Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 18 мая 2011 г. N А-59 /10-11
Резолютивная часть решения оглашена "05" мая 2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
В полном объеме решение изготовлено "18" мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Рассмотрев на заседании Комиссии дело N А-59/10-11, возбужденное по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 11.03.2011 г. поступила жалоба председателя СНТ "Локомотив N88" Подоксенова С.Г. (450056, РБ, г. Уфа, Металлобаза) на действия ООО "Новое время" связанные с необоснованным отключением электроэнергии объектов СНТ "Локомотив N88"
01.04.2011 года из Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило по подведомственности обращение председателя СНТ "Вишня" Никоновой А.С. по вопросу аналогичному СНТ "Локомотив N88"
Дело о нарушении антимонопольного законодательства N А-59/10-11 возбуждено приказом Башкортостанского УФАС России N 97 от 11.04.2011 года в отношении ООО "Новое время" (450520, РБ, Уфимский район, с. Зубово, промышленная зона Уршак).
Определением от 11.04.2011 года рассмотрение дела назначено на 05.05.2011 года в 10 час.30 мин. Документы и материалы дела, запрошенные определением у участников дела приобщены к материалам дела.
По информации Заявителей следует, что электроснабжение обеспечивается с трансформаторов ООО "Новое время" расположенного по адресу: 450520, РБ, Уфимский район, с. Зубово, промышленная зона Уршак. У СНТ "Локомотив N88" и "Вишня" с ООО "Новое время" были заключены договора на выполнение работ по техническому обслуживание и текущему ремонту электрооборудования. Стоимость и объем предоставляемых услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических сетей пропорционален доле потребляемой электрической энергии Заказчиком, что составляет 25% ежемесячной стоимости потребленной электрической энергии.
По информации ООО "Новое время" следует, в соответствии с заключенными договорами N 11/1-Н/В и N 12/1-Н/В в течение 2010 года производило техническое обслуживание и текущий ремонт электрический сетей, принадлежащих ему на праве собственности, через которые передавалась электрическая энергия СНТ "Локомотив N88" и СНТ "Вишня" В связи с плановым расширением предприятия ООО "Новое время" увеличением потребления электрической энергии письмом N56/01 от 14.12.2010 года уведомили СНТ "Локомотив N88" о том, что ООО "Новое время" не имеет возможности в 2011 году оказывать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрооборудования по передачи электроэнергии. Массовое превышение потребляемой мощности приводит к перезагрузки сети и частым перебоям в электроснабжении, а на территории предприятия имеются производственные цеха, относящиеся к электроприемникам второй категории, для которых перебой в электроснабжении приведет к вынужденному простою производства и снижению выпуска продукции.
В ответ на запрос N 5/2362 от 24 марта 2011 года Управления ООО "Новое время" сообщило, что в настоящее время общество испытывает нехватку мощностей. В пиковые режимы нагрузки силой трансформатор N2ТМ-630/6/0,4кВ предприятия ООО "Новое время" питающийся от подстанции Аэропорт92 фидер N24 работает в режиме 100% загрузки. При превышении мощностей приведет к необратимым последствиям. Кроме того, как указывает ООО "Новое время трансформаторная подстанция находится в аварийном состоянии, в связи с этим и во избежание аварийных ситуации ООО "Новое время" принято решение о замене трансформаторов N2ТМ-630/6/0,4 кВ. Письмом N127/01 от 30.032011г. ООО "Новое время предложило СНТ "Локомотив N88" разделить долю финансовых затрат по замене трансформаторов. В случае отказа от участия в финансовых затратах ООО "Новое время" будет вынуждено отказать СНТ "Локомотив N88" и СНТ "Вишня" в оказании услуг по передаче электрической энергии.
2. Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Поставка электрической энергии на объект СНТ "Локомотив N88" осуществляется согласно договору электроснабжения N10505 от 02.06.2008 года, заключенному между ОАО "Башкирэнерго" и СНТ "Локомотив N88"
Поставка электрической энергии на объект СНТ "Вишня" осуществляется согласно договору электроснабжения N10421 от 27.12.2007 года, заключенному между ОАО "Башкирэнерго" и СНТ "Вишня"
В соответствии с вышеуказанными договорами гарантирующий поставщик обязался осуществить продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенным договорами, обеспечивать оказания услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, путем привлечения третьих лиц, а потребители обязались принимать и своевременно оплачивать приобретенную электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договорами и действующим законодательством.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 02.06.2008 года к договору электроснабжения N10505 от 02.06.2008 года, владельцем сетей, оказывающим услуги по передачи электрической энергии (Посредник) является ООО "Новое время" на балансе которого находится ТП ООО "Новове время" 630 кВ 6/04 кВ и ВРУ-04 кВ. На балансе СНТ "Локомотив N88" (Потребитель) находится КЛ-0,4 кВ от ВРУ-0,4кВ столовой ООО "Новое время" (кабель АПВТ 50*34*16 L-100-м) до РУ-0,4 СНТ "Локомотив-88" прибор учета ЦЭ 680ЗВ 6N028208.
