Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 31 мая 2011 г. N 20
Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2011 г.
Решение в полном объёме изготовлено 31 мая 2011 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Камнева Н.П. |
- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
Тропин Г.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, |
рассмотрев дело N20 от 29.03.2011 г., возбуждённое по материалам, поступившим из Новосибирской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по признакам нарушения администрацией р.п.Кольцово Новосибирской области (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Кольцово, д.14) и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (630559, Новосибирская область, р.п.Кольцово, д.12) ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
от администрации р.п.Кольцово - "_" (по доверенности "_");
от МУП ЖКХ "САДВЭЛ" "_" (по доверенности "_"), установила:
В феврале 2011 г. Новосибирским УФАС России совместно с Новосибирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах было проведено выездное контрольное мероприятие по проверке соблюдения законодательства о размещении заказов администрацией р.п.Кольцово Новосибирской области. В ходе проведения проверки было установлено, что администрацией р.п.Кольцово предоставлялись субсидии МУП ЖКХ "САДВЭЛ".
Для получения дополнительных доказательств Новосибирское УФАС России направило запрос в администрацию р.п.Кольцово с просьбой предоставить заверенные копии договоров субсидирования (с дополнительными соглашениями), заключенные администрацией р.п.Кольцово с МУП ЖКХ "САДВЭЛ" в 2010-2011 гг.
Администрация р.п.Кольцово письмом от 10.03.2011 г. N2.20/460 предоставила договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N12 от 16.03.2010 г., договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N62 от 19.07.2010 г., договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N6 от 24.02.2011 г.
В результате анализа полученных документов было установлено, что в соответствии с указанными договорами администрация р.п.Кольцово предоставила субсидии МУП ЖКХ "САДВЭЛ".
В соответствии с ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно ч.1 ст.10 указанного закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В нарушение ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ и ч.1 ст.10 Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" администрация р.п.Кольцово провела размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, путём заключения с МУП ЖКХ "САДВЭЛ" договоров субсидирования и предоставлению, в соответствии с указанным договорами, субсидий указанному предприятию.
Указанные действия администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (размещение заказов для муниципальных нужд у МУП ЖКХ "САДВЭЛ" без проведения торгов) приводят или могут привести к ограничению конкуренции, так как иные хозяйствующие субъекты (организации, предприниматели), выполняющие или которые могли выполнять подобные работы (благоустройство, озеленение, организацию уличного освещения), были лишены возможности принять участие в размещении муниципальных заказов.
Согласно ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях администрации р.п.Кольцово (органа местного самоуправления) и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (хозяйствующего субъекта), выразившихся в заключении соглашений (договоров субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N12 от 16.03.2010 г., N62 от 19.07.2010 г., N6 от 24.02.2011 г.), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке работ по благоустройству, озеленению, организации уличного освещения, усматриваются признаки нарушения ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Новосибирское УФАС России возбудило в отношении администрации р.п.Кольцово Новосибирской области и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В объяснении по существу дела (исх. N3243 от 20.04.2011 г.) администрация р.п.Кольцово сообщила, что, предоставляя субсидии МУП ЖКХ "САДВЭЛ", администрация руководствовалась статьей 78 Бюджетного кодекса РФ и Порядком предоставления в 2008 году и плановом периоде 2009 и 2010 годов субсидий муниципальным унитарным предприятиям за счёт средств бюджета р.п.Кольцово (утвержден постановлением главы р.п.Кольцово от 02.06.2008 г. N240).
В объяснении по существу дела (исх. N08/340 от 19.04.2011 г.) МУП ЖКХ "САДВЭЛ" сообщило, что заключение договоров субсидирования с администрацией р.п.Кольцово, в целях возмещения затрат предприятия по благоустройству территории р.п.Кольцово, полностью соответствует нормам действующего бюджетного и гражданского законодательства.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" поддержали свои доводы.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей ответчиков, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Администрация р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" заключили договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N12 от 16.03.2010 г. Согласно п.1 указанного договора администрация предоставляет предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию из бюджета р.п.Кольцово в целях возмещения затрат, понесенных предприятием при осуществлении благоустройства, озеленения и уличного освещения территории р.п.Кольцово. Размер субсидии 4 094 211 рублей (п.3.2 договора). Срок действия договора с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г.
