Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 9 июня 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 1 июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 9 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Рыжкова Л.М., ведущий специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело N 02-10/46-11 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" ( 107174, Москва, ул. Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области 03.3.2011 г. поступило заявление директора ООО "Теноснаб" К. (вх. N 1146) о нарушении ОАО "РЖД" в лице Томской городской товарной станции части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По информации, представленной заявителем ООО "Техноснаб", начиная с 01.08.2010 г. Томская городская товарная станция (структурное подразделение ОАО РЖД) препятствует выдаче контейнеров с товаром, поступивших в адрес грузополучателя, за наличный расчет, вынуждая оплачивать получение контейнеров только по безналичному расчету, что противоречит действующему законодательству РФ.
На основании указанного заявления и представленных к нему документов, приказом руководителя от 23.03.2011 г. за N 80 было возбуждено дело N 02-10/46-11 и создана комиссия по его рассмотрению.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В подтверждение своих доводов ООО "Техноснаб" было представлено объявление, согласно которого Администрация ГТС-Томск уведомило грузоотправителей и грузополучателей о том, что с 01.11.2010 г. прием наличных денежных средств от юридических лиц на ОАО "РЖД" осуществляться не будет, указанное объявление Комиссией во внимание не принимается, так как не содержит каких-либо идентифицирующих отметок о том, что его составителем является именно ОАО "РЖД".
Кроме того, в материалах дела имеются ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их в местах общего пользования N 2504 от 27.12.2010 г., N 358 от 18.02.2011 г., N 187 от 01.02.2011 г., из которых следует, что денежные средства за оказание услуги ООО "Техноснаб" внес в кассу Томской городской товарной станции, т.е. наличными денежными средствами.
Также, между ООО "Техноснаб" и ОАО "РЖД" были заключены договор транспортной экспедиции N 1199/МЧ-10 от 26.09.2010 г. сроком действия до 31.12.2010 г. и договор транспортной экспедиции N Д-323МЧ-3/11 от 28.01.2011 г. сроком действия до 31.12.2011 г., условия которого применяются к правоотношениям сторон, возникших с 01.01.2011 г. (п. 10 настоящего договора).
По условиям указанных договоров ОАО "РЖД" выступает в качестве экспедитора, а ООО "Техноснаб" в качестве клиента, вид, объем услуг, оказываемых по настоящему договору определяется в заявке клиента.
Согласно п. 4.2. договора N 1199/МЧ-10 от 26.09.2010 г. и договора N Д-323МЧ-3/11 от 28.01.2011 г. оплата за услуги осуществляется платежным поручением на расчетный счет, указанный в п. 12 настоящего договора или наличными денежными средствами в кассу. Сумма расчетов наличными денежными средствами не должна превышать 100 000 рублей с учетом НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчет между юридическими лицами, а также с участием граждан-предпринимателей осуществляются в безналичном порядке. Однако Гражданский кодекс РФ позволяет указанным субъектам рассчитываться и наличными деньгами, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Это правило распространяется на обязательства, вытекающие из одного договора. Исполняются они в период действия договора или по окончании срока его действия - не имеет значения (п. 2 Официального разъяснения Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, железнодорожные перевозки.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-Т ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего использования.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, положение ОАО "РЖД" является доминирующим на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего использования.
Федеральным законом N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10).
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и (или) интересы других лиц, либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
На основании изложенного, действия ОАО "Российские железные дороги", являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке, не привели к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ОАО "Российские железные дороги".
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела N 02-10/46-11 о нарушении ОАО "Российские железные дороги" антимонопольного законодательства РФ прекратить.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии Л.М. Рыжкова
М.Н. Белова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016