Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 12 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии: <_> - специалист-эксперт Управления, <_> - специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 7 от 21.03.2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью "РИТЕК" (далее - ООО "РИТЕК") 02 февраля 2011 года на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной напротив дома N 6, корпус 2, ул. Кочетова в Великом Новгороде, рекламы следующего содержания: "Кредит без переплаты", содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" - <_> (доверенность N бн от 20.04.2011);
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (вх. N 2626 от 03.05.2011 Новгородского УФАС России) представителя лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "РИТЕК";
в отсутствие уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (исх. от 26.04.2011 N 1354 Новгородского УФАС России) представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Аутдор Маркетинг", установила:
02 февраля 2011 года на основании приказа Новгородского УФАС России от 02 февраля 2011 года N 23 инспекцией Новгородского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка распространения наружной рекламы (щитов, перетяжек, стендов, плакатов и т.д.) на территории Великого Новгорода на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Проверка осуществлялась с применением фотоаппарата.
В результате проверки и анализа полученных фотоснимков установлено, что 02.02.2011 на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной напротив дома N 6, корпус 2 по улице Кочетова в Великом Новгороде, была распространена реклама следующего содержания: "Кредит без переплаты", содержащая часть условий предоставления услуги, изображённых большим шрифтом, а именно: "Первый взнос - 0 %. Переплата - 0 %. 24 месяца". 750 руб./мес.*". Помимо указанных сведений на рекламной конструкции размещалась информация, выполненная мелким, нечитаемым шрифтом, содержащая остальные условия предоставления услуги: "Кредит предоставляется ОАО "ОТП Банк", лицензия ЦБ РФ N 2766 от 04.03.2008 г. Сумма кредита от 2 000 руб. до 150 000 руб. Первоначальный взнос - нет. Срок кредита - 24 месяца. Переплата - нет. Комиссия за обслуживание счёта и предоставление кредита - нет. Бесплатное досрочное погашение в любой момент. Процентная ставка: 8 % (торговая организация компенсирует переплату по кредиту). ПСК: 8,3 %. Действуют ограничения на ассортимент товара. Срок акции, ассортимент и количество товаров, участвующих в акции, ограничены. Банк оставляет за собой право отказать в предоставлении кредита. * - точный размер ежемесячного платежа уточняйте у кредитных экспертов, расчёт осуществлён по упрощённой системе. Акция действует до 31.01.2011 г.".
Новгородским УФАС России на основании статьи 34 Закона о рекламе были сделаны необходимые запросы документов и информации, на которые были получены соответствующие ответы.
Как следует из письма Общества с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (вх. N 748 от 15.02.2011 Новгородского УФАС России) (далее - ООО "АПР-Сити/ТВД") и приложенных к нему документов (копии договора N MS_8242_TVD от 25.12.2008; копии договора N 5/2007 о размещении (эксплуатации) рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в распоряжении Администрации Великого Новгорода от 26.02.2007; копии договора N NV_1093_OM от 02.12.2008; копии платёжного поручения N 257 от 18.01.2011; копии счёта N 8071-10-SPB от 12.11.2010; оригинал-макета рекламы), рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО "РИТЕК". Рекламораспространителем является Общество с ограниченной ответственностью "Аутдор Маркетинг" (далее - ООО "Аутдор Маркетинг").
Как следует из письма ООО "РИТЕК" исх. N б/н от 10.03.2011 и приложенных к нему документов (копии макета рассматриваемой рекламы, копии договора N NV_1093_OM от 02.12.2008; копии платёжного поручения N 257 от 18.01.2011; копии счёта N 8071-10-SPB от 12.11.2010; фото-отчёта о размещении рассматриваемой рекламы), рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Аутдор Маркетинг".
Услуга по предоставлению кредита является финансовой услугой в силу статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 которой финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Используемый в рекламе шрифт своим размером должен был обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо её части.
Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости существенных условий предоставления финансовой услуги, что в свою очередь создаёт условия для введения потребителей в заблуждение.
При этом, в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В данном случае фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителя, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены мелким, нераспознаваемым шрифтом, не читаемым на значительном расстоянии.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о её недобросовестности.
Таким образом, в рекламе финансовой услуги - кредита - следующего содержания: "Кредит без переплаты", распространённой 02.02.2011 на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной напротив дома N 6, корпус 2 по улице Кочетова в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО "РИТЕК", имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в неуказании (или указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, и признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании в рекламе финансовой услуги об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
До рассмотрения дела от заинтересованного лица - ООО "Аутдор Маркетинг" - поступили письменные объяснения исх. N 124 от 01.04.2011, из которых следует, что в рассматриваемой рекламе содержалась информация, влияющая на сумму расходов, которые понесут лица, воспользовавшиеся финансовой услугой. При этом размер шрифта указанной информации, выполнение надписи в цвете, контрастном цвету основного фона, расположение надписи в центре рекламного изображения давали ООО "Аутдор Маркетинг" основания предполагать, что информация будет восприниматься в полном объёме.
