Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7511/03-2011 (опубликовано 7 июня 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев дело N 7511/03-2011, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление -17" (далее - ООО "СМУ-17", Заявитель) на действия заказчика (заказчик - Администрации МО "Барышский район", далее - Заказчик) (уполномоченный орган - Администрация МО "Барышский район", далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на право заключить муниципальный контракт на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 75 150 000,00 руб., дата окончания срока подачи аукционных заявок - 14.06.2011 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, установила:
Вх. N 5020 от 26.05.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "СМУ-17" на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Согласно аукционной документации от исполнителя требуется выполнить проектные и монтажные работы по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения.
По мнению Заявителя, включение в один лот проектных и монтажных работ не законно. В связи с тем, что в строительных работах смета является обоснованием цены контракта. Отсутствие смет влечет к отсутствию в аукционной документации обоснования начальной цены.
На заседании Комиссии 01.06.2011 г. представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии 01.06.2011 г. не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке факса 30.05.2011 г. в 13:26), и представил ходатайство с просьбой об отложении рассмотрения жалобы на более поздний срок.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 02.06.2011 г. в связи с необходимостью предоставления материалов по делу.
Исх. б/н от 01.06.2011 г. Заказчиком были представлены запрашиваемые документы по делу.
Представители Заказчика с доводами, изложенными и в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения (исх. N б/н от 01.06.2011 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
В 2011 году остро встала проблема перевооружения мазутных котельных на газовое топливо. В связи с ограниченными сроками перевооружения котельных к новому отопительному периоду, который начнется ориентировочно 1 октября 2011 года было принято решение подготовить технико-экономическое задание на перевооружение мазутных котельных, предусматривающее собой комплексный подход, а именно предусмотреть ПИР и СМР. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик обратились к ООО "Ульяновскоблгаз", имеющему свидетельство о допуске на виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации и виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с проведенной работой ООО "Ульяновскоблагаз" заказчиком были получены описание и виды работ, необходимые для перевода мазутных котельных г. Барыш на газ, и сводный расчет для обоснования цены контракта, в котором по каждому объекту расписаны финансовые средства необходимые для модернизации.
В соответствии с этим заказчиком был объявлен аукцион, предусматривающий собой строительно-монтажные работы после проведения проектно-изыскательских.
Администрация МО "Барышский район" осуществила размещение заказа, объединив два предмета в один контракт, при этом такой подход формирования контракта не противоречит положениям действующего законодательства.
Кроме того, из содержания жалобы не видно какие именно нормы Закона были нарушены, жалоба не может быть рассмотрена на одних лишь предположениях ООО "СМУ-17".
Отсутствие нарушений со стороны Администрации МО "Барышский район" также подтверждается письмами Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), которые упомянуты в жалобе ООО "СМУ-17".
На основании изложенного Заказчик считает жалобу ООО "СМУ-17" необоснованной.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "СМУ-17" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Предметом указанного открытого аукциона в электронной форме является выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области (в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" документации об аукционе).
В составе документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен сводный сметный расчет стоимости строительства ССР-1.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) (утвержденна Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1) сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
В соответствии с пп. "д" п. 6 Положения о проведении проверки достоверности объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427, "сметная документация" - совокупность расчетов, составленных с применением сметных нормативов, представленных в виде сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных и локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.
При этом объемы строительных и монтажных работ определяются на основании проектных материалов (ведомостей объемов работ) и используются (учитываются) при разработке локальных смет. В сводных сметах (сметных расчетах), разрабатываемых на основании объектных (локальных) смет (сметных расчетов), информация об объемах работ отсутствует.
Кроме того, согласно п. 14 Информационной карты аукциона качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям норм и правил, государственных стандартов (СНиП, ГОСТ), установленных действующим законодательством РФ и регулирующих выполнение такого рода работ. Однако, в документации отсутствует указание на конкретные нормы и правила, в соответствии с которыми должны выполняться работы.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не определены требования к качеству выполняемых работ, объемы работ и, следовательно, из положений документации невозможно определить требования к результатам работ.
2. Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно Технико-экономическому заданию, необходимо выполнить, в том числе работы по разработке проектной документации (п. 8 и 9 Приложения N 1 к документации по открытому аукциону в электронной форме).
Пункт 6 "Обоснование начальной (максимально) цены контракта" Информационной карты аукционной документации содержит указание на то, что начальная максимальная цена контракта установлена в соответствии со сводным расчетом стоимости строительства (Приложение N 3 к документации), выданным ООО "Ульяновскоблгаз".
В составе документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен сводный сметный расчет стоимости строительства ССР-1.
Вместе с тем, сводный сметный расчет, без приложения локальных сметных расчетов, не может быть признан обоснованием начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области, так как не отражает затраты по отдельным видам работ.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области.
Согласно пп. 3 п. 28 Информационной карты аукциона вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (наличие видов работ согласно Приложению N 2). Приложение N 2 предусматривает виды работ по подготовке проектной документации, а также виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Исходя из изложенного, для участия в указанном аукционе потенциальный участник должен иметь два свидетельства о допуске к осуществлению двух разных видов деятельности: проектирования и строительства. Вместе с тем, товарные рынки проектных работ и строительных работ являются самостоятельными рынками. Указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования.
Кроме того, технико-экономическим заданием (приложение N 1) предусмотрено выполнение инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий; также согласно п. 1.2 проекта муниципального контракта генеральный подрядчик обязуется выполнить, в том числе работы, связанный с пожарной сигнализацией.
Вместе с тем, указанные виды работ не связаны с предметом открытого аукциона в электронной форме и для их производства также необходимы соответствующие разрешительные документы: копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, лицензия на право осуществления деятельности по производству работ по монтажу по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, указанные виды работ не являются технологически и функционально связанными между собой, и объединение в один лот различных по функциональным характеристикам работ влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным работам или группам работ, поскольку, исходя из положений документации об аукционе в электронной форме и требований части 3 статьи 41.6, части 6 статьи 41.8, части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, заявка участника размещения заказа признается не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, при этом заключение контракта на выполнение отдельных работ в рамках лота не допускается.
Следовательно, заказчик, объединив в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы, нарушил требование части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, решила:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-17" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчик нарушение части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Обязать заказчика и уполномоченный орган устранить допущенные нарушения путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 7511/03-2011 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 41
02.06.2011 г. г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 02.06.2011 г. по делу N 7511/03-2011, возбужденному по жалобе ООО "СМУ-17" на действия действия заказчика (заказчик - Администрации МО "Барышский район", далее - Заказчик) (уполномоченный орган - Администрация МО "Барышский район") при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на право заключить муниципальный контракт на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 75 150 000,00 руб., дата окончания срока подачи аукционных заявок - 14.06.2011 г.) по признакам нарушения части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, предписывает:
Администрации муниципального образования "Барышский район" в срок до 14.06.2011 г. устранить нарушение части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме N 0168300001311000090 на право заключить муниципальный контракт на выполнение проектных и монтажных работ по техническому перевооружению (модернизации) систем теплоснабжения г. Барыш Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 75 150 000,00 руб., дата окончания срока подачи аукционных заявок - 14.06.2011 г.).
В срок до 21.06.2011 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7511/03-2011 (опубликовано 7 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016