Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 30 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт Правдина С.Н., специалист-эксперт Самсонов А.Н.,
рассмотрев дело N 04-01/14-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения непристойной рекламы магазина "Корсо Комо" в газете "Рико-экспресс", в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Порто Про" (далее - ООО "Порто Про") , представителя Общества с ограниченной ответственностью "ТрансУниверсал" (далее - ООО "ТрансУниверсал") и Общества с ограниченной ответственностью "Рико экспресс" (далее - ООО "Рико экспресс") ,
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от физического лица, жителя города Ярославля, по рекламе магазина "Корсо Комо".
В газете "Рико-экспресс" N 50 (N 630) 12 декабря 2010 г. на странице 8 размещена следующая реклама:
- "CORSO COMO shoes and accessories НОВЫЙ МАГАЗИН обуви и аксессуаров SALE 50% ул. Республиканская, д. 84, т. 30-93-22". Помимо текста в данной рекламе имеется изображение полуобнаженной девушки.
Заявитель определил указанную рекламу как непристойную.
Указанная реклама магазина "Корсо Комо" и его услуг размещена на основании договора на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете "РИКО экспресс" от 07.12.2010 г. N 12, заключенного между ООО "РИКО экспресс" и ООО "ТрансУниверсал", акта N 00001982 от 13.12.2010 г., счет-фактуры N 1312/1 от 13.12.2010 г., приходного кассового ордера.
Согласно указанных документов - договора, платежных документов, лицом, определившим объект рекламирования, является ООО "ТрансУниверсал".
ООО "ТрансУниверсал" заключен договор коммерческой концессии NФ 88-31 от 07 июля 2010 г. с ООО "Порто Про", в соответствии с подпунктом 10.7 которого "Правообладатель" (ООО "Порто Про") предоставляет "Пользователю" (ООО "ТрансУниверсал") макеты, эскизы и образцы для изготовления рекламных материалов с целью проведения региональной рекламы предприятия и (или) продукции.
Представитель ООО "Порто Про" пояснила, что отсутствует их вина по вменяемому правонарушению, поскольку указанная реклама является надлежащей, исходя из следующего: не содержит непристойных образов, носит чисто художественный (эстетический) характер, степень обнаженности является допустимой, не нарушает общепринятые нормы морали о реализации творческого самовыражения художника. Кроме того, Сергеева Н.А. пояснила, что ООО "Порто Про" не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как не направляло макетов и эскизов ООО "ТрансУниверсал" для публикации рекламы в газете "Рико-экспресс" N 50 (N 630) от 12.12.2010 г. ООО "ТрансУниверсал" имеет право самостоятельно разрабатывать и использовать новые образцы и макеты рекламных материалов, проводить региональные мероприятия рекламного характера, которые должны быть письменно согласованы с ООО "Порто Про", согласно подпунктам 10.10, 10.13 Договора коммерческой концессии от 07.07.2010 г. ООО "ТрансУниверсал" не направляло на согласование ООО "Порто Про" планируемое рекламное мероприятие для публикации рекламного изображения в местной газете.
ООО "ТрансУниверсал" признает себя рекламодателем. Представитель ООО "ТрансУниверсал" и ООО "Рико экспресс" поддерживает позицию ООО "Порто Про" в том, что рассматриваемая реклама является надлежащей рекламой, так как не содержит непристойных образов, носит художественный характер, без элементов эротики, с допустимой степенью обнаженности.
От ООО "Порто Про" и ООО "ТрансУниверсал" в устной и письменной форме поступили ходатайства о проведении искусствоведческой экспертизы.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ООО "Порто Про", ООО "ТрансУниверсал" и ООО "Рико экспресс" пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
Указанная выше информация о магазине "Корсо Комо" обладает всеми перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускаетсяиспользование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, влюченных в Список всемирного наследия.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова непристойный - неприличный, бесстыдный; неприличный - не соответствующий, противоречащий правилам приличия; бесстыдный - лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный.
Неприличная форма - нарушение правил поведения, принятых обществом в целом или отдельной социальной группой в данной ситуации. Приличие же представляет собой правило поведения, пристойность, а приличный - значит соответствующий приличиям, пристойный, подобающий, уместный. Понятие неприличности является родственным и сходным по значению непристойному. Непристойный образ (внешний вид, облик) - это образ, способный вызвать у потребителя рекламы ощущение своей неуместности и недопустимости, то есть несоответствия данной обстановке, ситуации.
В рекламе магазина "Корсо Комо", размещенной в газете "Рико-экспресс", которая доступна для всех без исключения категорий населения, допущено использование неприличного, бесстыдного образа. Это противоречит принципам морали, принятым в обществе, воспринимается крайне неуместным и недопустимым в данном печатном издании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе магазина "Корсо Комо", распространяемой в газете "Рико-экспресс" N 50 (N 630) 12 декабря 2010 г. на странице 8, в нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" использовался непристойный образ.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании устных пояснений, договора от 07.12.2010 г. (заключен между ООО "РИКО экспресс" и ООО "ТрансУниверсал"), акта N 00001982 от 13.12.2010 г., счет-фактуры N 1312/1 от 13.12.2010 г., приходного кассового ордера, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ТрансУниверсал".
Таким образом, ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет ООО "ТрансУниверсал".
В ходе рассмотрения дела ООО "Порто Про" и ООО "ТрансУниверсал" были заявлены письменные и устные ходатайства о назначении независимой экспертизы для исследования спорной рекламы на предмет соответствия её содержания нормам закона и морали. Письменные и устные ходатайства Комиссией рассмотрены, и отклоняются, исходя из следующего. По смыслу Федерального закона "О рекламе" содержание рекламы является вопросом факта; по общему правилу данный вопрос может быть разрешен Управлением с позиции рядового потребителя, не требует специальных знаний и, соответственно, - без назначения экспертизы.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса) предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу магазина "Корсо Комо", размещенную на странице 8 в газете "Рико-экспресс" N 50 (N 630) за 12 декабря 2010 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТрансУниверсал" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии С.Н. Правдина
А.Н. Самсонов
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/14-11
"30" мая 2011 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт Правдина С.Н., специалист-эксперт Самсонов А.Н.,
на основании своего решения от "30" мая 2011 г. по делу N 04-01/14-11 о признании ненадлежащей рекламы магазина "Корсо Комо" в газете "Рико-экспресс"N 50 (N 630) 12 декабря 2010 г. на странице 8, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "ТрансУниверсал"", 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 84, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы магазина "Корсо Комо" с использованием непристойных образов;
2. Обществу с ограниченной ответственностью "ТрансУниверсал"", 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 84, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июня 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии С.Н. Правдина
А.Н. Самсонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016