О месте и времени рассмотрения дела ООО "Аутдор Маркетинг" было уведомлено. После отложения на рассмотрение дела представитель ООО "Аутдор Маркетинг" не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
До рассмотрения дела от ООО "РИТЕК" поступили письменные объяснения исх. N 354 от 06.04.2011, из которых следует, что согласно условиям договора N NV_1093_OM от 02.12.2008, заключённого между ООО "РИТЕК" и ООО "Аутдор Маркетинг", ООО "РИТЕК", действуя как рекламодатель, заказало изготовить и разместить рассматриваемую рекламу. Во исполнение условий договора ООО "РИТЕК" передало ООО "Аутдор Маркетинг" макет рекламы в виде цветного изображения, без указания каких-либо размеров рекламы, размеров рисунка, шрифта, оттенков цвета и т.п. Согласно условиям договора оригинал-макет рекламы сторонами не определялся и не согласовывался, изготовитель рекламы - ООО "Аутдор Маркетинг" - самостоятельно утвердило оригинал-макет и изготовило на его основании рекламу, которая в дальнейшем была распространена, а ООО "РИТЕК" согласовало отчёт ООО "Аутдор Маркетинг" о выполнении услуг по договору, и оплатило выполненные услуги. ООО "РИТЕК" не согласно с тем, что шрифт остальных условий, кроме изображённых большим шрифтом, был мелким о нечитаемым.
О месте и времени рассмотрения дела ООО "РИТЕК" было надлежащим образом уведомлено. После отложения на рассмотрение дела представитель ООО "РИТЕК" не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
В процессе рассмотрения дела от ООО "РИТЕК" поступило устное заявление о том, что рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы может являться ООО "Арсенал". В связи с поступлением данного заявления ООО "Арсенал" было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
На рассмотрении дела представитель ООО "Арсенал" по доверенности пояснил, что рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы ООО "Арсенал" не является. Документы, подтверждающие наличие договорных отношений между ООО "Арсенал" и ООО "РИТЕК", или между ООО "Арсенал" и ООО "Аутдор Маркетинг", по поводу распространения рассматриваемой рекламы отсутствуют.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "Арсенал", оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Доводы ООО "РИТЕК" изложенные в его письменных объяснениях являются несостоятельными по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (пункт 6 статьи 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).
Как следует из пункта 1.1 договора N NV_1093_OM от 02.12.2008 заключённого между ООО "РИТЕК" и ООО "Аутдор Маркетинг", его предметом являлось оказание ООО "Аутдор Маркетинг" услуг по размещению согласованной рекламной информации в форме плакатов. ООО "Аутдор Маркетинг" обязан обеспечить размещение постеров, представленных ООО "РИТЕК", либо клиентом ООО "РИТЕК" по его поручению. По настоящему договору ООО "Аутдор Маркетинг" не является рекламопроизводителем данной рекламы, а является только рекламораспространителем.
Следовательно, ООО "РИТЕК", в данном случае, является и рекламодателем, и рекламопроизводителем.
Помимо этого, пункт 2.3.7 указанного договора гласит, что ООО "РИТЕК" обязано обеспечить на постерах размещение информации в соответствии с требованиями Закона о рекламе и иного действующего законодательства РФ.
2. Отсутствие в Законе о рекламе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым. Обратное противоречит положениям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Помимо этого, рассматриваемая реклама предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания).
Учитывая вышеизложенное, в рекламе финансовой услуги - кредита - следующего содержания: "Кредит без переплаты", распространённой 02.02.2011 на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенной напротив дома N 6, корпус 2 по улице Кочетова в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО "РИТЕК", имеется нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в неуказании (или указании в неподдающейся восприятию форме) в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, и нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в умалчивании в рекламе финансовой услуги об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание и осуществившего изготовление рассматриваемой рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя - ООО "РИТЕК".
На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России отсутствуют доказательства того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги - кредита - следующего содержания: "Кредит без переплаты", распространённую 02.02.2011 на рекламной конструкции (щите-билборде), расположенную напротив дома N 6, корпус 2 по улице Кочетова в Великом Новгороде, рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ООО "РИТЕК", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "РИТЕК" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --18 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 12 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016