Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 20 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "03" июня 2011 г.
В полном объёме решение изготовлено "20" июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии- Никуйко Ирина Борисовна, заместитель руководителя Управления,
Члены Комиссии:
Марина Галина Анатольевна- и.о. начальника отдела экономического анализа,
Чернавин Евгений Александрович- главный специалист-эксперт отдела экономического анализа.
Ивоняк Дмитрий Юрьевич- специалист 1 разряда отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N11-01-10-02/215 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградрегионгазтеплоэнерго" (адрес: 40074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Дело N11-01-10-02/215 было возбуждено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" по заявлению ТСЖ "Конкордия" (вх. N982 от 18 февраля 2011 г.). Заявитель просил провести проверку по необоснованному завышению стоимости 1-м? горячей воды для жителей дома N17Д (г. Волгоград, Бульвар 30-летия Победы) в 2010 г. ТСЖ "Конкордия" считает, что ООО "Волгоградгазтеплоэнерго", самостоятельно устанавливая тариф на горячую воду в 2010 г. и проявляя бездействие по установлению тарифа в рамках действующего законодательства, нарушало положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N11-01-10-02/215, состоявшемся 16 мая 2011 г. представитель ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" Попов А.Г. пояснил, что в 2010 г. тариф на горячую воду для котельной БМК-6, через которую осуществляется подача горячей воды и теплоносителя в дом N17 Д (г. Волгоград, Бульвар 30-летия Победы) в надлежащем порядке органами власти установлен не был. ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" обращалось (исх. N500 от 04 июня 2009 г.) для установления тарифа на горячую воду в администрацию города Волгограда, которая до 13 августа 2010 г. осуществляла регулирование тарифов на горячую воду в пределах г. Волгограда. В установлении тарифа ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" было отказано по причине того, что ООО "Волгоградгазтеплоэнерго", по мнению Администрации г.Волгограда, не является организацией коммунального комплекса(письмо от 24.06.2009 г. N05-8/4827-1и).
До 2010 года для расчёта за поставленную горячую воду (согласно пункту 4.2 договора NГ 9/4-0028 от 18 марта 2009 г., заключённого между ТСЖ "Конкордия" и ООО "Волгоградгазтеплоэнерго") для жителей дома N17Д использовались нормативы потребления тепловой энергии, воды, нормативы отведения сточных вод для населения Волгограда, проживающего в жилых помещениях независимо от формы собственности, утверждённые Постановлением Администрации Волгограда от 21 января 1997 г. N56 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.1996 N 707", от 18.06.1996 N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (приложение N4 к Постановлению главы Волгограда от 25 февраля 2005 г. N 266 в редакции Постановления Главы Волгограда от 02.10.2007 N2242). Согласно данным Нормативам, для одного человека устанавливается потребление 3,65 м? горячей воды, для приготовления которой необходимо 0,19 Гкал. ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" устанавливал стоимость 1 м? горячей воды, исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе дома N 17Д. Эти приборы учёта фиксируют только объём потреблённой воды, а не количество истраченной на её подогрев тепловой энергии, поэтому ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" затраченную тепловую энергию определяло по вышеназванному нормативу. При этом тариф на тепловую энергию был установлен в надлежащем порядке и составлял 1131,13 руб./Гкал согласно Постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 25 декабря 2009 г. N43/1.
Таким образом, согласно пояснениям представителей ООО "Волгоградгазтеплоэнерго", в 2009 г. стоимость 1 м? горячей воды для жителей дома складывалась из затрат на холодную воду и тепловую энергию, используемую для её подогрева.
С 13 августа 2010 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. N237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 6) полномочия по регулированию тарифов на горячее водоснабжение перешли к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области. УРТ Администрации Волгоградской области Постановлением от 03 ноября 2011 г. N24/1 утвердило и ввело в действие с 03 декабря 2010 г. по 31 декабря 2010 г. тарифы на горячую воду для котельной БМК-6 от 65,03 руб/м? до 77,77 руб./м? в зависимости от типа помещения.
В связи с тем, что тарифы до декабря 2010 года в надлежащем порядке установлены не были, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" выставляло счета для оплаты услуг горячего водоснабжения для жителей дома N17 Д на основании приложения N2 к договору N10/4-009 от 01.01.2010 г., заключённому с ТСЖ "Конкордия". Согласно пункту 2.1 данного приложения абонент оплачивает стоимость теплоносителя, затраченного на подогрев холодной воды, исходя из стоимости 1 Гкал- 1131,13 рублей без учёта НДС. Согласно пункту 2.2 этого же приложения абонент также оплачивает холодную воду, используемую на горячее водоснабжение, исходя из стоимости 1 м?- 8,86 руб./м? Таким образом, величина тарифа на горячую воду (за 1-м?) не была строго фиксирована и изменялась по месяцам (стоимость 1 м? доходила до 258,94 руб./м?), в зависимости количества затраченной тепловой энергии на подогрев холодной воды. Таким образом, самостоятельно устанавливая тариф на горячую воду, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" с января 2010 по 13 августа 2011 г. фактически нарушало пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которому осуществление расчётов тарифов для потребителей услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, входило в полномочия органов местного самоуправления. Кроме переписки с Администрацией г. Волгограда в 2009 г. по установлению тарифа на горячую воду, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" вплоть до июля 2010 г. (исх. N605/03 от 05 июля 2010 г. главе г. Волгограда об установлении тарифов на горячую воду) не предпринимало никаких действий по установлению этого тарифа в рамках законодательства Российской Федерации. Доказательств иного ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" не представлено.
