Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 3 июня 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., рассмотрев 3 июня 2011 года дело N 03-03/24-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием "Ярославский городской энергосбыт" (далее - МУП "Яргорэнергосбыт") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с участием:
от МУП "Яргорэнергосбыт" - <_>
представители ТСЖ "Труд-12" на рассмотрении дела не присутствовали, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены надлежащим образом, Комиссия
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступило заявление (вх. N 9303 от 02.12.2010) ТСЖ "Труд-12" на действия МУП "Яргорэнергосбыт".
Представители МУП "Яргорэнергосбыт" нарушения антимонопольного законодательства не признали и пояснили, что действовали по отношению к ТСЖ "Труд-12" в рамках действующего законодательства.
В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
Снабжение тепловой энергией многоквартирного дома N 5 по пр-ду Моторостроителей осуществлялось на основании договора N 37 от 01.01.2007 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, заключенного между МУП "Яргорэнергосбыт" и ТСЖ "Труд-12".
В соответствии с указанным договором теплоснабжения МУП "Яргорэнергосбыт" отпускает тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение через присоединенную сеть в тепловые пункты абонента (ТСЖ "Труд-12"), а абонент оплачивает принятую тепловую энергию.
В дополнительное соглашение к указанному договору теплоснабжения от 30.01.2009 МУП "Яргорэнергосбыт" включило условие, определяющее количество тепловой энергии в случае неисправности либо отсутствие прибора учета тепловой энергии исходя из теплового и водного баланса в соответствии с "Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 (пункт 4.2.2 дополнительного соглашения).
Принимая решение о нарушении МУП "Яргорэнергосбыт" антимонопольного законодательства Ярославское УФАС России исходит из следующего.
МУП "Яргорэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах, охваченных присоединенной сетью.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 ТСЖ "Труд-12" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор энергоснабжения между ТСЖ "Труд-12" и МУП "Яргорэнергосбыт" был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей - граждан, проживающих в многоквартирном доме, которые обслуживает ТСЖ "Труд-12", коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ТСЖ "Труд-12" не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП "Яргорэнергосбыт" (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами N 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами - императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 307 в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Нормативно не установлено, каким образом осуществляется определение потребленного ресурса в случае ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета свыше 30 дневного срока.
При отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (горячая вода, тепловая энергия), приобретенного в целях его потребления жителями, решается исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением независимо от указания на это в договоре, а в случаях ремонта средств измерений - до 30 дней в соответствии с пунктом 32 Правил N 307, а в случаях ремонта более 30 дней - в согласованном сторонами объеме, но не превышающем норматив потребления.
Таким образом, действия МУП "Яргорэнергосбыт" по включению в дополнительное соглашение от 30.01.2009 к договору теплоснабжения N 37 от 01.01.2007 условия, согласно которому количество тепловой энергии в случае неисправности либо отсутствие прибора учета тепловой энергии определялось, исходя из теплового и водного баланса в соответствии с "Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000, ущемляют интересы ТСЖ "Труд-12" и тем самым, нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
Учитывая, что соглашением от 13.11.2009 МУП "Яргорэнергосбыт" и ТСЖ "Труд-12" расторгли договор N 37 от 01.01.2007 на отпуск и потребление тепловой энергии, то антимонопольный орган не находит оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие "Ярославский городской энергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С. А. Балабаев
Члены Комиссии М. В. Гаев
В. В. Платин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016