Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 10 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_> рассмотрев дело N 303-11-р по признакам нарушения чч.7,8 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ОАО "Пермский завод силикатных панелей" (далее - ОАО "ПЗСП"), возбужденное по заявлениям Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (далее - Инспекция) (вх. N 1777-11 от 11.02.2011 г; вх. N 2350-11 от 22.02.2011 г),
- в присутствии представителя ОАО "ПЗСП" - <_>
- в отсутствие представителя Инспекции (в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения Инспекции о времени и месте рассмотрения дела), установила:
В целях выявления объектов долевого строительства и застройщиков, привлекающих для строительства многоэтажных жилых домов и иных объектов недвижимости денежные средства граждан, Инспекцией проведен мониторинг изучения публикаций в печатных изданиях и в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (сети Интернет).
В ходе проверки установлено, что на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru) размещена, в том числе, 07 февраля 2011 года, реклама строящихся жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б; ул. Маяковского, 41/3; ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия"); ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4 (распечатка web-страниц указанного сайта имеется в материалах дела). При этом данная реклама не содержит сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве_").
Также, в газетах "Районы, кварталы, квартиры" N 5 (754) от 11.02.2011-17.02.2011 г; "Из рук в руки. Пермь" N 13 (940) от 14.02.2011 г (копии указанных страниц газет имеются в материалах дела) размещена реклама строящегося 16 этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б, содержащая ссылку на ОАО "ПЗСП". При этом в данной рекламе не содержатся сведения о месте и способах получения проектной декларации.
Кроме этого, на рекламной листовке (имеется в материалах дела) с общим названием "Квартиры от ПЗСП", распространенной в феврале 2011 года на стенде в отделе недвижимости Общества по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 31, также размещена реклама строящегося 16-этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б (м/р Пролетарский), в тексте которой отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации.
По мнению Инспекции, указанная реклама, размещенная на официальном сайте ОАО "Пермский завод силикатных панелей" (www.pzsp.ru) и в названных газетах, связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанных многоквартирных домов, а так как данная реклама не содержит сведения о месте и способах получения проектной декларации, то она нарушает требования чч. 7,8 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе").
При этом, доказательств факта привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанных в рекламе многоквартирных домов, Инспекция не представила.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве_".
В соответствии с ч.8 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства.
В целях рассмотрения заявления по существу Управление направило запрос в адрес ОАО "ПЗСП" (исх. N 2128-11 от 11.03.2011 г) с просьбой представить информацию о рекламодателе и рекламораспространителе указанной рекламы, а также информацию о рекламируемых объектах строительства.
В ответе ОАО "ПЗСП" сообщило (вх. N 4270-11 от 01.04.2011 г), что рассматриваемая реклама размещалась в целях изучения спроса на указанные объекты строительства. При этом, как пояснило Общество, договоры на изготовление и распространение рекламы, размещенной в рекламной листовке с общим названием "Квартиры от ПЗСП", а также договоры с провайдером на оказание услуг по созданию и обслуживанию сайта www.pzsp.ru не заключались, т.к. рекламные макеты с информацией о вышеуказанных объектах строительства изготовлены сотрудниками ОАО "ПЗСП", а сайт, расположенный по указанному электронному адресу, создан и обслуживается также сотрудниками Общества.
Кроме этого, Общество указало, что в настоящее время договоры долевого участия в строительстве указанных объектов недвижимости не заключены, однако, их строительство планируется вести за счет следующих источников финансирования: собственные, заемные средства, инвестиции, а также привлечение денежных средств физических лиц в рамках долевого участия в строительстве.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО "ПЗСП", Комиссия пришла к следующему.
1. Реклама жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б, размещенная, в том числе, 07 февраля 2011 года, на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru); на страницах 1, 2 в газеты "Районы, кварталы, квартиры" N 5 (754) от 11.02.2011-17.02.2011 г и странице 3 газеты "Из рук в руки. Пермь" N 13 (940) от 14.02.2011 г, а также на рекламных листовках с общим названием "Квартиры от ПЗСП".
Установлено, что земельный участок по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40 принадлежит ГУ УВД г. Перми на праве постоянного (бессрочного) пользования (копия свидетельства о государственной регистрации права от 18.12.2007 г имеется в материалах дела). На указанном земельном участке, согласно справке, выданной Департаментом планирования и развития территории г. Перми N 297/79 от 03.09.2010 г, зарезервированы следующие адреса строящихся жилых домов: г. Пермь, ул. Докучаева, 40, 40а, 40б, 40в (копия справки о резервировании указанных адресов имеется в материалах дела).
Согласно письменным пояснениям Общества, а также пояснениям представителя ОАО "ПЗСП" <_> на основании агентского договора ГУ УВД г. Перми делегировало функции Заказчика третьему лицу - ООО "Строн-М" (614000, г. Пермь, 25 Октября, 27).
