Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 15 июня 2011 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в составе:
Заместителя председателя комиссии - Калитиной Н.А. - начальника отдела
Членов комиссии: Савенок К.А. - ведущего специалиста-эксперта; Кима Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта;
при участии: представителя Управления государственного заказа Мурманской области (по доверенности N 06/11 от 01.02.2011 года); представителей Министерства строительства и территориального развития Мурманской области: (по доверенности N 07-03/1904-иж от 14.06.2011 года), (по доверенности N 07-03/1906-иж от 14.06.2011 года); представителя ООО "Строительная компания Шельф" (по доверенности N14 от 14.06.2011),
рассмотрев жалобу N 06-14/11-177 поступившую от ООО "Строительная компания Шельф" на действия уполномоченного органа - Управление государственного заказа Мурманской области - при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратилось ООО "Строительная компания Шельф" (далее по тексту - Заявитель, Общество) с жалобой (входящий N 3740 от 07.06.2011 года) на действия уполномоченного органа - Управление государственного заказа Мурманской области - при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница" (далее по тексту - открытый аукцион в электронной форме).
В обоснование своей жалобы Заявитель указал, что в "Техническом задании" документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что работы должны быть выполнены в соответствии с утверждёнными ведомостями объёмов работ (приложения N2, 3), рабочим проектом N 96К08 ЭМО "Электрические сети", рабочим проектом И 77/08-ПС "Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (подпункт 2.1 пункта 2 раздела 1 "Общие требования" и подпункт 7.7 пункта 7 раздела 2 "Требования к работам, являющимся предметом государственного контракта" тома 3 "Техническое задание").
Однако указанные рабочие проекты не вошли в состав документации об открытом аукционе в электронной форме и не размещалась на официальном сайте в полном объёме.
Как пояснил Заявитель в жалобе, не имея возможности ознакомиться с проектно-сметной документацией участник, изъявивший желание подать заявку на участие в аукционе, не может рассчитать в полной мере основные и накладные затраты по выполнению работ, получить полное представление об объёме необходимых работ, материалах, заявленных Заказчиком, возможности предложить эквивалент.
Так же, указывает Заявитель в своей жалобе, Заказчик объединил в один аукцион работы ни функционально, ни технологически не связанные с друг другом, а именно: работы по устройству пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и общестроительные работы - капитальный ремонт помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница".
При этом, обращает внимание Заявитель в жалобе, Заказчик установил требование о наличии у участника лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Таким требованием Заказчик ограничивает или исключает участие в аукционе предприятий малого и среднего бизнеса.
Так как перечисленные в Ведомости объёмов работ виды работ относятся по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг к строительным услугам, следовательно, могут осуществляться любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по производству общестроительных работ, по монтажу инженерного оборудования зданий и сооружений по производству отделочных работ. Однако количество хозяйствующих субъектов имеющих возможность предоставлять комплекс строительных услуг и одновременно производить работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений меньше количества хозяйствующих субъектов, выполняющих только строительные работы и зависит от наличия у хозяйствующих субъектов соответствующих лицензий.
В своей жалобе Заявитель просит:
- признать неправомерным включение в состав одного лота работы, которые ни технологически, ни функционально не связаны с работами, оказание которых является предметом открытого аукциона в электронной форме;
- признать неправомерным требование Заказчика о предоставлении в составе аукционной заявки лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документацию;
- приостановить процедуру проведения аукциона.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе Общества, не согласился и представил свои возражения.
В своих возражениях представитель поясняет, что требование о наличие действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж пожарной сигнализации) установлено в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 11 Закона о размещении заказов и с пунктом 39 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".
Уполномоченный орган пояснил, что Приложением N 2 к тому 3 документации об открытом аукционе в электронной форме определена "Ведомость объёмов работ", в которой установлены виды и объёмы работ, необходимые для выполнения.
Пунктом 21 "Ведомость объёмов работ" предусмотрен - демонтаж и монтаж на прежнее место существующей системы автоматической пожарной сигнализации 1 комплекта предусмотренного проектно-сметной документацией.
По мнению Уполномоченного органа, поскольку видом работ является демонтаж и монтаж на прежнее место существующей системы автоматической пожарной сигнализации, то этот вид работ связан технологически и функционально с выполнением работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница".
Таким образом, делает вывод Уполномоченный орган в своих возражениях, наличие требования лицензии по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений к участникам размещения заказа обосновано.
Уполномоченный орган просит оставить жалобу Общества без удовлетворения.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту - Комиссия Мурманского УФАС), исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителя уполномоченного органа, представителей заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 19.05.2011 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница". Реестровый номер извещения 0149200002311000598.
Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке: http://www.sberbank-ast.ru
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта: 13 308 132,00 руб.
Государственный Заказчик: Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, 183016, г. Мурманск, С.Перовской, 2.
Уполномоченный орган по размещению заказов: Управление государственного заказа Мурманской области, 183006, г. Мурманск, К.Маркса, 3.
