Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 30 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Галичина Л.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии: |
Бромберг М.В. - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Кузнецова И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 16-2011, возбужденное по факту распространения на сайте http://www.74.ru и с использованием рекламных листовок рекламы кредитного продукта ОАО "ОТП Банк", содержащей сведения о процентной ставке по кредиту без указания всех иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, с признаками нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ОАО "ОТП Банк" <_> действующей на основании доверенности от 22.09.2010 б/н, личность удостоверена по паспорту,
УСТАНОВИЛА:
Челябинским УФАС России было выявлено, что в городе Челябинске с использованием бумажных листовок распространяется реклама кредитов "ОТП Банк", содержащая сведения: "Кредиты от 10,9% без справок и поручителей!!! ОТП Банк ул. Воровского 13 тел. 245 06 98 ул. Богдана Хмельницкого 17 тел. 778 52 93".
Кроме того, на главной странице сайта http://www.74.ru распространялась реклама кредитного продукта ОАО "ОТП-Банк" путем размещения баннера с двумя поочередно сменяющими друг друга слайдами, на одном из которых указан размер процентной ставки по кредиту. Иные условия, влияющие на стоимость кредита, в рекламе отсутствовали, что подтверждается актом осмотра сайта http://www.74.ru от 16 марта 2011 года N 59-2011.
Таким образом, как в рекламных листовках, так и в рекламе, распространенной в сети Интернет на сайте http://www.74.ru указано одно из условий, определяющих фактическую стоимость рекламируемого кредитного продукта, - процентная ставка (10,9 %), а все иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, отсутствуют, что противоречит части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Как следует из письменных и устных объяснений представителя ОАО "ОТП Банк", банк не является изготовителем и распространителем рекламной листовки, имеющейся в материалах дела. Согласно действующей внутренней политике банка реклама ОАО "ОТП Банк" не распространяется путем размещения объявлений, листовок либо иной печатной продукции на фасадах зданий, мачтах городского освещения. Также ОАО "ОТП Банк" считает, что реклама, размещенная на сайте http://www.74.ru, соответствует требованиям статьи 28 Федерального закона "О рекламе". В подтверждение своих доводов представителем ОАО "ОТП Банк" была представлена эфирная справка от владельца сайта http://www.74.ru о том, что реклама ОАО "ОТП Банк" на указанном сайте состояла из трех кадров. В третьем кадре присутствовали иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита (сумма кредита, сроки его предоставления, обеспечение кредита, наличие и размер комиссий). В акте осмотра сайта Челябинского УФАС России наличие третьего кадра не зафиксировано по невнимательности специалистов Челябинского УФАС России или по техническим причинам.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Материалами дела не подтверждается, что распространителем листовки с рекламой кредита "ОТП Банк" являлось именно ОАО "ОТП Банк". При этом, как следует из представленной ОАО "ОТП Банк" инструкции по размещению рекламно-информационных материалов ОАО "ОТП Банк", распространяемых вне офиса, запрещено размещать рекламу банка на заборах, досках объявлений, в лифтовых кабинах. Таким образом, факт размещения рекламы с использованием листовок ОАО "ОТП Банк" не установлен. Получить сведения о лице, изготовившем и распространившем данную листовку, не представляется возможным.
Учитывая представленную эфирную справку от владельца сайта http://www.74.ru и объяснения рекламораспространителя ООО "Рекламное агентство "Кафе Реклам", Комиссия пришла к выводу, что ОАО "ОТП Банк" подтверждено наличие в рекламе кредитного продукта, размещенной на сайте http://www.74.ru, третьего кадра.
На первом кадре рекламы присутствовали сведения: "10,9% годовых в рублях ОАО "ОТП Банк" реклама. Подробнее условия см. здесь". На втором слайде был указан рекламный слоган: "Отличный кредит наличными. ОАО "ОТП Банк" реклама". Третий кадр содержал следующий текст: "Сумма от 15 000 до 750 000 рублей. Ставка 10,9% годовых. Срок 1-6 месяцев. Обеспечение: поручительство физического лица. Единовременная плата 2% от суммы кредита. Ежемесячная плата не взимается. Досрочное погашение без комиссий, минимальная сумма не менее 4 000 рублей без учета ежемесячного платежа. Условия действительны на 15.03.2011". Кадры сменяли друг друга в рекламном баннере через непродолжительный период времени, а именно с интервалом в несколько секунд.