В данном случае ООО "Новое время" не является гарантирующим поставщиком, энергосбытовой или сетевой организацией. Виды деятельности, связанные с продажей или передачей электрической энергии, не являются основными видами его деятельности. Фактически ООО "Новое время" признается иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.
ООО "Новое время" являясь единственным владельцем объектов электросетевого хозяйства, обеспечивает подачу электрической энергии на объекты Заявителей.
У СНТ "Локомотив N88" и СНТ "Вишня" с ООО "Новое время" были заключены договора на выполнение работ по техническому обслуживание и текущему ремонту электрооборудования (N11/1-Н/В с СНТ "Вишня" N12/1-Н/В с СНТ "Локомотив N88"). Предметом данных договоров является, что Исполнитель (ООО "Новое время") производит техническое обслуживание и текущий ремонт электрических сетей, принадлежащих ему на праве собственности, через которые передается электрическая энергия Заказчику (Заявители). Заказчик обязуется оплачивать техническое обслуживание и текущий ремонт электрических сетей в порядке, установленном разделом 3 данных договоров.
Согласно п.3.1 данных договоров следует, что стоимость и объем предоставляемых услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических сетей пропорционален доле потребляемой электрической энергии Заказчиком, что составляет 25% ежемесячной стоимости потребленной электрической энергии Заказчиком.
Подтверждение проведения каких-либо работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей ООО "Новое время" не представило.
Из вышеуказанного следует, что ООО "Новое время" взимает плату за передачу электрической энергии у потребителей СНТ "Локомотив N88" и СНТ "Вишня" что прямозапрещено действующим законодательством.
На заседание комиссии были представлены документы от СНТ "Вишня" подтверждающие факт отключения электроэнергии на объекты Заявителей: акт о том, что ООО "Новое время" самовольно, без уведомления, произвело отключение электрической энергии на объекты СНТ "Вишня" 28 февраля, 1-2 марта, 18-21 апреля 2011 года, подписанный комиссией в составе: Мухалляповой З.Д. (участок 44), Хамидуллина А.Х. (участок 40), Ташбулатова (участок 37), Сюсит Л.К. (участок 51).
Также Комиссией Управления установлено, что на момент прекращения подачи электрической энергии на объекты Заявителей, задолженность за потребленную электрическую энергию отсутствовала.
В соответствии с п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N530, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан считает, что отключение электроэнергии произведено в нарушении статей 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 113, 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г.N530.
Ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса
снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
ООО "Новое время" не представлены доказательства наличия хотя бы одного из вышеуказанных оснований, позволяющего ввести ограничение в отношении Заявителя. Таким образом, ООО "Новое время" не вправе было прекращать подачу электрической энергии на объект Заявителя.
Также Комиссией Управления установлено, что ООО "Новое время" в нарушение действующего законодательства неправомерно взимает плату за передачу электрической энергии.
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N861, а также абз. 3 п.4 ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N35-ФЗ, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с абз.9 п.2 ст.23 Федерального закона "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Из вышеуказанного следует, что действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии) являются нарушением норм действующего законодательства.
Таким образом, требование денежных средств на содержание объектов электросетевого хозяйства в отсутствие утвержденного тарифа, а также введение ограничения режима потребления электрической энергии без установленных законодательством оснований, является неправомерным.
3. Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Сопоставляя понятие естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятие доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.
ООО "Новое время" действует в условиях естественной монополии, поэтому является субъектом естественной монополии по оказанию услуг при передаче электрической энергии.
Согласно п.4 ст.26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Также в соответствии с пунктами 6, 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861):
- собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
- перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Новое время" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого Заявители могут получить электрическую энергию на свои объекты. Указанное позволяет сделать вывод, что ООО "Новое время" имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В действиях ООО "Новое время" установлены признаки нарушения п.4 и 10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что основания для прекращении дела в отношении ООО "Новое время" отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ООО "Новое время" (450520, РБ, Уфимский район, с. Зубово, промышленная зона Уршак) нарушившим п. 4, 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", посредством совершения действий, имеющих своим результатом введения ограничения передачи электрической энергии на объект Потребителя и требование денежных средств на содержание объектов электросетевого хозяйства в отсутствие утвержденного тарифа.
2. Выдать ООО "Новое время" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы по делу направить должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N39
по делу N А-59/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства
"18" мая 2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении ООО "Новое время" антимонопольного законодательства в составе:
__ |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения от 18 мая 2011 г. по делу N А-41/10-10 о нарушении ООО "Новое время" (450520, РБ, Уфимский район, с. Зубово, промышленная зона Уршак) пунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ООО "Новое время" (450520, РБ, Уфимский район, с.Зубово, промышленная зона Уршак) в срок до "18" июня 2011 г. прекратить злоупотребления доминирующим положением и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в соответствии с п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) не препятствовать перетоку электрической энергии на объекты СНТ "Локомотив N88" и СНТ "Вишня"
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 мая 2011 г. N А-59 /10-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016