Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 10 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 10.06.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 083-11-а по признакам нарушения ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
28.10.2010 г. (вх. 14113-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление ИП <_> о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом имущественных отношений администрации Оханского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) при отказе данному хозяйствующему субъекту в выкупе арендуемого имущества по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, и выставлении данного имущества на торги
Из пояснений ИП <_> следует, что предприниматель неоднократно обращалась в Комитет за выкупом арендуемого имущества с 2009 г., ввиду соответствия условиям, содержащимся в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 159-ФЗ).
Однако, при обращении в 2010 г. в Комитет, оценка имущества, проведенная ООО "Бин-Оценка" не устроила ИП <_>
Предприниматель обратилась в суд с соответствующим иском к Комитету, в частности о признании недействительным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, а также с ходатайством о принятии обеспечительных мер от 30.06.2010 г.
Судом были приняты обеспечительные меры, выдан исполнительный лист о приостановлении пункта 1 распоряжения председателя Комитета, содержащего условия о продаже ИП <_> имущества по определенной цене.
О вышеизложенном Комитет был уведомлен.
Однако, в период действия обеспечительных мер, Комитетом было размещено извещении о проведении аукциона по продаже имущества, которое арендовала ИП <_>
В последствии, имущество было продано <_>
По мнению, ИП <_> такие действия Комитета ограничили конкуренцию и нарушили законные права предпринимателя на приобретение арендуемого имущества по преимущественному праву в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
Кроме того, наличие такого права Комитетом не оспаривалось, ввиду направления ИП Поповой Т.А. соответствующих документов для подписания договора купли-продажи.
Как пояснил представитель ответчика - Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (далее - Управление), ИП <_> несколько раз предоставлялась возможность выкупить арендуемое ею имущество по Закону N 159-ФЗ, однако предприниматель не пользовался ей.
ИП <_> был пропущен 30-дневный срок на дачу согласия на предложения Комитета о заключении договора купли-продажи, в связи с чем, предпринимателем было утрачено преимущественное право выкупа имущества.
Имущество было выставлено на торги и продано <_>
Указанной позиции придерживается Администрация Оханского муниципального района и Земское Собрание Оханского муниципального района Пермского края.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. 05.08.2008 г. вступил в силу Закон N 159-ФЗ, которым регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции от 22.07.2008 г.) субъекты малого и среднего предпринимательства, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, арендуемое помещение может быть приобретено в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при одновременном соблюдении всех четырех вышеуказанных условий.
Пунктами 2, 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий этим требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае если заявитель не соответствует установленным ст. 3 названного Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (п. 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).
Также, согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Письмо Президиума ВАС РФ), в соответствии с Законом N 159-ФЗ до 1 января 2009 года реализация права на приобретение была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества.
С 1 января 2009 года субъект малого или среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона).
2. Из письменных пояснений лиц, участвующих в деле следует, что ИП <_> является арендатором муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23, площадью 84,3 кв.м. с 1993 г.
Комиссией Пермского УФАС России также установлено, что 18.03.2008 г. между Комитетом имущественных отношений Администрации Оханского муниципального района (далее - Комитет) и ИП <_> был заключен договор аренды муниципального имущества N 16, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23, площадью 84,3 кв.м. для организации розничной торговли строительными материалами.
Данный договор заключен со сроком с 01 января 2008 г. по 30 ноября 2008 г.
19.12.2008 г. между Комитет и ИП <_> также был заключен договор аренды муниципального имущества N 34, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23, площадью 79,6 кв.м. для организации розничной торговли строительными материалами, со сроком действия до 01.11.2009 г.
03.12.2009 г. между Комитет и ИП <_> также был заключен договор аренды муниципального имущества N 54, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв.м. для организации розничной торговли строительными материалами.
Данный договор заключен со сроком с 01 ноября 2009 г. по 01 июля 2010 г.
17.07.2009 г. в Закон N 159-ФЗ были внесены изменения. В частности, в соответствии со ст. 3 данного Закона, для реализации преимущественного права стало необходимо, чтобы арендуемое имущество находилось во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Также, необходимо отсутствие задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Таким образом, законодателем были устранены неясности при толковании условия ст. 3 Закона об отчуждении недвижимого имущества о перечислении арендной платы надлежащим образом, соответственно, единичные факты несвоевременного перечисления арендной платы в течение срока действия договора при отсутствии задолженности на момент обращения с заявлением о приватизации не являются безусловным основанием для отказа в предоставлении преимущественного права арендатору в порядке положений данного Федерального закона.