Таким образом, сведения о процентной ставке указаны отдельно от иных условий предоставления кредита и могут быть не прочитаны потребителем по следующим основаниям.
Главная страница сайта http://www.74.ru используется для указания активных ссылок на конкретные справочно-информационные материалы или разделы, поэтому пользователи, осуществляя переход с главной страницы в соответствующий раздел, воспринимают информацию, указанную на ней, в течение короткого промежутка времени.
При загрузке главной страницы сайта http://www.74.ru потребитель мог, не дождавшись третьего кадра, прочитать сведения на первых двух кадрах, получив таким образом информацию только о размере процентной ставки по кредитам ОАО "ОТП Банк".
Указанные особенности восприятия рекламы кредитного продукта "ОТП Банк", размещенной на баннере из трех кадров, свидетельствуют о необходимости указания всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита, в одном кадре, что обеспечит получение потребителем не только привлекательной для него информации, но и сведений, способных обмануть ожидания потенциальных заемщиков.
Указание иных условий предоставления кредита (сумма кредита, сроки его предоставления, обеспечение кредита, наличие и размер комиссий) отдельно от сведений о процентной ставке приравнивается к отсутствию таких условий в рекламе кредитного продукта ОАО "ОТП Банк".
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального Закона РФ "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, реклама ОАО "ОТП Банк", размещенная в сети Интернет на сайте http://www.74.ru, содержащая сведения об одном из условий, влияющем на стоимость кредита, а именно - процентную ставку, равную 10,9% годовых, при отсутствии всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, нарушает часть 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку реклама, содержащая сведения о процентной ставке по кредиту ОАО "ОТП Банк", направлена на формирование у потребителя желания получить данный кредит, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.
Отсутствие в рекламе какой-либо части существенной информации о предоставлении кредита приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение получить рекламируемый кредит, а значит, противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО "ОТП Банк" как лицо, оказывающее рекламируемую банковскую услугу и определившее объект рекламирования и содержание рекламы, что подтверждается письменными и устными объяснениями ОАО "ОТП Банк", а также представленным данной организацией дополнительным соглашением N 2/11 к договору N 1 от 26 марта 2008 года, заключенному между ОАО "ОТП БАНК" и ООО "Рекламное агентство "Кафе Реклам".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу кредитного продукта ОАО "ОТП Банк", размещенную в сети Интернет на главной странице сайта http://www.74.ru, содержащую одно из условий, влияющих на стоимость кредита, а именно процентную ставку 10,9% годовых, при отсутствии иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ОАО "ОТП Банк" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "ОТП Банк".
Решение изготовлено в полном объеме 2 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
М.В. Бромберг
И.А.Кузнецова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
30 мая 2011 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Л.Н. Галичина, заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
Члены Комиссии: М.В.Бромберг - главный специалист-
эксперт отдела контроля за рекламой
недобросовестной конкуренцией;
И.А. Кузнецова - специалист 1 разряда
отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией;
на основании своего решения от 30 мая 2011 года по делу N 16-2011 о признании рекламы кредитного продукта ОАО "ОТП Банк", размещенной в сети Интернет на главной странице сайта http://www.74.ru, содержащей одно из условий, влияющих на стоимость кредита, а именно процентную ставку 10,9% годовых, при отсутствии иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "ОТП Банк" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а именно не распространять в сети Интернет рекламу кредитов ОАО "ОТП Банк", в которой при указании одного из условий, влияющих на стоимость кредита, а именно процентной ставки 10,9% годовых, отсутствуют иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
2. ОАО "ОТП Банк" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 июля 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
М.В. Бромберг
И.А. Кузнецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016