С 13 августа 2010 г. в соответствие с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса было передано в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в 2010 году вплоть до установления тарифов на горячую воду (в ноябре 2010 года) в установленном законом порядке, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" выставляло счета на оплату за оказанные услуги горячего водоснабжения, исходя из самостоятельно установленных тарифов.
При этом ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" расчёт по затраченной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения производило на основании показаний приборов учёта, установленных в котельной БМК-6, что противоречит пункту 4.1 договора N10/4-009 от 01.01.2010 г., в котором сказано, что учёт продаваемых Энергоснабжающей организацией Абоненту теплоносителя и горячего водоснабжения осуществляется на основании показаний приборов учёта, установленных у абонента и допущенных в эксплуатацию в соответствии с "Правилами учёта тепловой энергии".
Согласно постановлению о назначении административного наказания от 26 августа 2010 г. по делу N03-03/10-125, вынесенного И.О. начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в применении неустановленных тарифов на горячее водоснабжение по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N195-ФЗ. ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000,00 (сто тысяч) рублей. ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" данное постановление не обжаловало и оплатило штраф в полном объёме (платёжное поручение N140 от 03.11.2010 г.).
В процессе рассмотрения дела N11-01-10-02/215 также было установлено, что в Арбитражном суде Волгоградской области рассматривается дело NА12-1013/2011 о взыскании с ТСЖ "Конкордия" в пользу ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" задолженности за оказанные с октября по ноябрь 2010 г. услуги в размере 470557 (четыреста семьдесят тысяч пятьсот пятьдесят семь) рублей 96 копеек по договору от 01 января 2010 года N10/4-009. Данная сумма выставлена ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" в качестве платы за израсходованную тепловую энергию для приготовления горячей воды для нужд дома N17 Д по бульвару 30- летия Победы.
Предметом рассмотрения данного дела является решение вопроса по оплате за оказанные услуги горячего водоснабжения при отсутствии тарифа, установленного в надлежащем порядке. Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, в свою очередь, в рамках рассмотрения дела N11-01-10-02/215, устанавливает факты и даёт правовую оценку действиям ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" по самостоятельному утверждению тарифа на горячее водоснабжение для жителей дома N17 Д по бульвару 30- летия Победы. Таким образом, итог судебного спора не имеет значения для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Вследствие чего, комиссия не усматривает оснований для приостановления рассмотрения дела (в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Отделом экономического анализа УФАС по Волгоградской области, по поручению председателя Комиссии по рассмотрению настоящего дела, на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утверждён Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220), был подготовлен аналитический отчёт N539 от 01.06.2011 г. о состоянии конкуренции на рынке услуг по горячему водоснабжению жилого дома N17 Д (г. Волгоград, бульвар 30-летия Победы). Согласно данному отчету ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" на рынке горячего водоснабжения в географических границах расположения сетей горячего водоснабжения котельной БМК-6 является единственным поставщиком горячей воды, имеет возможность оказать решающее влияние на условия обращения товара, его положение может быть признано доминирующим в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе заседания Комиссии 31 мая 2011 года представителями ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" не был дан ответ на вопрос - согласны ли они с тем, что ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке горячего водоснабжения в географических границах расположения сетей горячего водоснабжения котельной БМК-6, было заявлено устное ходатайство об объявлен перерыва в рассмотрении дела в связи необходимостью подготовки к ответу на данный вопрос. Ходатайство было удовлетворено. На заседании Комиссии от 03 июня 2011 г. со стороны ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" не было представлено доказательств, на основании которых можно было бы сделать вывод об отсутствии в его положении доминирования на рынке горячего водоснабжения в географических границах расположения сетей горячего водоснабжения котельной БМК-6. Представители ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" согласились с тем, что положение данного хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Таким образом, ООО "Волгоградгазтеплоэнерго", занимая доминирующее положение на рынке горячего водоснабжения в географических границах расположения сетей горячего водоснабжения котельной БМК-6, нарушало запрет, установленный пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в силу которого запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Основания для прекращения рассмотрения дела N11-01-10-02/215, указанные в статье 48 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, поскольку с 03 декабря 2010 г. ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" применяет тарифы, установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 20 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016