Так, из анализа положений статьи 3 Закона N 159-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.) следует, что арендуемое помещение может быть приобретено в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при одновременном соблюдении всех четырех условий, а именно:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ)
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом, перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом.
3. 14.04.2009 г. ИП <_> обратилась в Комитет с заявлением о выкупе арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23.
Земским Собранием Оханского муниципального района было принято решение от 15.04.2009 г. N 13/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.".
Письмом за номером 344 Комитет сообщил о направлении ИП <_> проекта договора купли-продажи и о необходимости выражения в течении 30 дней согласия либо отказа в заключении договора, а также о необходимости погашения задолженности по арендной плате в сумме 10040,72 руб.
13.08.2009 г. ИП <_> сообщила Комитету о направлении проекта договора купли-продажи, оставленного предпринимателю в магазине, без подписи, так как имелась задолженность по аренде, о направлении протокола разногласий к договору и об оставлении за собой преимущественного права выкупа помещения.
04.09.2009 г. Комитет сообщил предпринимателю о принятии к сведению отзыва письма (согласно письму от 13.08.2009 г.) о выкупе арендуемого имущества, и о намерении принятия решений в соответствии со ст. 4 Закона N 159-ФЗ.
01.10.2009 г. письмом за номером 449 Комитетом было направлено предложение предпринимателю о выкупе арендуемого нежилого помещения по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2.
Этим же числом председателем Комитета было издано распоряжение о продаже муниципального имущества N 192г. по рыночной стоимости 835 тыс. руб.
20.10.2009 г. Комитетом в адрес ИП <_> было направлено письмо за номером 478 о расторжении договора аренды в связи с истечением 01.11.2009 г. срока действия договора аренды, отсутствием со стороны данного хозяйствующего субъекта заявления о заключении договора купли-продажи и наличии задолженности по арендной плате в сумме 10681,44 рублей.
Письмами от 26.10.2009 г. предприниматель просила продлить договор аренды до 2015 г.
28.10.2009 г. ИП <_> была выражена просьба о заключении договора аренды на новый срок до 01.07.2010 г.
При этом, индивидуальный предприниматель просила сохранить за ней право на выкуп арендуемого помещения и не отказывалась от него.
Вышеуказанная просьба продлить договор, основывалась на том, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определенная рыночная стоимость действительна в течение шести месяцев. Поэтому договор купли-продажи не мог быть заключен на основании данных отчета о рыночной стоимости N 25.5 от 15.05.2009 г., выполненной ООО "Бин-Оценка", который заканчивает свое действие 16.11.2009 г., а тридцатидневный срок ответа на предложение Комитета о заключить договор купли-продажи заканчивался 19.11.2009 г.
20.11.2009 г. Комитетом в адрес ИП <_> было направлено письмо за номером 567 с сообщением о направлении индивидуальному предпринимателю предложения о заключении договора купли-продажи, проекта договора купли-продажи и требования о погашении задолженности.
Указанное письмо содержало сведения о том, что в решении об условиях приватизации муниципального имущества предусмотрено преимущественное право ИП <_> на приобретение арендуемого имущества.
Письмом ИП <_> от 20.11.2009 г. N 20, направленным в адрес Земского Собрания и Администрации Оханского муниципального района, предприниматель просила об отмене Решения Земского Собрания от 15.04.2009 г. N 13/5, распоряжения председателя Комитета N 192 от 01.10.2009 г. о продаже муниципального имущества.
Вышеизложенные требования предприниматель обосновала тем, что предложение о заключении договора купли-продажи на основании отчета N 252 ООО "Бин-оценка" от 15.11.2009 г. невозможно, ввиду того, что определенная рыночная стоимость действительна в течении шести месяцев.
Кроме того, ИП <_> просила разрешение на продление договора аренды до 01.07.2010 г. и оставления за собой преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
03.12.2009 г. Председателем Комитета было принято распоряжение N 246 "О предоставлении в аренду" ИП <_> муниципального имущества по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2 в аренду до 01.07.2010 г.
