Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 30 мая 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30.05.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев 25.05.2011 г. дело N 18 от 05.05.2011 г. по признакам нарушения Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о конкуренции), установила:
Дело рассматривалось в присутствии представителей Заявителя ОАО "Горно-Алтайский завод ЖБИ" по доверенности от 25.05.2011 г., Ответчика заместителя министра туризма и предпринимательства Республики Алтай по доверенности от 25.05.2011 г.
В адрес Управления 14.04.2011 поступило заявление генерального директора ОАО "Горно-Алтайский ЗЖБИ" В.С. Манышева по навязыванию субъектам малого и среднего предпринимательства (через органы местного самоуправления) сотрудничества с ООО "Майминский ЗЖБИ", путем заключение договоров на поставку продукции.
В ходе рассмотрения заявления ОАО "Горно-Алтайский ЗЖБИ" управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в действиях Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Признаки нарушения выразились в том, что 08.04.2011 г. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай в рамках исполнения данного поручения направило в адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай письма об организации сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с ООО "Майминский завод железобетонных изделий" в части заключения договоров, контрактов на поставку продукции предприятия.
По признакам выявленного нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Управлением на основании приказа N 72 от 05.05.2011 г. возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай. Рассмотрение дела назначено на 25.05.2011 г. в 11-00 часов.
На Определение о назначении дела N 18 от 05.05.2011 г. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай 23.05.2011 г. представило письменное пояснение, согласно которому "во исполнение резолюции Заместителя Председателя Правительства РА и в целях исполнения п. 2 Постановления Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай нами были разосланы письма в муниципальные образования и Министерство регионального развития Республик Алтай. Сроки реагирования были определены исходя из срока исполнения указанных в резолюции письма Правительства от 231.03.2011 г. NППГ/7. Ответ на запрос был представлен только Министерством регионального развития РА".
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России (далее по тексту - Комиссия), изучив представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, пришла к выводам:
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование, оказание государственных услуг, реализацию правоприменительных и иных функций в сфере развития туризма, предпринимательства и деятельности социальных инвесторов в Республике Алтай (Положение о Министерстве туризма и предпринимательства Республики Алтай, утвержденное постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2007 N 44).
08.04.2011 г. Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай в адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай направлены письма об организации сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с ООО "Майминский завод железобетонных изделий" в части заключения договоров, контрактов на поставку продукции предприятия.
Согласно письменным пояснениям Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 23.05.2011 г. данные письма направлены в целях исполнения п. 2 Постановления Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.03.2011 г. N18.
Президиум Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай 16.03.2011 г. своим постановлением N18 "О финансовом состоянии, проблемах и перспективах развития ООО "Майминский завод железобетонных изделий" в п. 2 рекомендовал Правительству Республики Алтай проработать вопрос об организации сотрудничества ООО "Майминский завод железобетонных изделий" с предприятиями, имеющими приоритетное значение для социально-экономического развития Республики Алтай.
Конкретная форма сотрудничества (заключение договоров, проведение выставки, реклама продукции и т.д.) в постановлении Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не прописана.
Представитель Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай по доверенности на вопрос председателя Комиссии УФАС по Республики Алтай в связи с чем, Министерством принято решение о направлении писем об организации сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с ООО "Майминский завод железобетонных изделий" именно в части заключения договоров, контрактов на поставку продукции предприятия, пояснил, что Министерство выполняло поручение заместителя Председателя Правительства Республики Алтай и что, направленные Министерством письма носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Комиссия считает данное устное пояснение необоснованным:
1. Согласно информации, представленной Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай в УФАС по РА 25.04.2011 г. за N756, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай 28.03.2011 г. отписал постановление Президиума Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.03.2011 г. N18 министру туризма и предпринимательства Республики Алтай Ларину Е.В. "для контроля". Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай Комиссии не представлено иных документов, подтверждающих факт того, что Правительством Республики Алтай Министерству дано поручение направить письма в органы власти (муниципальные, региональные) об организации сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с ООО "Майминский завод железобетонных изделий" путем заключения договоров на поставку продукции предприятия.
2. При анализе писем, направленных Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай 08.04.2011 г. в адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай (исх. N638, N639) Комиссией установлено, что Министерством установлен кратчайший срок исполнения данных писем (а именно до 15.04.2011 г., т.е. 5 рабочих дней) и форма ответа (таблица, предусматривающая заполнение информации о проделанной работе и сведений о заключенных договорах, контрактах). Следовательно, сделать вывод о том, что данные письма носят рекомендательный характер лишь по фразе "прошу Вас", на которую указывает в своем устном пояснении представитель Министерства по доверенности, Комиссия не может.
Таким образом, направление писем о даче хозяйствующим субъектам указаний о сотрудничестве с конкретным поставщиком продукции, может привести к ограничению конкуренции на рынке реализации (обращению) данного товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
На территории МО "город Горно-Алтайск" и МО "Майминский район" действуют два завода, занимающихся производством и реализацией железобетонных изделий - это ОАО "Горно-Алтайский ЗЖБИ" и ООО "Майминский ЗЖБИ" (т.е. являются конкурентами).
Тот факт, что в управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай обратилось ОАО "Горно-Алтайский ЗЖБИ" с заявлением свидетельствует о том, что письма Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай от 08.04.2011 г. NN638-639 приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по реализации продукции ЗЖБИ.
Таким образом, Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" совершило действие, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции (а именно направило письма об организации сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с ООО "Майминский завод железобетонных изделий" в части заключения договоров, контрактов на поставку продукции предприятия).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, решила:
1. Признать Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с совершением действий (направление писем), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В предписании указать: Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно направить письма в адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай об отзыве писем от 08.04.2011 г. исх. NN 638, 639.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по Республики Алтай для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N18
30 мая 2011 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.05.2011 г. по делу N 18 от 05.05.2011 г. о нарушении Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно направить письма в адрес администраций муниципальных образований Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай об отзыве писем от 08.04.2011 г. исх. NN 638, 639.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 30 июня 2011 г., представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, об исполнении данного предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 30 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016