Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 16 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии |
Л.Н. Галичина, заместитель руководителя-начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии |
Е.Ю. Скобина, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, М.В. Бромберг, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 44-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Челябинске рекламы кредитного продукта открытого акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" (далее также - ОАО "Уральский банк реконструкции и развития"), с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В марте - апреле 2011 года в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций (перетяжки), размещенных над проезжей частью вблизи жилого дома
N 251 по улице Российской, а также над проезжей частью вблизи дома N 59 по улице Красной, распространялась реклама кредитного продукта ОАО "Уральский банк реконструкции и развития".
В рекламе присутствовали следующие сведения: "Время-деньги. Кредит "Бизнес-хит". 100 000 700 000 1 500 000. Уральский банк реконструкции и развития". Из данных сведений следует, что Уральский банк реконструкции и развития оказывает финансовые услуги в виде кредитования.
В указанной рекламе присутствовали сведения о сумме кредита - 100 000 рублей, 700 000 рублей, 1 500 000 рублей, которые являются условиями предоставления кредита в рамках программы "Бизнес-хит". Иные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, в рекламе отсутствуют.
По мнению ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", реклама не содержит ни одного условия, влияющего на фактическую стоимость кредита для заемщика; сумма кредита не является условием, влияющим на стоимость кредита; смысл рекламной информации не искажается; потребители рекламы не вводятся в заблуждение, поскольку указанные в рекламе сведения об условиях выдачи кредита соответствуют фактическим.
ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" представлена программа кредитования малого и среднего бизнеса, реализуемая в ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", согласно которой кредиты в рамках программы "Бизнес-хит" выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, дата регистрации которых составляет не менее 6 месяцев до даты подачи заявки на получение кредита. При этом клиенты без положительной кредитной истории могут получить кредит в сумме от
100 000 до 700 000 рублей, клиенты с положительной кредитной историей в любом банке или лизинговой компании могут получить кредит в сумме от 100 000 до 1 500 000 рублей. Срок кредита по условиям программы от 180 до 1095 дней включительно: при сроке кредитования от 180 до 365 дней размер процентной ставки по кредиту составляет 23,0%, при сроке кредитования от 366 до 730 дней - 24 %, при сроке кредитования от 731 до 1095 дней - 23 %.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В указанной рекламе кредитного продукта "Бизнес-хит" присутствуют сведения о минимальной, промежуточной и максимальной сумме кредита, которые являются условием влияющим на фактическую стоимость кредита для заемщика. Иные условия оказания данной услуги в рекламе отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, реклама ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", содержащая одно из условий кредитного договора, влияющее на его стоимость, а именно суммы кредита, при отсутствии всех остальных условий, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку реклама, содержащая сведения о предоставлении кредита ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться данной банковской услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.
Отсутствие в рекламе какой-либо части существенной информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом, а значит, противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы кредитного продукта "Бизнес-хит" является ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" как лицо, оказывающее рекламируемую финансовую услугу и определившее объект рекламирования.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", содержащую одно из условий, влияющих на стоимость кредита, при отсутствии остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Е.Ю. Скобина
М.В. Бромберг
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
16 июня 2011 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области; |
члены Комиссии: |
Е.Ю. Скобина - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; М.В. Бромберг - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
на основании своего решения от 16 июня 2011 года по делу N 49-2011 о признании ненадлежащей рекламы ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", содержащей одно из условий, влияющих на стоимость кредита, при отсутствии остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" (г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 77) в тридцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а именно не допускать размещения рекламы, содержащей одно из условий, влияющее на его стоимость - суммы кредита, при отсутствии остальных условий, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" (г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 77) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 июля 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Е.Ю. Скобина
М.В. Бромберг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016