Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 31 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
председатель Комиссии Гниденко ЛМ,
члены комиссии Шестакова НМ, Синебрюхова ЛИ
рассмотрела дело N 03-05/43-2011 по признакам нарушения требований ч 7 ст 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в рекламно-информационном издании "Ваш Дом" N 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь) рекламы следующего содержания "Турагентство Рай_Прямые вылеты в Египет (от 15 тр) кредит и страхование авиа и ж/д билеты_"
в присутствии
лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП Шведюк Натальи Петровны
представителя ИП Абрамова Олега Евгеньевича - Вировой Оксаны Юрьевны главного редактора газеты "Ваш Дом" (доверенность от 27.05.2011);
УСТАНОВИЛА
В рекламно-информационном издании "Ваш Дом" N 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь) размещена реклама "Турагентство Рай_Прямые вылеты в Египет (от 15 тр) кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" с признакаминарушения ч7 ст5 и ч1 ст28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Под объектом рекламирования понимается товар средства индивидуализации юридического лица и (или) товара изготовитель или продавец товара результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование концерт конкурс фестиваль основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги
Рассматриваемое рекламное объявление распространено в печатном издании адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к туристическим услугам (туры и круизы) и к финансовым услугам по страхованию а также формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления, те отвечает законодательному определению рекламы приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе".
Ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст 3 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с ч 1 ст 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются
Согласно ч 11 ст 5 ФЗ "О рекламе" при производстве размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации в том числе требования гражданского законодательства законодательства о государственном языке Российской Федерации
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу В частности статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского товарного и коммерческого кредита
В соответствии с договором на размещение рекламных и рекламно-информационных материалов от 01 ноября 2010 г заказчик (в лице ИП Шведюк Натальи Петровны) поручает а Исполнитель (ИП Абрамов ОЕ) принимает на себя обязательства по размещению рекламы заказчика в газете "Ваш дом" по расценкам действующим на момент публикации Согласно п2.4 и п2.5 договора исполнитель публикует рекламу после утверждения оригинал-макета заказчиком Если по его вине допущены ошибки искажающие смысл рекламы то объявления должны быть напечатаны в исправленном виде бесплатно Исполнитель вправе отказать в публикации или внести по согласованию с заказчиком изменения в рекламные материалы если они не отвечают действующему законодательству
Данное рекламное объявление было опубликовано в газете "Ваш Дом" N 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь).
В ходе запрашиваемой информации было установлено что между ИП Шведюк НП и ОАО "АЛЬФА-БАНК" заключен договор о сотрудничестве N АП29010084 от 28 мая 2009 года о порядке взаимодействия сторон при обслуживании клиентов приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита предоставленного клиенту банком а также порядок доставки документов клиентов оформленных при предоставлении кредита Между ИП Шведюк НП и ЗАО "Страховая группа Спасские ворота" заключен агентский договор N 147 от 30 сентября 2010 года предметом которого является осуществление агентом от имени и по поручению страховщика деятельности направленной на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами со страховщиком договоров страхования
В силу части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование для индивидуального предпринимателя - фамилию имя отчество).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее по тексту - ФЗ "О защите конкуренции") под финансовой услугой понимается банковская услуга страховая услуга услуга на рынке ценных бумаг услуга по договору лизинга а также услуга оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15275/08 от 31.03.2009 и N 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов касающаяся оценки рекламы финансовых в том числе банковских услуг на соответствие требованиям законодательства о рекламе Судами отмечено что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условие приобретения туров в кредит и страхование по ним при этом для его обозначения используется текстовой оборот "кредит и страхование".
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам банковским услугам по предоставлению кредита и услугам страхования При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице осуществляющем страхование
Текст размещенного рекламного объявления не соответствует требованиям ч 1 ст 28 ФЗ "О рекламе", так как не содержит информации о лице оказывающем финансовые услуги в то время как страхование осуществляется ЗАО "Страховая группа Спасские ворота".