20 июня 2010 г. было заключено дополнительное соглашение N1 к договору субсидирования N12 от 16.03.2010 г., согласно которому п.3.2 договора был изменен, размер субсидии был увеличен и составил 4 292 804 руб. 37 коп.
19 июля 2010 г. администрация р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" заключили договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N62 от 19.07.2010 г. Согласно п.1 указанного договора администрация предоставляет предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию из бюджета р.п.Кольцово в целях возмещения затрат, понесенных предприятием при осуществлении благоустройства, озеленения и уличного освещения территории р.п.Кольцово. Размер субсидии 4 094 100 рублей (п.3.2 договора). Срок действия договора с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 г.
6 декабря 2010 г. было заключено дополнительное соглашение N1 к договору субсидирования N62 от 19.03.2010 г., согласно которому п.3.2 договора был изменен, размер субсидии увеличен и составил 4 994 676 руб. 25 коп.
24 февраля 2011 г. администрация р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" заключили договор субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N6 от 24.02.2011 г. Согласно п.1 указанного договора администрация предоставляет предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию из бюджета р.п.Кольцово в целях возмещения затрат, понесенных предприятием при осуществлении благоустройства и уличного освещения территории р.п.Кольцово. Размер субсидии 8 964 083 рублей (п.3.2 договора). Срок действия договора с 01.01.2011 г. по 30.08.2011 г.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства и озеленения территории поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 указанного закона организация освещения улиц также относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Таким образом, благоустройство, озеленение территории поселения и освещение улиц за счёт бюджетных средств является муниципальными нуждами.
В соответствии с ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно ч.1 ст.10 указанного закона размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В нарушение ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ и ч.1 ст.10 Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" администрация р.п.Кольцово провела размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, путём заключения с МУП ЖКХ "САДВЭЛ" договоров субсидирования и предоставлению в соответствии с указанными договорами субсидий указанному предприятию.
Указанные действия администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (размещение заказов для муниципальных нужд у МУП ЖКХ "САДВЭЛ" без проведения торгов) приводят или могут привести к ограничению конкуренции, так как иные хозяйствующие субъекты (организации, предприниматели), выполняющие или которые могли выполнять подобные работы (благоустройство, озеленение, организацию уличного освещения), были лишены возможности принять участие в размещении муниципальных заказов.
Согласно ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом администрация р.п.Кольцово (орган местного самоуправления) и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (хозяйствующий субъект), заключив соглашения (договора субсидирования МУП ЖКХ "САДВЭЛ" N12 от 16.03.2010 г., N62 от 19.07.2010 г., N6 от 24.02.2011 г.), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке работ по благоустройству, озеленению, организации уличного освещения, совершили нарушение ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию р.п.Кольцово Новосибирской области и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" нарушившими ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" путём заключения соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации р.п.Кольцово Новосибирской области и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью устранения нарушения администрации р.п.Кольцово Новосибирской области и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" необходимо расторгнуть договоры субсидирования N12 от 16.03.2010 г., N62 от 19.07.2010 г., N6 от 24.02.2011 г.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
А.А. Ельчанинов
Н.П. Камнева
Г.В. Тропин |
ПРЕДПИСАНИЕ N 23
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
31 мая 2011 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Космиссии;
Тропин Г.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федерального закона "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 31.05.2011 г. по делу N20 от 29.03.2011 г., возбужденному по признакам нарушения администрацией р.п.Кольцово Новосибирской области (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Кольцово, д.14) и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" (630559, Новосибирская область, р.п.Кольцово, д.12) ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" прекратить нарушение ст.16 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. С целью устранения нарушения администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" необходимо до 15.06.2011 г. расторгнуть договоры субсидирования N12 от 16.03.2010 г., N62 от 19.07.2010 г., N6 от 24.02.2011 г.
3. Об исполнении настоящего предписания администрации р.п.Кольцово и МУП ЖКХ "САДВЭЛ" письменно сообщить в Новосибирское УФАС России, с приложением подтверждающих документов, в срок до 20.06.2011 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии: Н.П. Камнева
Г.В. Тропин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 мая 2011 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016