В соответствии с договором генерального подряда по строительству жилого дома по ул. Докучаева, 40б в Дзержинском районе г. Перми N Д40-1-16/2 от 14.09.2010 г, заключенному между ООО "Строн-М" (Заказчик) и ОАО "ПЗСП" (Генподрядчик), Генподрядчик обязуется разработать проектную, проектно-сметную документацию, а также осуществить строительство 16-этажного жилого дома по указанному адресу.
Согласно инвестиционному договору на реализацию проекта строительства жилого дома по ул. Докучаева, 40б в Дзержинском районе г. Перми N И/325-11 от 14.09.2010 г, заключенному между ООО "Строн-М" (Заказчик) и ОАО "ПЗСП" (Инвестор), Инвестору в собственность переходят определённое количество квартир в данном жилом доме (в соответствии с Приложением N 1 к инвестиционному договору).
Разрешение на строительство 16-этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б выдано администрацией г. Перми - 18.02.2011 г (копия разрешения на строительство указанного жилого дома имеются в материалах дела).
Таким образом, на момент распространения, в частности, 07 февраля 2011 года, на сайте www.pzsp.ru, а также в рассматриваемых рекламных листовках и газетах, рекламы 16 этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б, отсутствовало разрешение на строительство данного объекта недвижимости.
Как пояснила <_> строительство данного жилого дома началось с марта 2011 года, при этом, Общество ведёт строительство без привлечения денежных средств физических лиц в рамках Федерального закона "Об участии в долевом строительстве_".
На основании изложенного, Комиссия установила, что указанная реклама жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Докучаева, 40б не связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Таким образом, в указанной рекламе отсутствует информация, составляющая событие нарушения предусмотренного чч.7-8 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Реклама жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия"); ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4, размещенная, в том числе, 07 февраля 2011 года, на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru).
На момент распространения указанной рекламы, были заключены договоры аренды земельных участков под строительство объектов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4 (копии договоров аренды на земельные участки по указанным адресам имеются в материалах дела); земельные участки под строительство объектов по адресам: г. Пермь, ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия") принадлежали ОАО "ПЗСП" на праве собственности (копии свидетельств на право собственности имеются в материалах дела).
Однако, как отмечает в письменных пояснениях ОАО "ПЗСП", на момент распространения данной рекламы, отсутствовали разрешения на строительство жилых домов по следующим адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия"); ул. Менжинского-Кавказская, в связи с тем, что в настоящее время ведутся изыскательские и проектные работы, необходимые для получения разрешений на строительство данных объектов.
Таким образом, на момент распространения рекламы указанных объектов недвижимости, разрешение на строительство было получено только на жилой дом по адресу: Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4.
На заседании Комиссии 27.05.2011 г представитель ОАО "ПЗСП" пояснила, что договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4 не заключались, поэтому на момент рассмотрения дела N 303-11-р отсутствуют проектные декларации, утвержденные на рекламируемые объекты строительства.
На рассмотрении дела N 303-11-р представитель ОАО "ПЗСП" О.А. Мауль пояснила, что строительство данных жилых домов будет вестись, в том числе, за счет привлечения денежных средств физических лиц, в связи с чем, в целях изучения потребительского спроса на указанные объекты строительства на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru) была размещена, в том числе, 07 февраля 2011 года, указанная рекламная информация. При этом, отслеживание Обществом мнения потребителя происходит следующим образом. Посетитель, в том числе физическое лицо, указанного сайта (раздел заявок) посредством заполнения определённых электронных окон и нажатием гиперссылок может выразить желание, например, приобрести в будущем ту или иную квартиру в указанных жилых домах.
На основании изложенного, установлено, что реклама многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4 связана с привлечением денежных средств физических лиц.
В соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
При этом, Комиссией нарушений требований чч.7,8 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не установлено.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе" в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятий, установленных ст.3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем является ОАО "Пермский завод силикатных панелей".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия"); ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4, размещенную, в том числе, 07 февраля 2011 года, на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru), поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "ПЗСП" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "ПЗСП" административного дела по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 303-11-р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
10 июня 2011 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_> на основании своего решения от 10.06.2011 г по делу N 303-11-р в отношении ОАО "Пермский завод силикатных панелей" (далее - ОАО "ПЗСП") о признании ненадлежащей рекламы жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Маяковского, 41/3; ул. Калинина, 60; ул. Кисловодская, 15; ул. Мира (за с/к "Олимпия"); ул. Менжинского-Кавказская; Пермский край, пос. Полазна, ул. Бульвар Оптимистов, 4, размещенной, в том числе, 07 февраля 2011 года, на официальном сайте ОАО "ПЗСП" (www.pzsp.ru), поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ОАО "ПЗСП" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.6 ст.28 Федерального закона "О рекламе", а именно:
- не распространять рекламу, связанную с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
2. ОАО "ПЗСП" в срок до 10 июля 2011 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п.1 настоящего предписания.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 КоАП невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 10 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016