Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 27 мая 2011 г. N 25
Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2011 г.
Решение в полном объёме изготовлено 27 мая 2011 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Камнева Н.П. |
- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
Тропин Г.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
рассмотрев дело N25 от 27.04.2011 г., возбуждённое по заявлению "_" в отношении Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (630011, г.Новосибирск, ул.Кирова, 3) по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии:
"" установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление (вх. N271э от 11.02.2011 г.) гр-на "_", в котором сообщалось, что приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторга НСО) от 29.12.2010 г. N141 утвержден "Административный регламент Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники" (далее - Регламент), согласно которому, центр технического обслуживания в Новосибирской области могут зарегистрировать только юридические лица. По мнению заявителя, указанный регламент ущемляет интересы индивидуальных предпринимателей, которые не могут зарегистрировать центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Заявитель считает, что министерство нарушило ст.15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как приняло акт, ограничивающий конкуренцию.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, в действиях Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые выражаются в принятии акта ("Административного регламента Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники", утвержденного приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141), который приводит или может привести к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Новосибирское УФАС России возбудило в отношении Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В объяснении по существу дела (исх. N769-10/32 от 11.05.2011 г.) Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области сообщило, что порядок технического обслуживания и ремонт контрольно-кассовой техники, а также условия регистрации и деятельности центров технического обслуживания Федеральным законом N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и постановлениями Правительства РФ не регулируются.
В настоящее время порядок регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин регламентирован в Положении о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ, утвержденном решением Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 06.03.1995 г. N2/18-95), которое не утратило силу и продолжает действовать в части, не противоречащей Федеральному закону N54-ФЗ.
Пунктом 1.2 указанного Положения, определено, что центром технического обслуживания контрольно-кассовых машин является юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту. Таким образом, в качестве центров технического обслуживания могут быть зарегистрированы только юридические лица.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России заявитель и представители Минпромторга НСО поддержали изложенные доводы.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы заявителя и представителей ответчика, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141 утвержден "Административный регламент Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники".
В соответствии с п.3 Регламента, заявитель - юридическое лицо, обратившееся в министерство с запросом о предоставлении государственной услуги.
Согласно п.4 Регламента заявителями являются юридические лица, оказывающие услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту.
В п.21 Регламента установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Одним из оснований для отказа в приеме документов является обращение не юридического лица.
Таким образом, в соответствии с Регламентом, индивидуальный предприниматель не может зарегистрировать центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники.
Пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральный закон N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" определяет требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения. Порядок технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин указанный закон не устанавливает. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин не является лицензируемой деятельностью. Следовательно, любой хозяйствующий субъект (организация или предприниматель) вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия её регистрации и применения определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N470 утверждено положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями. В пункте 2 указанного положения дается определение центра технического обслуживания. Центр технического обслуживания - лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технической поддержки модели контрольно-кассовой техники.
Таким образом, в Положении не конкретизируется, какое лицо (юридическое или физическое) может быть центром технического обслуживания. Следовательно, не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели могут создать и зарегистрировать центр технического обслуживания.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Пункты 3, 4, 21 "Административного регламента Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники" ограничивают возможность индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по техническому обслуживанию контрольно-кассовой техники.
Таким образом, Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области нарушило ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путём принятия акта ("Административного регламента Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники", утвержденного приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141), который приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Доводы Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области не могут быть приняты по следующим основаниям:
Решением Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 06.03.1995 г. N2/18-95) было утверждено Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ. В п.1.2 указанного положения действительно использованы понятия, согласно которым, центром технического обслуживания контрольно-кассовых машин является юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту. Кроме того, установлено, что продавцом контрольно-кассовых машин является юридическое лицо, осуществляющее продажу контрольно-кассовых машин. Однако указанные понятия противоречат понятиям, установленным Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N470. Так как положение, утвержденное Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам в 1995 году было принято до вступления в силу Федерального закона от 22.03.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и принятия Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N470, положение, принятое Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам может применяться только в части, не противоречащей федеральному закону и принятому на его основе Постановлению Правительства РФ. Принимая Регламент в 2010 году Министерство должно было использовать понятия установленные Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N470.
Кроме того, пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 г. N380 (ред. от 08.12.2005 г.) "О признании утратившими силу решений Правительства РФ по вопросам создания и деятельности координационных и совещательных органов, образованных Правительством РФ" Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 09.09.1993 г. N903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" признано утратившим силу. Положение, утвержденное решением Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и не имеет статуса нормативно-правового акта.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" путём принятия акта ("Административного регламента Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники", утвержденного приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141), который приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области необходимо внести изменения в Административный регламент Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники", утвержденный приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141, исключив положения, нарушающие антимонопольное законодательство.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А.А. Ельчанинов
Н.П. Камнева
Г.В. Тропин |
ПРЕДПИСАНИЕ N 21
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
27 мая 2011 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Космиссии;
Тропин Г.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федерального закона "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 27.05.2011 г. по делу N25 от 27.04.2011 г., возбужденному по заявлению "_" в отношении Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (630011, г.Новосибирск, ул.Кирова, 3) по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
1. Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области в срок до 10.06.2011 г. прекратить нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. С целью устранения нарушения Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области необходимо совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, а именно внести изменения в Административный регламент Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области предоставления государственной услуги по регистрации центров технического обслуживания контрольно-кассовой техники", утвержденный приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.12.2010 г. N141, изменив пункты 3, 4, 21 указанного регламента, которые исключают возможность индивидуальным предпринимателям зарегистрировать центр технического обслуживания контрольно-кассовой техники.
3. Об исполнении настоящего предписания Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России с приложением подтверждающих документов в срок до 15.06.2011 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии: Н.П. Камнева
Г.В. Тропин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 мая 2011 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016