Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 19 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции. |
рассмотрев дело N 287-ФАС52-07/11, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Витушкиной Светланы Николаевны (Нижегородская область, г.Выкса, пл.Октябрьской Революции, д.48, оф.204) по признакам нарушения статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в ее присутствии,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области установлено, что в газете "Новая Выкса" N 16 от 30 сентября 2010 года распространялись следующие рекламные сообщения:
- "Фабричные окна. Скидки, рассрочка, кредит без первоначального взноса_ул.Ленина, д.142_";
- "Агентство туристических услуг "Тропикана". Продли свое лето_Скидки, рассрочка, кредит_";
- "Форт-Пласт. Изделия из сотового поликарбаната_Кредит_";
- "Туристическое агентство ООО "ТРАНС-СЕРВИС НН". Самые выгодные цены на лучшие курорты мира_Кредит, рассрочка, скидки_".
В рекламных сообщениях отсутствуют сведения о форме кредита и лицах, предоставляющих финансовую услугу, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Газета "Новая Выкса" не зарегистрирована как рекламная, поэтому в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" тексты рекламных сообщений на 1, 3, 5 страницах N 16 от 30 сентября 2010 года, на страницах 1 и 5 N 3 (28) от 11 февраля 2011 года газеты должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы", которые отсутствуют.
Рекламораспространителем рекламных сообщений является ИП Витушкина С.Н.
В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России 20 апреля 2011 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении ИП Витушкиной С.Н.
Заслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в газете "Новая Выкса" N 16 от 30 сентября 2010 года распространялись следующие рекламные сообщения:
- "Фабричные окна. Скидки, рассрочка, кредит без первоначального взноса_ул.Ленина, д.142_";
- "Агентство туристических услуг "Тропикана". Продли свое лето_Скидки, рассрочка, кредит_";
- "Форт-Пласт. Изделия из сотового поликарбаната_Кредит_";
- "Туристическое агентство ООО "ТРАНС-СЕРВИС НН". Самые выгодные цены на лучшие курорты мира_Кредит, рассрочка, скидки_".
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанные сообщения являются рекламой, так как ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на мотивацию потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться услугой по покупке продукции рекламодателей, в том числе получения кредита на покупку товаров.
Рекламные сообщения распространялись в газете "Новая Выкса" на основании договоров на размещение рекламы:
- от 07.09.2010 года N 23, заключенного с ИП Захаровым И.Д.;
- от 10.04.2010 года N 21, заключенного с ИП Куплиновым Д.С.;
- от 26.05.2010 года N 5, заключенного с ООО "Тран-Сервис НН";
- от 10.05.2010 года N 22, заключенного с ИП Серуховым Е.Н.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей 819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций.
Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.
Товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.
Из рекламных сообщений следует, что клиент может приобрести у ИП Захарова И.Д., ИП Куплинова Д.С., ИП Серухова Е.Н., ООО "Тран-Сервис НН" товары и услуги в кредит, следовательно, должны быть указаны финансовые организации, оказывающие данные финансовые услуги.
В рекламных сообщениях отсутствуют сведения о финансовых организациях, которые предоставят кредиты при приобретении продукции рекламодателей ИП Захарова И.Д., ИП Куплинова Д.С., ИП Серухова Е.Н., ООО "Тран-Сервис НН".
Таким образом, рекламные сообщения ИП Захарова И.Д., ИП Куплинова Д.С., ИП Серухова Е.Н., ООО "Тран-Сервис НН", распространенные ИП Витушкиной С.Н. в газете "Новая Выкса" N 16 от 30 сентября 2010 года, противоречат требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Газета "Новая Выкса" зарегистрирована как "информационная, реклама менее 40%" согласно свидетельства о регистрации средства массовой информации от 26.02.2010 года ПИ NТУ 52-0265. Учредителем и издателем газеты является ИП Витушкина С.Н.
На страницах 1, 3, 5 N 16 от 30 сентября 2010 года, на страницах 1 и 5 N 3 (28) от 11 февраля 2011 года газеты "Новая Выкса" распространялись рекламные сообщения, однако пометки "реклама" "на правах рекламы" на страницах газеты отсутствуют.
Поскольку газета "Новая Выкса" не зарегистрирована как рекламная, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О рекламе" тексты рекламных сообщений на 1, 3, 5 страницах N 16 от 30 сентября 2010 года, на страницах 1 и 5 N3 (28) от 11 февраля 2011 года газеты должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Таким образом, рекламные сообщения на 1, 3, 5 страницах N 16 от 30 сентября 2010 года, на страницах 1 и 5 N 3 (28) от 11 февраля 2011 года газеты "Новая Выкса" противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Согласно пункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем газеты согласно свидетельства о регистрации средства массовой информации от 26.02.2010 года ПИ NТУ 52-0265 является ИП Витушкина С.Н.
ИП Витушкина С.Н. является рекламораспространителем рекламных сообщений.
Таким образом, рекламные сообщения, распространенные ИП Витушкиной С.Н. в газете "Новая Выкса" N 16 от 30 сентября 2010 годабез указания финансовой или иной кредитной организации, противоречат требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламные сообщения, распространенные ИП Витушкиной С.Н. на страницах 1, 3, 5 N 16 от 30 сентября 2010 года, на страницах 1 и 5 N 3 (28) от 11 февраля 2011 года газеты "Новая Выкса" без пометок "реклама" или "на правах рекламы" противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную индивидуальным предпринимателем Витушкиной С.Н.в газете "Новая Выкса" N 16 от 30 сентября 2010 года, N 3 (28) от 11 февраля 2011 года, поскольку в ней нарушены требования статьи 16, части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП Витушкиной С.Н. предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 287-ФАС52-07/11-01
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Витушкиной С.Н.в срок до 01 июня 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Захарова И.Д. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление финансовой услуги - кредита.
2. ИП Витушкиной С.Н.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 02 июня 2011 года.
<_>
П Р Е Д П И С А Н И Е N 287-ФАС52-07/11-02
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Витушкиной С.Н.в срок до 01 июня 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Куплинова Д.С. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление финансовой услуги - кредита.
2. ИП Витушкиной С.Н.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 02 июня 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 287-ФАС52-07/11-03
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Витушкиной С.Н.в срок до 01 июня 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы ИП Серухова Е.Н. без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление финансовой услуги - кредита.
2. ИП Витушкиной С.Н.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 02 июня 2011 года.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 287-ФАС52-07/11-05
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. Индивидуальному предпринимателю Витушкиной С.Н.в срок до 01 июня 2011 года прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы в газете "Новая Выкса" без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
2. ИП Витушкиной С.Н.представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 02 июня 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016