Документация об открытом аукционе в электронной форме включает в себя:
1) том 1 документации об аукционе: общая часть (далее - том 1):
а) понятия и сокращения, используемые в документации об аукционе;
б) инструкцию по подготовке и проведению аукциона;
2) том 2 документации об аукционе: специальная часть (далее - том 2), состоящий из:
а) инструкции участникам;
б) образцов форм для заполнения в соответствии с томом 2, являющихся приложением к тому 2;
3) том 3 документации об аукционе: техническое задание (далее - техническое задание);
4) том 4 документации об аукционе: проект государственного контракта Мурманской области (далее - проект контракта).
Том 3 документации об открытом аукционе в электронной форме (техническое задание) утверждён И.о. министра строительства и территориального развития Мурманской области.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В томе 3 техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что работы должны быть выполнены в соответствии с утверждёнными ведомостями объёмов работ (приложения N 2, N 3), рабочим проектом N 96К08 ЭМО "Электрические сети", рабочим проектом И 77/08-ПС "Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (подпункт 2.1 пункта 2 раздела 1 "Общие требования" и подпункт 7.7 пункта 7 раздела 2 "Требования к работам, являющимся предметом государственного контракта" тома 3 "Техническое задание").
Приложением N 2, N 3 к тому 3 документации об открытом аукционе в электронной форме определена "Ведомость объёмов работ", в которой установлены виды и объёмы работ, необходимые для выполнения.
Пунктом 25 "Ведомость объёмов работ" предусмотрена - замена электрических сетей.
При этом виды и объёмы работ по замене электрических сетей, необходимые для выполнения, установлены не были. В пункте 25 "Ведомости работ" в графах, предназначенных для указания объёма и количества работ, имеется только ссылка на рабочий проект N 96К08 ЭМО "Электрические сети" Сам указанный рабочий проект на официальном сайте не размещался и в документацию об открытом аукционе в электронной форме включён не был.
На заседании Комиссии Мурманского УФАС со стороны заказчика был представлен рабочий проект N 96К08 ЭМО "Электрические сети". В указанном проекте определены работы, подлежащих выполнению по замене электрических сетей, с указанием их наименования и объёма, а также установлен перечень необходимых материалов, используемых для выполнения работ, с указанием их количества. Также представители заказчика на заседании устно пояснили, что проект на сайте не размещался, и с проектом можно было ознакомиться по месту нахождения заказчика.
Соответственно, со стороны заказчика, утвердившего том 3 документации об открытом аукционе в электронной форме, не были соблюдены требования пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, относительно работ по замене электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В нарушение части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов в Томе 3 документации об открытом аукционе в электронной форме (техническом задании) в приложении N 2, N 3 в пунктах 14 и 26 "Ведомость объёмов работ" указаны наименования производителя: "Армстронг" и "Унипрок".
Согласно техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме помимо работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница" заказчику требовалось осуществить демонтаж и монтаж существующей системы автоматической пожарной сигнализации (пункт 21 Приложения N 2 и N 3 "Ведомость объёмов работ").
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Следовательно, установление требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является правомерным.
Однако на заседании Комиссии Мурманского УФАС со стороны заказчика был так же представлен рабочий проект И 77/08-ПС "Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
Монтаж технических средств пожарной сигнализации предусмотрен в разделе 3.3 рабочего проекта И 77/08-ПС "Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
Согласно данному разделу, монтаж технических средств пожарной сигнализации необходимо было осуществить в гофрированном трубопроводе за подвесным потолками и в кабель-каналах по основному потолку и по стенам.
Следовательно, работы по монтажу существующей системы автоматической пожарной сигнализации могли быть осуществлены после проведения работ по ремонту помещений, то есть самостоятельно и независимо от самих ремонтных работ.
Таким образом, вид работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации не связан технологически и функционально с выполнением работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путём включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
По мнению Комиссии по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, включение в один лот работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница" и работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации содержит признаки нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Шельф" обоснованной.
2. Признать заказчика Министерство строительства и территориального развития Мурманской области нарушившим часть 1 статьи 41.6, часть 3.1 статьи 34, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику Министерству строительства и территориального развития Мурманской области предписание об устранении нарушений.
Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 20 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трёх месяцев со дня принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.А. Калитина
Члены комиссии: К.А. Савенок, Е.Г. Ким
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 06-14/11-177
15 июня 2011 года город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в составе:
Заместителя председателя комиссии - Калитиной Н.А. - начальника отдела
Членов комиссии: Савенок К.А. - ведущего специалиста-эксперта; Кима Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта;
на основании решения по жалобе N 06-14/11-177, поступившей от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Шельф" на действия уполномоченного органа - Управление государственного заказа Мурманской области - при размещении заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница", и в результате проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 9,10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Заказчику - Министерству строительства и территориального развития Мурманской области устранить нарушения части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путём внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница".
2. Заказчику - Министерству строительства и территориального развития Мурманской области в срок до 06 июля 2011 года представить в Мурманское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность Заказчику, уполномоченному органу, разместить изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений отделений NN 6, 7 лечебного корпуса N 2 Государственного учреждения здравоохранения "Мурманская областная психиатрическая больница" на электронной площадке.
Резолютивная часть предписания оглашена 15 июня 2011 года.
В полном объёме предписания изготовлено 20 июня 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Комиссия Мурманского УФАС России обращает Ваше внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностное лицо уполномоченного органа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области:
Заместитель председателя комиссии Н.А. Калитина
Члены комиссии: К.А. Савенок, Е.Г. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016