Распоряжением от 03.12.2009 г. N 245 "Об отмене решения" на основании заявления ИП <_> от 20.11.2009 г. N 20, решения Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края от 03.12.2009 г. N 66/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2009 г. и плановый период 2010 2011 годов", было отменено распоряжение председателя Комитета от 11.10.2009 г. N 192 "О продаже имущества".
4. 14.04.2010 г. ИП <_> обратилась в Администрацию Оханского муниципального района с заявлением о выкупе арендуемого имущества, ввиду соответствия условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства на основании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 05.03.2010 г.
19.05.2010 г. Земским Собранием Оханского муниципального района Пермского края было принято Решение N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.", которым было дополнено приложение N 1 предложение: "условия приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором ИП <_>"
26.05.2010 г. Комитетом имущественных отношений администрации Оханского муниципального района Пермского края за номером 211 ИП <_> был направлено письмо с предложением заключить договор купли-продажи арендуемого имущества (в соответствии с Решением Земского Собрания от 19.05.2010 г. N 17/5, распоряжением председателя Комитета от 26.05.2010 г. N 68 "О продаже муниципального имущества").
В данном ответе было указано, в случае согласия на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения ИП <_> предложения о его заключении и проекта договора купли-продажи.
Этим же числом было издано Распоряжение председателя Комитета N 68 о продаже муниципального имущества, п. 1 которого, установлено: "продать в собственность ИП <_> по рыночной стоимости 742 373 рубля в рассрочку на 3 года с начислением процентов исходя из ставки равной одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ муниципальное имущество - нежилое помещение магазина 1917 года постройки, общей площадью 79,6 кв.м., кадастровый номер 59:30:046 0 011:0001:617/А3:1002, расположенного по адресу: Пермский край, г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2".
Статьей 4 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
В любой день до истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:
1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества;
2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;
3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.
Указанное письмо и прилаженные к нему документы были получены ИП <_> согласно уведомлению 10.06.2010 г.
Таким образом, срок подачи согласия на вышеуказанное предложение Комитета выпал на 10.07.2010 г., то есть на субботу.
В соответствии с п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Соответственно, последний день для дачи согласия ИП <_> на выкуп арендуемого имущества приходился на 12.07.2010 г.
Таким образом, указанный в данном письме срок подписания договора купли-продажи должен был истечь не 09.07.2010 г., как полагают представители Комитета, а 12.07.2010 г.
На момент обращения в Комитет о выкупе арендуемого имущества 14.04.2010 г. между хозяйствующим субъектом и Комитетом действовал договор аренды.
Пунктом 6.2. договора аренды от 2009 г., заключенного между ИП <_> и Комитетом, предусмотрено, что по одностороннему требованию Арендодателя или Арендатора настоящий договор может быть изменен, дополнен или расторгнут в суде в соответствии с действующим законодательством РФ.
Если любая из сторон до истечения срока действия договора не отказалась от продления (перезаключения) договора, и арендатор продолжает пользоваться помещением после истечения срока договора, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 6.5. договора).
Поскольку одностороннее расторжение договора предусмотрено в самом договоре только в судебном порядке, требований Комитета от 08.07.2010 г. расторгнуть договор на основании утраты предпринимателем преимущественного права выкупа имущества и истечением срока действия 159-ФЗ, является необоснованным.
Таким образом, договор аренды был заключен на неопределенный срок, вследствие чего, ИП <_> имеет преимущественное право на продление договора аренды в соответствие с ч.4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, следовательно, договор продолжал действовать и после 01.07.2010 г.
Кроме того, необходимо отметить, что на момент направления Комитетом указанного письма 05.07.2010 г. были опубликованы изменения в ч.3 ст. 10 Закона N 159-ФЗ в части продления срока его реализации - до 2013 г.
5. 08.07.2010 г. Комитетом в адрес ИП <_> было направлено письмо за номером 260, в котором указано, что предпринимателем утрачено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, также Комитет сообщил о расторжении договора аренды в связи с истечением 01.07.2010 г. срока реализации Закона N 159-ФЗ, а также действия договора аренды.
