Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 3 июня 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 20.06.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев 03 июня 2011 года дело N 03-03/115-10 о нарушении ОАО "ЯСК", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление гр. <_> (вх. N 4792 от 08.06.2010 г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "ЯСК", выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электрической энергии в его жилое помещение, находящееся по адресу г. Тутаев, <_>
В заседание комиссии стороны не явились, в ранее представленных письменных пояснения ОАО "ЯСК" с вменяемым нарушением не согласилось, указало, что ограничение поставки было введено законно, уведомления в адрес потребителя были направлены простыми письмами, что по мнению ответчика, в большей степени способствует защите прав должника.
Принимая решение о признании ОАО "ЯСК" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
ОАО "ЯСК" приказом Ярославского УФАС N87 от 26.12.2006 г включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности "торговля электроэнергией" с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ОАО "ЯСК" занимает доминирующее положение на рынке торговли электрической энергией в границах Ярославской области.
Кроме того, Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2007 N 278 "О введении в действие постановления правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 7 декабря 2007 года N ППр-278-ГП "О деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ярославской области" ОАО "Ярославская сбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ярославской области.
В помещение, в котором проживает <_> по адресу г. Тутаев, <_> электрическая энергия со стороны ОАО "ЯСК" поставляется по договору (лицевому счету) N172039960 (абонент гр. <_>) в соответствии с которым ОАО "ЯСК" обязуется поставлять электрическую энергию абоненту, а он принимать её и оплачивать в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с представленными в дело материалами старостой дома в котором проживает гр. <_> в июле 2009 г. было выявлено занижение показаний его индивидуального прибора учета электрической энергии. Данные были переданы ОАО "ЯСК". Исходя из представленных в дело документов гр. <_> передал показания 9820 кВт/ч., в то время как старостой дома были приведены показания 12 616 кВт/ч.
В октябре 2009 г. гр. <_> были переданы показания 10100 кВт/ч, в то время как ОАО "ЯСК" начислило плату исходя из показаний 12895 кВт/ч, переданных старостой дома, выставило плату за 2795 кВт/ч. В размере 6343,75 коп.
26.02.2010 г. <_> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 7424,35 руб., с 10-00 14.03.2010 г.
26.04.2010 г. <_> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6453,69 руб., с 10-00 14.05.2010 г.
14.05.2010 г. <_> было направлено уведомление (без номера и даты) о введении ограничения потребления электрической энергии в связи с задолженностью 6855,09 руб., с 10-00 18.05.2010 г.
Фактически, как следует из заявления, направленного в антимонопольный орган, пояснений ОАО "ЯСК" от 18.12.2010 г. N02-1-1/1490юр ограничение было введено только 1 раз 19.05.2010 г.
Отношения в сфере энергоснабжения граждан регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"
В соответствии с п. 7 Правил 530 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 136 Правил N530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета. В соответствии с п. 151 Правил N530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В случае выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, законодательно установлено, что проверку показаний приборов учета осуществляет гарантирующий поставщик или сетевая организация. Специальные правила установлены Постановлением Правительства N307, так в соответствии с пп. г п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Таким образом исполнитель (в данном случае в лице старосты дома) имеет право снимать показания приборов учета только в присутствии самого жильца, а в случае его уклонения - составить об этом соответствующий акт, обратиться к нему с письменным требованием.
В указанном случае староста дома снимала показания самостоятельно, без привлечения представителей сетевой организации или самого абонента. В этих условиях данные не могли приниматься ОАО "ЯСК" как основание доначисления платежа и введения ограничения потребления электрической энергии.
Кроме того, порядок предварительного уведомления абонента о введении ограничения предусмотрен п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг. В данном нормативном акте указывается, что Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Таким образом, императивными законодательными нормами установлен срок предупреждения абонента - не менее 1 месяца. Как следует из представленных в Ярославское УФАС материалов на дату 19.05.2010 г. абонент не уведомлялся гарантирующим поставщиком, а уведомления от 26.04.2010 г. и 14.05.2010 г. направлены с нарушением установленного месячного срока.
Исходя из вышеизложенного, действия ОАО "ЯСК" по введению ограничения потребления электрической энергии гр. <_> (абонент <_> лицевой счет N172039960), в отсутствии законных оснований и с нарушением процедуры, предусмотренной законодательством нарушают права абонента, в том числе на комфортное проживание, надлежащее уведомление об ограничениях коммунальных услуг, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как следует из письма ОАО "ЯСК" от 02.07.2010 г. в адрес Тутаевского межрайонного прокурора подача электрической энергии <_> была восстановлена, в связи с этим комиссия не выдает обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
р е ш и л а:
1. Признать ОАО "ЯСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Антонова М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016