Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-62-2011 (опубликовано 16 июня 2011 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу N02/08-62-2011
г. Курск
Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Волкова М.В. - заместитель руководителя УФАС по Курской области, председатель Комиссии;
Полторацкий А.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02/08-62-2011, возбужденное по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" со стороны Представительного Собрания муниципального образования "Октябрьский район" Курской области <_> в присутствии представителя Представительного Собрания МО "Октябрьский район" Е. (по доверенности), установила:
По результатам мониторинга нормативных правовых актов муниципального образования "Октябрьский район" Курской области (далее - Октябрьский район) Управлением ФАС по Курской области установлено, что отдельные нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Октябрьского района Курской области (далее также - Положение), утвержденного решением Представительного Собрания Октябрьского района Курской области от 23.05.2006 N 36, не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"). Отдельные положения данного нормативного правового акта предоставляют исполнительным органам местного самоуправления Октябрьского района возможность передачи муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам без проведения торгов.
Статьей 15 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения Представительным Собранием Октябрьского района статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неприведении Положения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что частью 2 статьи 12 Положения предусмотрено, что передача объектов муниципальной собственности в аренду производится по решению администрации Октябрьского района. Статьей 11 Положения установлен порядок предоставления в аренду объектов муниципального имущества. Однако указанные нормы не содержат положений необходимости проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, что противоречит требованиям ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель Представительного Собрания Октябрьского района пояснил, что вопросов о несоответствии норм Положения ФЗ "О защите конкуренции" от контрольных органов в адрес Представительного Собрания Октябрьского района не поступало. При наличии рекомендаций вопрос о приведении данного нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством будет включен в повестку дня ближайшего заседания Представительного Собрания Октябрьского района.
Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
Статьей 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", вступившей в силу с 02.07.2008 г., установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
Таким образом, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ во всех случаях, за исключением прямо указанных в законе, муниципальное имущество должно предоставляться хозяйствующим субъектам в аренду по результатам торгов и предоставление такого имущества без проведения торгов в форме конкурса или аукциона противоречит статье 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества в соответствии с частью 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" установлен приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010 г.
Исключение составляют случаи, когда муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам передается без проведения торгов в силу положений пункта 20 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", то есть путем предоставления муниципальных преференций. Порядок и цели предоставления муниципальных преференций установлены статьями 19-20 ФЗ "О защите конкуренции", причем указанный перечень целей является исчерпывающим. Предоставление органами местного самоуправления муниципальных преференций хозяйствующим субъектам допускается только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
Как следует из материалов дела, необходимость проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества либо согласования муниципальных преференций с антимонопольным органом в случае передачи имущества в аренду без проведения торгов рассматриваемым правовым актом Представительного Собрания Октябрьского района не предусмотрена.
Отсутствие в муниципальном нормативном акте, регулирующем порядок распоряжения муниципальным имуществом МО "Октябрьский район", положений о необходимости проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может привести к несоблюдению органами местного самоуправления Октябрьского района норм антимонопольного законодательства и ограничению либо устранению конкуренции и созданию преимуществ для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, выражающихся в получении права аренды муниципальной собственности без участия в конкурентной процедуре торгов.
Частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, а также совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В то же время, учитывая, что с даты вступления в силу изменений в ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающих необходимость проведения торгов на передачу муниципального имущества в пользование до даты рассмотрения настоящего дела прошло более 2,5 лет, у Представительного Собрания Октябрьского района имелось достаточное время для приведения рассматриваемого нормативного акта о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
В этой связи, неприведение Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Октябрьского района Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Октябрьского района Курской области от 23.05.2006 N 36, в соответствие с требованиями статей 17.1, 19-20 ФЗ "О защите конкуренции", квалифицируется как нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в форме бездействия, которое может иметь своим результатом ограничение и устранение конкуренции в сфере пользования муниципальным имуществом Октябрьского района Курской области.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 4 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Представительное Собрание муниципального образования "Октябрьский район" Курской области нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия, связанного с неприведением Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Октябрьского района Курской области в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
2. Выдать Представительному Собранию МО "Октябрьский район" Курской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в вышеуказанный нормативный правовой акт.
3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Куркову М.А.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Волкова
Члены Комиссии А.Н. Полторацкий
М.А. Куркова
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
14 июня 2011 года г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Волкова М.В - председатель Комиссии
Полторацкий А.Н. - член Комиссии
Куркова М.А. - член Комиссии
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 17 июня 2011 года по делу N02/08-62-2011 о нарушении Представительным Собранием Октябрьского района Курской области <_> части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Представительному Собранию муниципального образования "Октябрьский район" Курской области в срок до 01 августа 2011 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции в сфере предоставления в пользование муниципального имущества МО "Октябрьский район" Курской области, для чего привести в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства (ст.17.1, ст.ст.19-20 ФЗ "О защите конкуренции") Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Октябрьского района Курской области, утвержденное решением Представительного Собрания Октябрьского района Курской области от 23.05.2006 N 36.
2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области в 3-х дневный срок с даты исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанного исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии М.В. Волкова
Члены Комиссии А.Н. Полторацкий
М.А. Курков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-62-2011 (опубликовано 16 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016