Утрата преимущественного права ИП <_> обусловлена, по мнению Комитета, истечением 30-дневного срока, установленного ст. 9 Закона N 159-ФЗ.
Необходимо отметить, что указанную норму нельзя рассматривать как отменяющую действие общих норм гражданского законодательства и препятствующую субъектам малого и среднего бизнеса в урегулировании разногласий, возникающих при заключении договора купли-продажи арендуемого ими имущества в порядке Закона N 159-ФЗ.
Кроме того, в законе отсутствует положение о том, что истечение указанного срока является основанием для отмены решения (приказа) об утверждении условий приватизации объекта недвижимости, принятого в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
ИП <_> в установленный законом срок достаточно определенно выразила свое согласие, волю на заключение договора купли-продажи арендуемого имущества (письмо от 09.07.2010 г., в соответствии с которым в адрес Комитета был выслан подписанный договор купли-продажи от 26.05.2010 г. с указанием на оплату по договору в рассрочку на 3 года. ИП <_> также указала, что на момент заключения договора купли-продажи задолженность по арендной плате отсутствует).
Ввиду чего, у Комитета отсутствовали основания для того, чтобы считать предпринимателя утратившим преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества.
Письмом от 13.07.2010 г. предприниматель попросила Комитет возвратить договор купли-продажи от 26.05.2010 г., приложение и график платежей, и просила считать договор незаключенным.
При этом, отказ от заключения договора от 13.07.2010 г. был направлен ИП <_> после истечения 30-дневного срока.
Как пояснила ИП <_> это действие было направлено на разрешение разногласий по цене договора купли-продажи (оценки имущества).
Причем, соответствующее письмо нельзя считать отказом предпринимателя от реализации преимущественного права выкупа помещения.
Кроме того, на момент направления письма от 13.07.2010 г. Арбитражным судом Пермского края 12.07.2010 г. были приняты обеспечительные меры по исковому заявлению ИП <_>
Письмом от 19.07.2010 г. ИП <_> сообщила Комитету об обращении в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта (Распоряжения Комитета от 26.05.2010 г. N 68 "О продаже муниципального имущества") в части признания недействительным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, а также с ходатайством о принятии обеспечительных мер от 30.06.2010 г.
Согласно данному письму ИП <_> уведомила Комитет о вынесении Арбитражным судом 12.07.2010 г. определения по делу N А50-14514/2010 о принятии искового заявления к производству.
Предприниматель также сообщила Комитету, что определением от 12.07.2010 г. суд удовлетворил ходатайство о применении обеспечительных мер - приостановил действие п. 1 распоряжения Председателя Комитета от 26.05.2010 г. N 68 "О продаже муниципального имущества", выдал исполнительный лист.
12.07.2010 г. арбитражным судом Пермского края был выдан исполнительный лист о приостановлении п. 1 Распоряжения от 26.05.2010 г. N 68.
Из вышеизложенного следует, что ИП <_> имела четкое намерение реализовать преимущественное право на выкуп, выраженное в письме от 09.07.2010 г.
6. Однако, 18.08.2010 г. Решением Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края N 33/5 были внесены изменения в прогнозный план, утвержденный 19.05.2010 г., в части исключения абзаца 3 пункта 1 Решения N 17/5 в отношении ИП Поповой Т.А.
При этом, сам объект - помещение по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, общей площадью 79,6 м.кв., остался в Плане приватизации, что является неправомерным, ввиду включения его в План приватизации по заявлению ИП <_>
На основании вышеуказанного Решения Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края N 33/5 Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края было принято новое Распоряжение начальника Управления от 23.08.2010 г. N 15-и "О проведении аукциона".
23.08.2010 г. Распоряжением начальника Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края было отменено Распоряжение Комитета от 26.05.2010 г. N 68 "О продаже муниципального имущества".
03.09.2010 г. в газете "Оханская сторона" было опубликовано "Информационное сообщение о продаже муниципального имущества" Лот N 1 Одноэтажное кирпичное нежилое помещение магазина по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, общей площадью 79,6 м.кв.
Вышеуказанное послужило основанием для обращение ИП Поповой Т.А. с исполнительным листом к судебным приставам.
Не смотра на это, реализация вышеуказанного имущества была продолжена.
