Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 25 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Тихенький О.Л. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Колесникова Ж.В. - ведущий специалист - эксперт контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Пашкова Н.Н. - и.о. главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
рассмотрев дело N42 по признакам нарушения ОАО "Ставропольэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение ООО УК "Комфорт" на действия ОАО "Ставропольэнергосбыт" о направлении уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Рассмотрев представленные материалы антимонопольный орган признал их достаточными для возбуждения дела N42 в отношении ОАО "Ставропольэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела представитель ООО УК "Комфорт" поддержал доводы своего заявления, считает действия ОАО "Ставропольэнергосбыт" по направлению уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии не законными и не обоснованными, вследствие чего ущемляются его законные права и интересы.
При рассмотрении дела представитель ОАО "Ставропольэнергосбыт" пояснил следующее - в соответствии со ст. ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим. Уведомление от 16.03.2011 года носит информационный характер о невыполнении ООО УК "Комфорт" обязательств по оплате электрической энергии. Расчеты за электрическую энергию производится на основании счетов, выставленных ОАО "Ставропольэнергосбыт", по тарифу "население". Сроки оплаты - 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя не производилось.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, осуществляющей продажу электрической энергии потребителям Ставропольского края, в том числе населению.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" в настоящее время является гарантирующим поставщиком. В соответствии с постановлением РЭК СК N23 от 16.10.2006 года для него определена зона деятельности на территории Ставропольского края. ОАО "Ставропольэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком в административных границах Ставропольского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности остальных гарантирующих поставщиков.
Географические границы рассматриваемого рынка - г. Ставрополь.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" - является единственным поставщиком услуг электрической энергии для жителей города Ставрополя. Предприятие включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции "поставка и реализация электрической энергии" с долей на рынке более 50% в географических границах Ставропольского края, а также в границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 года N23.
Между ОАО "Ставропольэнергосбыт" и ООО УК "Комфорт" заключен договор N1779 энергоснабжения от 01.03.2008 года. Предметом договора определено, что гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии, а "Исполнитель" приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения жилых помещений в многоквартирных домах, использования на общедомовые нужды, а так же для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях.
Следовательно, ООО УК "Комфорт" приобретает электрическую энергию в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения для населения.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" письмо за исходящим номером 017-22/1662 от 16.03.2011 года полученное ООО УК "Комфорт" 16.03.2011 года за входящим номером 16-01 направило уведомление от 16.03.2011 года о невыполнении потребителем электрической энергии договорных обязательств. Вследствие чего 24.03.2011 года ООО УК "Комфорт" будет введено частичное ограничение потребления электрической энергии, а 30.03.2011 года полное отключения подачи электрической энергии по определенным объектам управляющей компании.
Исходя из пояснения ОАО "Ставропольэнергосбыт" сумма задолженности ООО УК "Комфорт" составила более 2-х расчетных периодов подряд.
Пунктом 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N530 (далее Основные положения N530) предусмотрено, что гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящего документа, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.
Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 Правил N307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В данном случае ООО УК "Комфорт" является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию по договору энергоснабжения для целей оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а общество является ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 8 Правил N307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 89 и 91 Правил N530 исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Правоотношения ООО УК "Комфорт" и общества по снабжению электроэнергией жилых многоквартирных домов связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам и затрагивают их права и законные интересы, поэтому регулируются Правилами N307.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 78 Правил N530 гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода.
Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила N307, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N21492-СК/07 указано, что пунктом 8 Правил N307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Так, условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить пунктам 79 - 86 Правил N307 (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
Пунктами 79 и 80 Правил N307 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель может приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг.
В силу пункта 80 Правил N307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктами 85 и 86 Правил N307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить: а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме; б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Доказательства того, что задолженность ООО УК "Комфорт" составила более 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, в материалы дела не представлены, поэтому у общества отсутствовали основания для ограничения электроснабжения жилых многоквартирных домов.
Следовательно, ОАО "Ставропольэнергосбыт" направляя уведомление ООО УК "Комфорт" не имело задолженности по оплате более 6-ти месяцев, как предусмотрено действующим законодательством, а следовательно не было оснований для уведомления ООО УК "Комфорт" о введении частичного ограничения электрической энергии.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, действия ОАО "Ставропольэнергосбыт" по направлению уведомления о введении частичного ограничения режима потребления электрической энергии являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках рассмотрения дела ОАО "Ставропольэнергосбыт" представлена информация о том, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО УК "Комфорт" не производилось. Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ОАО "Ставропольэнергосбыт" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ОАО "Ставропольэнергосбыт" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2010 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016