООО "Нск-1" считает, что указанные действия мэрии г. Новосибирска необоснованно препятствуют его деятельности и содержат признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заявитель представил копии:
- письма департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 08.12.2010 г. N 15315-5/13;
- решения Арбитражного суда Новосибирской области от 21.02.2011 г. по делу N А45-408/2011;
- жалобы ООО "Нск-1" на имя мэра г. Новосибирска N 08112010-ж.
На запрос Новосибирского УФАС России мэрия города Новосибирска сообщила, что ООО "Нск-1" обращалось в мэрию с заявлением о выборе земельного участка от 19.07.2011 г. К заявлению были приложены:
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 12.10.2009 г.;
- схема зонирования и расположения земельного участка.
Заявление было рассмотрено в соответствии с Земельным кодексом РФ и Порядком подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о представлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утверждённым постановлением мэрии города Новосибирска от 26.01.2005 г. N 71. По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение отказать ООО "Нск-1" в размещении заявленного объекта. Отказ был оформлен постановлением мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 г. N 2660 "Об отказе в размещении объекта".
По мнению мэрии г. Новосибирска закон не установил органу местного самоуправления обязанность при утверждении решения об отказе в размещении объекта обосновывать такой отказ.
Мэрия г. Новосибирска представила копии:
- заявления ООО "Нск-1" от 19.07.2010 г. N 190710-зм с приложениями;
- постановления мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 г. N 2660 "Об отказе в размещении объекта";
- протокола комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска от 09.09.2010 г. N 295.
Из представленных сведений и документов следует, что ООО "Нск-1" в соответствии с ч.1 ст. 31 Земельного кодекса РФ обратилось с заявлением о выборе земельного участка площадью около 0,65 га (улице 2-я Гэсстроевская г. Новосибирска) и предварительном согласовании места размещения объекта (гостиницы, центра обслуживания туристов).
Мэрия города Новосибирска постановлением от 01.10.2010 г. N 2260 "Об отказе в размещении объекта" на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала ООО "Нск-1" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.
Указанный отказ не мотивирован, в том числе комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска.
Отказ мэрии г. Новосибирска был обжалован ООО "Нск-1" в Арбитражный суд Новосибирской области, который решением от 21.02.2011 г. по делу N А45-408/2011 удовлетворил требования ООО "Нск-1":
- признал незаконным немотивированный отказ в выборе земельного участка для размещения вышеуказанного объекта;
- обязал повторно рассмотреть заявление ООО "Нск-1" с принятием решения о предварительном согласовании места размещения или мотивированного решения об отказе в размещении объекта.
На запрос Новосибирского УФАС России (исх. N 05-1422 от 08.03.2011 г.) мэрия г. Новосибирска также не обосновала (не указала причины и основания) отказ в размещении объекта ООО "Нск-1", пояснив, что закон не обязывает орган местного самоуправления при утверждении решения об отказе в размещении объекта приводить обоснование такого отказа (исх. N 3853-7/13 от 30.03.2011 г.).
Однако в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Действия мэрии города Новосибирска, выразившиеся в необоснованном отказе ООО "Нск-1" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, нарушают ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции", так как они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По существу дела мэрия города Новосибирска пояснила следующее.
В ходе рассмотрения заявления ООО "Нск-1" был произведён градостроительный анализ, в рамках которого был направлен запрос в адрес МУП г. Новосибирска "Горводоканал" о возможности размещения объекта на запрашиваемой ООО "Нск-1" территории. МУП г. Новосибирска "Горводоканал" сообщил (письмо от 24.08.2010 г. N 57692), что по земельному участку предполагаемой застройки проходят магистральные напорные канализационные коллекторы 2 Д=800 мм от КНС-20, обеспечивающие приём стоков от р.п. Краснообск, пос. Левые Чёмы и большей части Кировского района. Территория для эксплуатации коллекторов не может входить в отвод земельного участка и требует резервирования.
Кроме того, 26.08.2010 г. комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол N 294 подпункт 10.3) было принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объектов водоснабжения и водоотведения местного значения по ул. 2-й Гэсстроевской в Кировском районе.
11.10.2010 г. на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол N 294 подпункт 10.3) было издано Постановление мэрии города Новосибирска N 2916 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения".
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется (среди прочих) в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ определяет порядок резервирования земель для муниципальных нужд, который установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Согласно п.2 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.
Согласно ст.27 Устава города Новосибирска мэрия города Новосибирска входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска.
Постановление мэрии города Новосибирска N 2916 от 11.10.2010 г. является муниципальным правовым актом, которое направлено на резервирование земель для муниципальных нужд в полном соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства.
На заседании Комиссии представитель мэрии города Новосибирска Я.Я. Чагин поддержал ранее изложенную позицию мэрии.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:
1. Поскольку ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривает: обязанность органа местного самоуправления обеспечивать выбор земельного участка путём реализации процедур, предусмотренных законом; право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ в размещении объекта, то данный отказ возможен только по основаниям, установленным законом и выявленным в ходе реализации указанных процедур.
Таким образом, вывод мэрии об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления мотивировать отказ в размещении объекта необоснован и противоречит содержанию и смыслу ст. 31 Земельного кодекса РФ.
2. Отсутствие у хозяйствующего субъекта сведений о причине отказа в выборе земельного участка для размещения объекта создаёт препятствование осуществлению его деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты не могут планировать свою деятельность (обжаловать отказ в выборе данного земельного участка или, с учётом имеющихся объективных препятствий для согласования этого земельного участка, обратиться за согласованием другого земельного участка).
3. Указанные действия мэрии города Новосибирска могут негативно повлиять на эффективность функционирования товарного рынка и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Основания для прекращения рассматриваемого дела отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать мэрию города Новосибирска нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путём немотивированного отказа ООО "Нск-1" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи мэрии города Новосибирска предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО "Нск-1" мотивированное решение об отказе в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии
Н.П. Камнева
В.А. Донских
ПРЕДПИСАНИЕ N 20
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
18 мая 2011 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. -начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Донских В.А.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18.05.2011 г. по делу N 24 от 20.04.2011 г. о нарушении мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Мэрии города Новосибирска в срок до 03.06.2011 г. устранить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившееся в немотивированном отказе ООО "Нск-1" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. С целью исполнения настоящего предписания мэрии города Новосибирска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО "Нск-1" мотивированное решение об отказе в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. 2-й Гэсстроевской г. Новосибирска.
3. Об исполнении настоящего предписания мэрии города Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до 08.06.2011 г., с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А.А. Ельчанинов
Н.П. Камнева
В.А. Донских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 мая 2011 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016