04.10.2010 г. указанное здание было продано <_> по цене 742 373 руб. (согласно Распоряжению начальника Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края от 04.10.2010 г. N 29-и).
07.10.2010 г. Отделом судебных приставов по Оханскому району было возбуждено исполнительной производство на основании поступившего исполнительного листа, выданного Арбитражным судом 12.07.2010 г., о приостановлении действия п. 1 распоряжения Председателя Комитета от 26.05.2010 г. N 68 "О продаже муниципального имущества".
08.10.2010 г. Председателем Комитета было издано Распоряжение за номером 108 о приостановлении действия п. 1 распоряжения N 68 от 26.05.2010 г. "О продаже муниципального имущества", тогда как ранее, указанное распоряжение было отменено Управлением (распоряжение от 23.08.2010 г.).
08.10.2010 г. исполнительное производство было окончено, в связи с изданием вышеуказанного Распоряжения.
Из пояснений, представленных Управлением, следует, что 23.06.2010 г. Земским Собранием принято решение, вступившее в силу 01.08.2010 г., о переименовании муниципального учреждения "Отдел по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству" в Управление инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 09.08.2010 г.).
Постановлением Главы Оханского района от 28.06.2010 г. N 93 принято решение реорганизовать Комитет имущественных отношений в "Отдел по градостроительству и _".
С 17.11.2010 г. Комитет прекратил деятельность, правопреемником его явилось Управление инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района.
Таким образом, с 09.08.2010 г. правомочия по изданию соответствующих распоряжений возникло у Управления,
В отношении Комитета было принято решение о реорганизации, соответственно издание последним распорядительных актов в период реорганизации, с одновременным изданием актов Управлением относительно одного и того же документа, свидетельствует о неправомерности и несогласованности действий данных органов, одновременно принимающих соответствующие акты.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.12.2010 г. по делу N А50-14514/2010 п.1 указанного Распоряжения в части утверждения рыночной стоимости объекта признан недействительным.
Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП <_> путем продажи нежилого помещения по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, общей площадью 79,6 м.кв. в собственность данного хозяйствующего субъекта.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 г. решение Арбитражного суда от 17.12.2010 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, судом установлено, что наличие у ИП <_> преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества Комитетом не оспаривалось и подтверждается изданием Распоряжения от 26.05.2010 г. N 68.
Кроме того, как следует из материалов дела, вся имеющаяся задолженность по арендной плате за арендуемое имущество ИП <_> была погашена.
Ввиду чего, ИП <_> соответствует всем требованиям, установленным ст. 3 Закона N 159-ФЗ для реализации ею преимущественного права выкупа арендуемого имущества.
Таким образом, выставление имущества, арендатором которого являлась ИП <_> на аукцион, не предоставление предпринимателю возможности до конца реализовать свое преимущественное право выкупа, свидетельствует о нарушении Комитетом и Земским Собранием ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, действия по выставлению имущества на торги были совершены при наличии обеспечительных мер, принятых судом.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Вышеуказанными действиями Управления инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района нарушена ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_> путем отказа в предоставлении данному хозяйствующему субъекту преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м., а также путем выставления указанного имущества на аукцион и продажи <_> что привело к ограничению конкуренции.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действий (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Положениями данной статьи закона установлен перечень подобных действий, в отношении которых законодателем установлен запрет на их совершение, и данный перечень не является исчерпывающим.
Кроме того, действиями Земского Собрания Оханского муниципального района также нарушена ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_> при реализации данным хозяйствующим субъектом преимущественного права на выкуп арендуемого имущества по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м, в том числе путем, издания 18.08.2010 г. Решения N 33/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", пунктом 1 которого был исключен абзац 3 пункта 1 Решения Земского Собрания Оханского муниципального района от 19.05.2010 г. N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 года и плановый период 2011 и 2012 годов", который, в свою очередь, предусматривал условие приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором ИП <_> что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края.
Также необходимо отметить, что вышеуказанные действия Земского Собрания способствовали дальнейшему выставлению имущества арендуемого ИП <_> на торги.
Земское Собрание Решением от 18.08.2010 г. N 33/5 исключило из Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2010 г. положения только в части преимущественного права на приобретение арендуемого предпринимателем имущества.
