Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 24 мая 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 24.06.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 1019-10-а по признакам нарушения ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
23.07.2010 г. (вх. 14113-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление Некоммерческого партнерства "Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - НП СРО "МГУ ЖКХ"), аналогичное заявление поступило от ФАС России (вх. N 11936-10 от 20.09.2010 г.) о проверке фактов, изложенных в заявлении НП СРО "МГУ ЖКХ" с жалобой на действия Администрации г. Перми при реализации муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как следует из заявления НП СРО "МГУ ЖКХ" в Программу капитального ремонта было включено 70% домов НП "Ассоциация управляющих компаний", дома управляющих компаний, входящих в НП СРО "МГУ ЖКХ", включены в Программу не были, хотя износ их составляет более 65%.
По мнению заявителя, дома с наибольшим износом должны пользоваться приоритетом при распределении финансирования на капитальный ремонт.
Из пояснений представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее - УЖКХ) следует, что все поступившие заявки, в том числе заявки управляющих компаний НП СРО "МГУ ЖКХ" были проанализированы специалистами отдела капитального ремонта УЖКХ, после чего была сформирована таблица с количеством рассчитанных баллов по каждой заявке.
Расчет велся на основании документов, входящих в состав заявки.
Перечень объектов Программы был сформирован из многоквартирных домов с заявками, набравшими по критериям свыше 40 баллов.
Заявки управляющих компаний, входящих в НП СРО "МГУ ЖКХ" не набрали необходимого количества баллов, дополнительного финансирования не осуществлялось, УЖКХ действовало в рамках предоставленных ему полномочий, соответственно нарушений антимонопольного законодательства со стороны УЖКЖ нет.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Реализация муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Перми (далее - Программа) осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 323-ФЗ "О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 и 2010 гг. и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Законом Пермского края от 24.12.2007 г. N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов";
- Законом Пермского края от 17.062008г. N 250-ПК "О краевой целевой программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Пермского края на 2008-2011 гг.";
- Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 г. N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье";
- Постановлением Правительства Пермского края от 21.06.2010 г. N 335-п "Об утверждении региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Пермского края в 2010 г.";
- Постановлением администрации г. Перми от 05.09.2008 г. N 855 "О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов";
- Постановлением администрации г. Перми от 04.06.2010 г. N 300 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2010 г.";
- Решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 г. N 74 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Порядок).
2. В соответствии с п. 4.1 Порядка ежегодно в период с 01 июня по 01 августа года, предшествующего планируемому, УЖКХ администрации г. Перми размещает на официальном сайте администрации г. Перми и в средствах массовой информации объявление о приеме заявок на предоставление финансовой поддержки.
Информация о приеме заявок, а также Программа размещается на сайте администрации города Перми http://www.gorodperm.ru.
В указанный период представители УК, ТСЖ, ЖСК направляют в УЖКХ администрации г. Перми заявки на предоставление финансовой поддержки, содержание и перечень документов, прилагаемых к заявке, указаны в Приложениях 2,3 к Порядку.
Ежегодно после утверждения бюджета города конкурсная комиссия рассматривает все поступившие заявки и принимает решение по каждой их них о предоставлении (или об отказе в предоставлении) финансовой поддержки, сумме и сроках (графике) предоставления средств финансовой поддержки.
Состав комиссии утвержден Постановлением администрации г. Перми от 05.09.2008 г. N 855 "О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - Постановление N 855).
Все поступившие заявки анализируются специалистами отдела капитального ремонта УЖКХ администрации г. Перми, после чего формируется таблица с количеством рассчитанных баллов по каждой заявке. Расчет ведется на основании документов, входящих в состав заявки.
В дальнейшем формируется и утверждается постановлением администрации г. Перми муниципальная адресная программа, которая направляется в составе заявки в Министерство ЖКХ Пермского края для участия в региональной адресной программе.
3. В УЖКХ администрации г. Перми на участие в Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2010 г. были поданы заявки по 995 многоквартирным домам на общую сумму 6 854 574 387, 48 рублей.
В результате проведенной оценки поступивших заявок конкурсной комиссией 28 апреля 2010 г. был сформирован и утвержден перечень объектов капитального ремонта из 138 домов на общую сумму 649 453 733, 97 рублей.
Перечень домов и сумма средств в последующем были скорректированы в связи с отказом собственников от проведения капитального ремонта по 2 многоквартирным домам и сокращением лимита средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для г. Перми.
Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Программы, в количестве 136 объектов на сумму 577 747 686 рублей был утвержден Постановлением администрации г. Перми от 04.06.2010 г. N 300 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2010 г.".
Из указанной Программы следует, что УЖКХ ежегодно формирует перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту (п. 3.2.1).
Пунктом 5.2. Программы установлено, что перечень многоквартирных домов, включенных в программу, формируется с учетом поступивших заявок, финансовых средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на очередной финансовый год.
Согласно п. 3.2.2. Программы формирование перечня многоквартирных домов проводится по следующим принципам:
- включение в перечень многоквартирных домов, набравших максимальное количество баллов по критериям для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт домов);
- выполнение собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по софинансированию работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не менее 5%;
- соблюдение платежей дисциплины собственниками помещений в многоквартирных домах: уровень собираемости платежей собственников помещений за последние шесть месяцев по оплате жилого помещения и коммунальных услуг должен составлять более 85%;
- соответствие содержания заявки и приложенных к ней документов требованиям установленного порядка;
- планирование объемов финансирования работ с учетом изменения финансовых условий (динамика цен, инфляция, неритмичность финансирования).
