Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 2 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции. |
по заявлению Ф. И.В. (603053, г.Н.Новгород, <>) по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ЗАО "Стройинвестрегион НН" по доверенности от 01.04.2011 года N 8/1 Соболева Ю.В.,
рассмотрев дело N 384-ФАС52-07/11, возбужденное в отношении ЗАО "Стройинвестрегион НН" (603006, г.Н.Новгород, ул.Ошарская, д.14)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 13 апреля 2011 года поступило обращение потребителя рекламы Ф. И.В., направленное Прокуратурой Нижегородской области, по поводу распространения на рекламных конструкциях в г.Н.Новгороде рекламного сообщения группы "ПИК", содержащего ссылку на "государственные гарантии" и на Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 года N 103. По мнению заявителя, рекламное сообщение содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе".
Заявитель воспринял указание в рекламе на "государственные гарантии" как то, что государство гарантирует завершение строительства объектов, возводимых компанией "ПИК".
Рекламодателем рекламного сообщения является ЗАО "Стройинвестрегион НН".
В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России 18 мая 2011 года вынесло Определение N 384-ФАС52-07/11 о возбуждении дела по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ЗАО "Стройинвестрегион НН".
Заслушав доводы заявителя и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в период с 01 февраля по настоящее время на рекламных конструкциях в г.Н.Новгороде распространялось следующее сообщение: "Группа ПИК. Жилой комплекс Волжские огни. 419-60-40, www.pik.ru. _купил квартиру в Волжских огнях_потому что доверяет_ Государственные гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 103 от 14.02.2009_".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что согласно Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 года N 103 "О предоставлении в 2009 - 2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" в 2009 - 2010 годах организациям, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются государственные гарантии возврата кредитов, взятых в банках на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
ЗАО "Стройинвестрегион НН" представило договор от 16.12.2009 года N 01-01-06/04-436 о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации, заключенный между Министерством Финансов Российской Федерации, Сбербанком России ОАО и аффилированным лицом группы "ПИК" - ОАО "Группа компаний ПИК", согласно которому государство гарантирует возврат кредита Сбербанку России ОАО, взятого ОАО "Группа компаний ПИК".
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложением по покупке квартиры в жилом комплексе "Волжские огни". Объектом рекламирования является группа "ПИК", товаром - квартиры жилого комплекса "Волжские огни".
Рекламное сообщение распространялось на основании договора от 25.01.2011 года N 36-11 РМ, заключенного между ООО "РиМ НН" и ЗАО "Стройинвестрегион НН". Согласно приложений к договору, реклама распространялась по следующим адресам (период распространения с 01.02.2011 года по 30.06.2011 года):
- пр.Ленина - ул.Новикова-Прибоя около виадуга;
- ул.Рождественская, выезд на Канавинский мост;
- ул.Советская, д.16;
- ул.С.Акимова, 8;
- ул.Пролетарская, 2, 3, 20;
- ул.Варварская, 44 - пл.Свободы;
- пр.Гагарина, 36;
- ул.Октябрьской Революции, 43-72, ул.Менделеева;
- ул.К.Маркса;
- пл.Советская;
- Зеленский съезд, ограждение пешеходного моста;
- Нижневолжская набережная, виадуг со стороны Речного вокзала.
Вопрос о соответствии рекламного сообщения требованиям рекламного законодательства был вынесен на обсуждение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Нижегородском УФАС России, заседание которого состоялось 12 мая 2011 года.
Согласно Решения Экспертного совета рекламное сообщение "компаний ПИК", размещенное на рекламных конструкциях в г.Н.Новгороде, в части размещения информации о предоставлении государственных гарантий содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального Закона N38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Несмотря на то, что в рекламе говорится о государственных гарантиях со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 года N 103, потребитель рекламы сообщил, что им заключен договор с ЗАО "ПИК-Регион" на покупку однокомнатной квартиры в строящемся доме в г.Н.Новгороде. Срок сдачи дома был назначен на первый квартал 2009 года, однако, дом до сих пор не построен, хотя в рекламе группы "ПИК" говорится о наличии "государственных гарантий".
Таким образом, заявитель, воспринимая рекламу в комплексе с учетом образов людей, купивших квартиры в жилом комплексе "Волжские огни", счел указание в рекламе на "государственные гарантии" как то, что государство гарантирует завершение строительства объектов, возводимых компанией "ПИК", поэтому можно без каких-либо опасений вкладывать денежные средства в приобретение квартир.
Между тем, реклама содержит ссылку на постановление Правительства РФ от 14.02.2009 года N 103 о гарантиях возврата кредитов, взятых строительными компаниями у банков. Представленный ЗАО "Стройинвестрегион НН договор от 16.12.2009 года N 01-01-06/04-436 о предоставлении государственной гарантии подтверждает, что государственная гарантия предоставлена на возврат долга в размере 8 000 000 000 рублей Сбербанку России (ОАО) по конкретному кредитному договору.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, отсутствие в рекламе указания на то, что государством гарантируется возврат кредита, взятого строительной компанией в банке, искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, считающих, что государство гарантирует завершение строительства жилых домов.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламное сообщение распространялось на основании договора от 25.01.2011 года N 36-11 РМ, заключенного между ООО "РиМ НН" и ЗАО "Стройинвестрегион НН". Таким образом, ЗАО "Стройинвестрегион НН" является рекламодателем.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Стройинвестрегион НН" не признал нарушение рекламного законодательства.
Таким образом, рекламное сообщение ЗАО "Стройинвестрегион НН", распространенное в период с 01 февраля по май 2011 года на рекламных конструкциях в г.Н.Новгороде противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Стройинвестрегион НН" подтвердил распространение рекламы в момент рассмотрения дела, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного правонарушения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу ЗАО "Стройинвестрегион НН", распространенную в период с 01 февраля по май 2011 года на рекламных конструкциях в г.Н.Новгороде, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Стройинвестрегион НН" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е
N 384-ФАС52-07/11
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. ЗАО "Стройинвестрегион НН"в срок до 16 июня 2011 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламного сообщения "Группа ПИК. Жилой комплекс Волжские огни. 419-60-40, www.pik.ru. _купил квартиру в Волжских огнях_потому что доверяет_ Государственные гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 103 от 14.02.2009_", в котором отсутствует часть существенной информации о том, что государственная гарантия предоставлена на возврат взятого кредита.
2. ЗАО "Стройинвестрегион НН" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 17 июня 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 2 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016