Если бы Земское Собрание полностью исключило из Прогнозного плана и данное положение, и сам объект - помещение по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м., у Комитета не было бы оснований продавать данный объект основываясь на Решении Земского Собрания от 18.08.2010 г. N 33/5, так как изначально в 2009 г., а также в 2010 г., изменения в Прогнозный план вносились в целях реализации положений 159-ФЗ, по заявлению ИП <_>
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_> путем отказа в предоставлении данному хозяйствующему субъекту преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м., а также путем выставления указанного имущества на аукцион и продажи <_> что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края.
2. Признать факт нарушения Земским Собранием Оханского муниципального района ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_>при реализации данным хозяйствующим субъектом преимущественного права на выкуп арендуемого имущества по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м, в том числе путем, издания 18.08.2010 г. Решения N 33/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", пунктом 1 которого был исключен абзац 3 пункта 1 Решения Земского Собрания Оханского муниципального района от 19.05.2010 г. N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 года и плановый период 2011 и 2012 годов", который, в свою очередь, предусматривал условие приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором ИП <_> что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края.
3. Выдать Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края, в том числе, путем восстановления нарушенных прав ИП <_> на аренду помещения по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв., и выкуп указанного имущества в соответствии с нормами Федерального Закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом выявленных в ходе рассмотрения дела N 083-11-а нарушений антимонопольного законодательства.
4. Выдать Земскому Собранию Оханского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края и восстановление нарушенных прав ИП <_> в том числе, путем отмены пункта 1 Решения от 18.08.2010 г. N 33/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", в котором указано "исключить абзац 3 пункта 1 Решения Земского Собрания Оханского муниципального района от 19.05.2010 г. N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 года и плановый период 2011 и 2012 годов", который, в свою очередь, предусматривал условие приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором ИП Поповой Т.А
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 083-11-а
27.05.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27 мая 2011 г. по делу N 083-11-а о нарушении Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (ул. Куйбышева, 35, г. Оханск, Пермский край, 618100) и Земским Собранием Оханского муниципального района Пермского края (ул. Куйбышева, 35, г. Оханск, Пермский край, 618100) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Земскому Собранию Оханского муниципального района Пермского края:
Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_> при реализации данным хозяйствующим субъектом преимущественного права на выкуп арендуемого имущества по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м, в том числе путем, издания 18.08.2010 г. Решения N 33/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", пунктом 1 которого был исключен абзац 3 пункта 1 Решения Земского Собрания Оханского муниципального района от 19.05.2010 г. N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 года и плановый период 2011 и 2012 годов", который, в свою очередь, предусматривал условие приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором <_> что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края, а именно:
1. В срок до 29.07.2011 г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края и восстановление нарушенных прав ИП <_> в том числе, путем отмены пункта 1 Решения от 18.08.2010 г. N 33/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", в котором указано "исключить абзац 3 пункта 1 Решения Земского Собрания Оханского муниципального района от 19.05.2010 г. N 17/5 "О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества Оханского муниципального района на 2010 года и плановый период 2011 и 2012 годов", который, в свою очередь, предусматривал условие приватизации - преимущественное право приобретения имущества арендатором ИП Поповой Т.А
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 083-11-а
27.05.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27 мая 2011 г. по делу N 083-11-а о нарушении Управлением развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края (ул. Куйбышева, 35, г. Оханск, Пермский край, 618100) и Земским Собранием Оханского муниципального района Пермского края (ул. Куйбышева, 35, г. Оханск, Пермский край, 618100) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Управлению развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края:
Прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <_> путем отказа в предоставлении данному хозяйствующему субъекту преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв. м., а также путем выставления указанного имущества на аукцион и продажи <_> что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края, а именно:
1. В срок до 29.07.2011 г. в рамках имеющихся полномочий принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции на рынке розничной торговли в границах Пермского края, в том числе, путем восстановления нарушенных прав ИП <_> на аренду помещения по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 23/2, площадью 79,6 кв., и выкуп указанного имущества в соответствии с нормами Федерального Закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом выявленных в ходе рассмотрения дела N 083-11-а нарушений антимонопольного законодательства.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверхх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 10 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016