Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-04-02/06-11 (опубликовано 7 июня 2011 г.)
07.06.2011 г. г. Кызыл Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2011г.Решение изготовлено в полном объеме 07.06.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее- Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии - Долгих О.М.- руководителя управления,
члены Комиссии:
Сорвачева В.А.- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы, Оюн А.М. - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы, Ванькова Е.С. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
рассмотрев дело N 04-04-03/06-11 по признакам нарушения ООО "Нарын" требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО "Нарын" и ИП <_> Н.Н.,
до рассмотрения дела от представителя ООО "Нарын" <_> Е.Б. поступила телефонограмма с устным ходатайством о рассмотрения настоящего дела в отсутствие представителей ООО "Нарын",
к участию в рассмотрении дела представитель ИП <_> Н.Н. <_> О.М. не допущена, в связи с ненадлежащей доверенностью от 07.05.2009 г., установила:
В ходе проведения 22.04.2011 г. мониторинга наружной рекламы на территории г. Кызыла Республики Тыва, на соответствие требованиям законодательства о рекламе, выявлено следующее.
На внешней стене здания магазина "Супермаркет на Калинина" со стороны остановки 9-й школы, расположенного по ул. Ооржак Лопсанчапа, 40, размещена конструкция, следующего содержания: "ЕВРО-ЛЮКС ПЛАТИКОВЫЕ ОКНА ЖАЛЮЗИ ОСТЕКЛЕНИЕ ЛОДЖИИ АЛЮМИНЕВЫЕ ДВЕРИ ПЕРЕГОРОДКИ 5-34-46 8-923-383-80-45 КРЕДИТ РАССРОЧКА" (далее - рассматриваемая реклама) без указания наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита.
В соответствии с основными понятиями, используемыми в статье 3 Закона о рекламе, следует, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Вышеуказанная конструкция, сообщающая о предоставлении кредита и рассрочки, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, а именно, к пластиковым окнам, жалюзи, алюминиевым дверям, перегородкам, услугам по остеклению лоджии путем предоставления кредита и рассрочки.
Согласно договора аренды нежилого помещения N 7 от 01.02.2011 г., заключенного между ООО "Нарын" и ИП <_>Н.Н., общество передало ИП <_> Н.Н. в аренду помещение N 7 на цокольном этаже здания магазина "Супермаркет на Калинина" (на фасаде которого размещена и распространяется рассматриваемая реклама) под размещение офиса Индивидуального предпринимателя ИП <_> Н.Н.
Здание магазина "Супермаркет на Калинина" принадлежит на праве собственности ООО "Нарын", на основании свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2007 г. Серия АА-17 N 056854 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2007 г.
Отсутствие в рассматриваемой рекламе наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита (финансовая услуга) является нарушением требований части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из содержания рекламы, можно сделать вывод о том, что кредит и рассрочка предоставляется на месте оказания услуг и продажи товаров, указанных в рассматриваемой рекламе, что вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку согласно Соглашению N 05/04-2010-Кыз от 29.04.2010 г., заключенного между ООО "Русфинансбанк" и ИП <_> Н.Н. кредит клиентам ИП <_> Н.Н. для приобретения товаров предоставляет ООО "Русфинансбанк".
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Также рекламируемая банковская услуга по кредитованию товара направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Таким образом, рассматриваемая реклама, является рекламой финансовых услуг, предоставляемых ООО "Русфинансбанк".
По факту размещения и распространения рассматриваемой рекламы на фасаде здания магазина "Супермаркет на Калинина", расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 40, с нарушениями требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе законный представитель ООО "Нарын" <_>В.Д. представил письменное пояснение, согласно которому ООО "Нарын" предоставляет в аренду торговые места, заказами наружной рекламы не занимается.
16.05.2011 г. в процессе рассмотрения настоящего дела представитель ООО "Нарын" <_> Е.Б. по доверенности от 05.05.2011 г. по существу рассматриваемого дела пояснила о том, что обществом ИП <_> предоставлено в аренду место под размещение офиса. В устной форме разрешили ИП <_> Н.Н. разместить рекламу, письменное разрешение на установку наружной рекламы ИП<_> Н.Н. общество не выдавало.
Согласно письменному пояснению ИП <_> Н.Н. следует, что с ООО "Нарын" имеется договор на аренду помещения, договор на размещение рекламы заключался в устной форме. Кредит на оплату окон оформляется на условиях ООО "Русфинансбанк". Реклама изготовлена в г. Железногорске. В настоящее время нарушение в рекламе устранено, без приложения подтверждающего документа.
Комиссия, рассмотрев фотоснимки рекламы ИП <_> Н.Н., материалы дела и пояснения ИП <_> Н.Н., ООО "Нарын" приходит к следующим выводам.
В нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, рассматриваемая реклама ИП <_> Н.Н. была размещена, с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, без указания лица, предоставляющего кредит - ООО "Русфинансбанк".
Следовательно, отсутствие в рекламе существенной информации о наименовании банковской или кредитной организации предоставляющей кредит и какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, рассматриваемая реклама является ненадлежащей рекламой финансовых услуг, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Факт размещения и распространения ненадлежащей рекламы с использованием рекламной конструкции на фасаде здания магазина "Супермаркет на Калинина", расположенного по ул. Лопсанчапа, 40, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в частности, фотоснимками.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае лицом, определившим объект рекламирования -рекламодателем, является ИП<_> Н.Н.
Пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае, рекламопраспространителем ненадлежащей рассматриваемой рекламы является ООО "Нарын", поскольку ненадлежащая рассматриваемая реклама распространяется на фасаде здания магазина, принадлежащего на праве собственности обществу и размещена по устной договоренности между ИП <_> Н.Н. и ООО "Нарын".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 и пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать Индивидуального предпринимателя <_> Н.Н. рекламодателем ненадлежащей рекламы финансовых услуг с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в размещении на внешней стене здания магазина "Супермаркет на Калинина" со стороны остановки 9-й школы, расположенного по ул. Ооржак Лопсанчапа, 40, следующего содержания: "ЕВРО-ЛЮКС ПЛАТИКОВЫЕ ОКНА ЖАЛЮЗИ ОСТЕКЛЕНИЕ ЛОДЖИИ АЛЮМИНЕВЫЕ ДВЕРИ ПЕРЕГОРОДКИ 5-34-46 8-923-383-80-45 КРЕДИТ РАССРОЧКА" без указания существенной информации, а именно, наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
2. Признать Общество с ограниченной ответственности "Нарын" (ОГРН: 1021700517321, ИНН: 1701005087, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Лопсанчапа, 40) рекламораспространителем ненадлежащей рекламы финансовых услуг с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе, следующего содержания: "Супермаркет на Калинина" со стороны остановки 9-й школы, расположенного по ул. Ооржак Лопсанчапа, 40, следующего содержания: "ЕВРО-ЛЮКС ПЛАТИКОВЫЕ ОКНА ЖАЛЮЗИ ОСТЕКЛЕНИЕ ЛОДЖИИ АЛЮМИНЕВЫЕ ДВЕРИ ПЕРЕГОРОДКИ 5-34-46 8-923-383-80-45 КРЕДИТ РАССРОЧКА" без указания существенной информации, а именно, наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
3. Выдать ИП <_> Н.Н. и ООО "Нарын" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии частью 1 статьи 37 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе" решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Председатель Комиссии О.М.Долгих
Члены Комиссии: В.А. Сорвачева
А.М.Оюн
Е.С.Ваньков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-04-02/06-11 (опубликовано 7 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016