Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 26 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "18" мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" мая 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 17 от 05.05.2011 г. по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее МУП "Горно-Алтайское ЖКХ") (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 245) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя МУП "Горно-Алтайское ЖКХ", установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление (вх. N921 от 11.04.2011 г.) от индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В данном заявлении заявитель просит выяснить, на сколько правомерно МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" производит включение в оплату за тепловую энергию инвестиционную надбавку к тарифу для потребителей на тепловую энергию.
В целях проверки фактов, изложенных в вышеуказанном заявлении, УФАС по РА направило запрос заявителю о предоставлении документов, подтверждающих факт нарушения антимонопольного законодательства.
Запрошенная информация и копии документов управлением были получены своевременно.
Заявителем представлены следующие документы, свидетельствующие о нарушении антимонопольного законодательства:
- счет-фактура N 29 от 31 января 2011 г.,
- счет-фактура N 375 от 28 февраля 2011 г.,
- счет-фактура N 739 от 31 марта 2011 г.
Согласно данным счетам- фактурам, МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" в период с 01.01.2011 г по 16.03.2011 г., при выставлении счетов к оплате за потребленную тепловую энергию помимо стоимости услуги теплоснабжения, установленной Постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай, включало инвестиционную надбавку к тарифу на тепловую энергию, которая не была утверждена в установленном нормативными правовыми актами порядке.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, и на основании ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" управлением в адрес МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" был направлен запрос (исх. N674/12 от 15.04.2011 г.) о предоставлении документов и информации с нормативно-правовым обоснованием фактов, изложенных в заявлении.
МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" на вышеуказанный запрос УФАС по РА о представлении информации (исх. N674/12 от 15.04.2011 г.) представило следующие документы и информацию:
- Копию решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 10 марта 2011 года N32-1 "О внесении изменений в отдельные решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов";
- Копию устава МУП "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", утвержденного Распоряжением Мэра города Горно-Алтайска N1888-р от 28.12.2010 г.;
- Копию договора на пользование имуществом (аренда), заключенного между МУП "Горно-Алтайское ЖКХ", действующего на основании Устава, с одной стороны и ООО "Горно-Алтайтеплопром" в лице Управляющего, действующего на основании Устава с другой стороны б/н от 20 августа 2010 г.;
- Копию Распоряжения Администрации города Горно-Алтайска N1480-р от 25.10.10г. "Об определении единой теплосбытовой компании";
- Копию Распоряжения МУ "Управление по имуществу и земельным отношением города Горно-Алтайска" N94 от 24 августа 2010 г. "О закреплении имущества казны муниципального образования "город Горно-Алтайск"";
- Копию Акта приема-передачи к распоряжению "О закреплении имущества казны муниципального образования "Город Горно-Алтайск"" N 94 от 24.08.2010 г.;
- Сопроводительное письмо N348 от 22 апреля 2011 г.
В данном сопроводительном письме, МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" поясняет, что здание, расположенное по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 1 отапливается котельной N 4 (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 13), следовательно, ИП является потребителем тепловой энергии, отпускаемой газовой котельной N 4.
УФАС по РА проанализировав представленные сторонами документы, пришла к выводу, что в действиях МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в начислении потребителям инвестиционной надбавки к тарифам на тепловую энергию, не утвержденной в установленном законом порядке.
По выявленным признакам нарушения, руководителем УФАС по РА был издан приказ N 75 от 05.05.2011 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в отношении МУП "Горно-Алтайское ЖКХ".
Председателем Комиссии УФАС по РА в соответствии с вышеуказанным приказом было вынесено определение о назначении дела N 17 от 05.05.2011 г. о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 18.05.2011 г. на 10-00 ч.
На Комиссию УФАС по РА МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" представило запрашиваемые документы, без письменного пояснения.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев представленную вышеуказанными субъектами информацию, заслушав доводы представителя стороны, пришла к выводам:
1. МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" является субъектом естественной монополии и включено постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 17.12.2010 г. N 19/6 в "Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (раздел 1. Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационном номере 02.1.85).
МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" осуществляет услуги по передаче тепловой энергии, и в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г N147-ФЗ "О естественных монополиях" данная деятельность отнесена к сфере деятельности естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" занимает доминирующее положение, и на его действия распространяются запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в которой хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия (бездействия), результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования.
2. Согласно п. 57. Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей. Представительные органы муниципальных образований, согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 года 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вправе устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В МО "город Горно-Алтайск" надбавка к ценам (тарифам) утверждается решением Горно-Алтайского городского совета депутатов.
МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" за период с 01.01.2011 г. по 16.03.2011 г при выставлении счетов за тепловую энергию, отпускаемую котельной N4, помимо установленной Комитетом по тарифам Республики Алтай цены (тарифа) на тепловую энергию включало в оплату инвестиционную надбавку в размере 321,61 руб./Гкал. Однако, предъявляемая в вышеуказанный период МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" инвестиционная надбавка не была утверждена в установленном нормативно- правовыми актами порядке. Данная надбавка к тарифу на тепловую энергию, отпускаемую газовой котельной N 4, принадлежащей МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" (согласно Распоряжению МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" от 24 августа 2010 г. N 94 "О закреплении имущества казны муниципального образования "город Горно-Алтайск"), была утверждена Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 10 марта 2011 г. N32-1. Данное решение вступило в законную силу с момента опубликования (16 марта 2011 г.).
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются ущемление интересов других лиц (в данном случае ИП Казанцева Е.В., который производит оплату за потребленную тепловую энергию), а именно нарушение установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования.
Представитель МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" по доверенности, на вопрос председателя Комиссии УФАС по РА о правомерности предъявления с 01.01.2011 г. по 16.03.2011 г. к оплате инвестиционной надбавки пояснила, что включение в оплату данной инвестиционной надбавки осуществлялось МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" исключительно по распоряжению администрации. Однако доказательств данного факта Комиссии представлено не было, так как, согласно пояснениям юрисконсульта, распоряжения администрации были в устной форме.
На основании рассмотренных фактов, Комиссия УФАС по РА считает, что МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушения выразились в том, что МУП "Горно-Алтайское ЖКХ", занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии, злоупотребило своим доминирующим положением в части ущемления интересов других лиц, а именно нарушило установленный нормативно правовыми актами порядок ценообразования.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать в действиях МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (начисление ИП Казанцеву В.Е. инвестиционной надбавки к тарифам на тепловую энергию за период с 01.01.2011 г. по 16.03.2011 г., не утвержденной в установленном законом порядке), которое привело к ущемлению интересов других лиц.
2. Выдать МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 13.06.2011 г. произвести перерасчет потребителям тепловой энергии, отпускаемой газовой котельной N4, в части возврата инвестиционной надбавки к ценам (тарифам) на тепловую энергию, незаконно предъявленную для оплаты потребителям в период с 01.01.2011 г. по 16.03.2011 г.
3. Направить материалы дела должностному лицу УФАС по РА для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП в отношении виновных лиц.
ПРЕДПИСАНИЕ N 17
"26" мая 2011 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 26.05.2011 г. по делу N 17 о нарушении МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. МУП "Горно-Алтайское ЖКХ" устранить последствия нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в срок до 13.06.2011 г. произвести потребителям тепловой энергии, отпускаемой газовой котельной N4, перерасчет, в части возврата размера инвестиционной надбавки к ценам (тарифам) на тепловую энергию, незаконно предъявленной для оплаты потребителям в период с 01.01.2011 г. по 16.03.2011 г.
2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в адрес УФАС по РА не позднее пяти дней с момента исполнения настоящего предписания с приложением подтверждающих документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 26 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016