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения или использования если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита и страхования направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться то существенной является не только информация привлекательная для потребителя но и информация способная обмануть ожидания сформированные у потребителей такой рекламы
Отсутствующая в рекламе информация является существенной поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц предоставляющих кредит и осуществляющих страхование
В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности страхования непосредственно в турагентстве "Рай". Вместе с тем как установлено материалами дела ИП Шведюк НП самостоятельно не осуществляет страхование
При размещении данного рекламного объявления должны были быть указаны сведения о лице осуществляющем страхование
Отсутствие информации о лице осуществляющим страхование вводит в заблуждение потребителей рекламы что противоречит ч 7 ст 5 и ч1 ст28 ФЗ "О рекламе".
Учитывая указанное рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом в данном случае имеет место реклама не отвечающая требованиям ФЗ "О рекламе". В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей
На основании части 6 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 несет рекламодатель рекламодателем является ИП Шведюк Наталья Петровна <> что подтверждается договором от 1 ноября 2010 г, электронной перепиской между ИП Шведюк НП и газетой "Ваш Дом" от 25.11.2010 г, контрольная лента с оплатой рекламы от 02.12.2010 г
Договор на размещение рекламных материалов от 1 ноября 2010 г был подписан учредителем газеты "Ваш дом" ИП Абрамовым ОЕ и директором турагентства "Рай" ИП Шведюк НП Кроме того на договоре от 01.11.2010 представлена печать ИП Абрамовым ОЕ и печать ИП Шведюк НП, договор фактически исполнен в их интересах
В заседании комиссии ИП Шведюк НП пояснила что при подаче готового макета для опубликования в газете "Ваш дом" она приняла к сведению что в случае если макет не отвечает действующему законодательству ИП Абрамов ОЕ или сотрудники редакции газеты "Ваш дом" укажут на недочеты которые подлежат исправлению Рекламодатель пояснила что после N 47 (589) от 04.12.2010 газеты "Ваш дом" не публикует рекламу в связи с тяжелым материальным положением
Согласно части 7 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет рекламораспространитель рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Абрамов Олег Евгеньевич - учредитель газеты "Ваш дом" (ИНН 290100777241, гАрхангельск улВыучейского14, 2 этаж), что подтверждается договором от 1 ноября 2010 г
Главный редактор газеты "Ваш дом" Вирова ОЮ в заседании комиссии сообщила что макет для публикации в газете "Ваш дом" был выслан ИП Шведюк НП по электронной почте в готовом для публикации виде 25 ноября 2010 г без возможности внесения каких-либо изменений со стороны редакции
В силу ч 4 ст 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями рекламопроизводителями рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Рекламодателем и рекламораспространителем в заседание Комиссии от 16.02.2011 по делу N 03-05/43-2011 не представлены доказательства об устранении нарушений ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь п 1 ч 2 ст 33 и ч 1 ст 36 ФЗ "О рекламе", абзацем "е" пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), Комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА
1. Признать размещенную в рекламно-информационном издании "Ваш Дом" N 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь) рекламу "Турагентство Рай_Прямые вылеты в Египет (от 15 тр) кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования ч 7 ст 5 и ч 1 ст 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП Шведюк Наталью Петровну нарушившей требования ч7 ст5 и ч 1 ст 28 ФЗ "О рекламе".
3. Признать ИП Абрамова Олега Евгеньевича нарушившим требования ч 1 ст 28 ФЗ "О рекламе".
4. Выдать ИП Шведюк Наталье Петровне предписание о прекращении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе
5. Выдать ИП Абрамову Олегу Евгеньевичу предписание о прекращении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП Абрамова ОЕ и ИП Шведюк НП, предусмотренном ст 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Решение изготовлено в полном объеме "6" июня 2011 года
В соответствии с п 1 ст 37 ФЗ "О рекламе" решение предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения выдачи предписания в порядке предусмотренном ст 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
31 мая 2011 года г Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
председатель Комиссии Гниденко ЛМ,
члены комиссии Шестакова НМ, Синебрюхова ЛИ
на основании своего решения от 31.05.2011 по делу N 03-05/43-2011 о нарушении ИП Шведюк Натальей Петровной части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ИП Шведюк Наталье Петровне (<>) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе а именно прекратить распространение ненадлежащей рекламы "Турагентство Рай_Прямые вылеты в Египет (от 15 тр) кредит и страхование авиа и ж/д билеты_" в печатных СМИ
2. ИП Шведюк Наталье Петровне в срок до 31 июня 2011 года представить в Архангельское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания
В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения предписания федерального антимонопольного органа его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня выдачи предписания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 31 мая 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016