Очередность субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Постановлением N 855, которым утверждены критерии для ранжирования.
Согласно Постановлению N 855 в редакции от 21.10.2010 г., критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подразделяются на три группы:
1) технические критерии;
2) организационные критерии;
3) финансовые критерии.
4. Согласно критериям для ранжирования очередности включения в программу один из максимальных баллов присуждается по критерию - год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию (ранее 1961 г. - 10 баллов), наряду с критерием комплексного капитального ремонта.
Некоторые из домов, принадлежащих управляющим компаниям, входящим в НП СРО "МГУ ЖКХ", которые заявились для участия а Программе, с 1957 (1 дом) по 1986 гг. постройки.
По мнению заявителей, в частности представительства НП СРО "МГУ ЖКХ" в г. Перми - ООО УК "Лидер", невключение в Программу домов 1965 года постройки, с износом более 65% является незаконным.
При этом, необходимо отметить, что причиной невключения многоквартирных домов управляющих компаний, входящих в НП СРО "МГУ ЖКХ", как установлено Комиссией Пермского УФАС России, явилось недостаточное финансирование в рамках Программы.
Кроме того, соответствие одному критерию (по году ввода в эксплуатацию) не свидетельствует о соответствии домов иным, указанным в Постановлении N 855 критериям.
По иным критериям заявки управляющих компаний, входящих в НП СРО "МГУ ЖКХ" не набрали необходимого количества баллов для включения их в Программу.
Также, из представленной в материалы дела информации следует, что по результатам ранжирования по заявкам организаций НП СРО "МГУ ЖКХ" в отношении 19 многоквартирных домов было определено от 16 до 39 баллов, в то время как перечень объектов Программы сформирован из многоквартирных домов с заявками свыше 40 баллов.
Вышеуказанное подтверждается также данными проверки, проведенной Прокуратурой г. Перми.
5. Как следует из заявления НП СРО "МГУ ЖКХ" в Программу были включены 70% домов НП "Ассоциация управляющих компаний".
Объединений, включающих СРО в г. Перми три: НП СРО "МГУ ЖКХ", НП СРО "Ассоциация УК", НП СРО "Управляющая компания ЖКХ".
При этом, как следует из результатов проверки, проведенной Прокуратурой г. Перми имеющихся в материалах дела, по результатам рассмотрения заявок УК НП "Ассоциация управляющих компаний" в Программу были включены 17 многоквартирных домов, в том числе 12 - ООО "УК Пермская модель комфорта" (в то время, как управляет компания 375 многоквартирными домами Ленинского района), 3 - ООО "УК "Мастер комфорта" (управляет 64 домами), 2 - ООО УК "Жилсервис" (управляет 128 домами Свердловского района, 190 домами Орджоникидзевского района).
Таким образом, по данным Прокуратуры г. Перми включение в Программу многоквартирных домов данных управляющих компаний, составляет 12,5 % от общего количества многоквартирных домов, включенных в Программу.
По данным, представленным УЖКХ в Программу от НП "Ассоциация управляющих компаний" были включены 44 многоквартирных дома, что составляет 32,3 % от общего количества домов, утвержденных Программой.
Следовательно, довод заявителей о создании управляющим компаниям, входящим в НП "Ассоциация управляющих компаний" необоснованных преференций является несостоятельным.
Заявителем также указано на отсутствие ответа УЖКХ администрации г. Перми на обращение НП СРО "МГУ ЖКХ" от 21.05.2010 г. об изыскании дополнительных средств, выделенных на капитальный ремонт, с участием управляющих компаний НП СРО "МГУ ЖКХ", так как ни один дом, обслуживаемый управляющими компаниями данной организации не был включен в Программу, при 65%-ом износе домов.
Специалистами УЖКХ администрации г. Перми список домов, указанный в данном обращении (19 объектов), был рассмотрен в соответствии с Постановлением администрации г. Перми N 885 от 05.09.2008 г., которым утверждены критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, где год постройки дома, по мнению УЖКХ, не являлся определяющим критерием.
Причиной не включения данных многоквартирных домов явилось недостаточное финансирование.
Из информации, представленной в материалы дела следует, что ответ на указанное обращение НП СРО "МГУ ЖКХ" от 21.05.2010 г. был дан 31.12.2010 г.
6. По мнению НП СРО "МГУ ЖКХ", изложенном в заявлении, ни одной из управляющих компаний, входящих в партнерство и подавших заявки на участие в программе, не был дан обоснованный ответ об отказе в предоставлении финансовой поддержки.
Согласно п. 4.10 Порядка решение о предоставлении (или отказе в предоставлении) финансовой поддержки сообщается Заявителю в письменной форме в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения решения конкурсной комиссией.
При этом, как пояснил представитель ООО "УК "Лидер", соответствующие ответы с отказами УЖКХ были направлены всем организациям.
Проверку вопросов, указанных в обращении НП СРО "МГУ ЖКХ" осуществляла также Прокуратура г. Перми, Главе администрации г. Перми вынесено представление по поводу отсутствия ответа на обращение НП СРО "МГУ ЖКХ" от 21.05.2010 г. в установленные сроки, иных нарушений не выявлено.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Как установлено Комиссией Пермского УФАС России, в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми при реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2010 г. отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, что предполагает прекращение в отношении данного органа местного самоуправления производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Производство по делу N 1019-10-а прекратить в связи с отсутствием в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 24 мая 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016