Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 7 июня 2011 г. N 7-7381-11/7
Резолютивная часть решения оглашена "31" мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "7" июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя С.В. Аверьяновой, начальника отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов Ю.А. Клинковой, главного специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков, ЖКХ и природных ресурсов Ю.В. Рубель,
рассмотрев дело N 7-7381-11/7 по признакам нарушения Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Самарским УФАС России установлены признаки нарушения Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу (далее - Инспекция) пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части заключения договора о сотрудничестве N 1 от 09.11.2010 г. с ОАО "Страховая компания "ИНКАССТРАХ" после вступления в силу Закона о защите конкуренции без проведения торгов.
Предметом указанного договора о сотрудничестве является организация взаимодействия сторон при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
Письмом от 26.05.2011 исх. N ИН-3622-01 Инспекцией представлены письменные объяснения. Согласно указанным объяснениям, при заключении договора о сотрудничестве N 1 от 09.11.2010 г. с ОАО "Страховая компания "ИНКАССТРАХ без проведения торгов, Инспекция руководствовалась следующим.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона РФ от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 г. N 1843-у устанавливает, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
Исходя из вышеизложенного, экономической целесообразности расходов, связанных с проведением торгов (затраты на организацию торгов в несколько раз превышают сумму страховой премии по договору), а также учитывая, что страховая премия по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному Инспекцией с ОАО "Страховая компания "ИНКАСССТРАХ" в рамках договора о сотрудничестве, составляет 3070,50 руб., что не превышает предельного размера расчетов в 100 000 руб., Инспекция посчитала возможным заключить указанный договор без проведения торгов.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхования ответственности.
Доводы, приведенные Инспекцией, не могут быть приняты Комиссией в качестве законного обоснования для отбора финансовых организаций для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26. 07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральные органы исполнительной власти, осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд оказания финансовых услуг, в том числе услуг по страхованию ответственности.
Таким образом, указанной статьей способ размещения заказа на финансовые услуги, поименованные в данной статье, установлен только как торги: открытый конкурс или открытый аукцион. Указания на возможность размещения заказа на данные услуги иными способами, в том числе путем проведения запроса котировок или путем закупки у единственного поставщика, Закон о защите конкуренции не допускает.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства. На основании вышеуказанной нормы, в целях единообразного применения норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Федеральной антимонопольной службой даны разъяснения по основным вопросам применения части 1 статьи 18 данного Закона, изложенные в письме от 21 февраля 2007 г. N ИА/2168.
При этом, согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы по вопросам применения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, отсылочная норма статьи 18 Закона о защите конкуренции на нормы Закона о размещении заказов, устанавливает обязанностью в указанных в данной статье случаях применять Закон о размещении заказов в части порядка организации и проведении открытого конкурса/аукциона (в том числе в части требований к срокам и очередности совершения действий, требований к документам, подготавливаемым при проведении открытого конкурса/аукциона) (пункт 1)
В указанных разъяснениях также установлено, что статья 18 Закона о защите конкуренции обязывает субъекты, указанные в данной статье, заключать договоры на поименованные финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги (пункт 2).
Таким образом, Инспекции при заключении договора о сотрудничестве N 1 от 09.11.2010 г. с ОАО "Страховая компания "ИНКАССТРАХ", необходимо было провести открытый конкурс по отбору финансовой организации. Вместе с тем, Указом Президента от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" в целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации Федеральная служба страхового надзора реорганизована путем присоединения к Федеральной службе по финансовым рынкам.
Согласно пункту 2 вышеназванного Указа, функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
На основании выше изложенного, Комиссия приняла решение
- не выдавать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать в действиях Инспекции страхового надзора по Приволжскому федеральному округу нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 июня 2011 г. N 7-7381-11/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016