Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 17 июня 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 6 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: - Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии: - Губановой Рамили Шаукатовны, начальника отдела контроля органов власти;
- Лосева Виталия Григорьевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти
- Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 05-10/78-11 по признакам нарушения Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (ул. Плеханова, д. 4, г. Томск, 634050) ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") в присутствии представителя ответчика по делу - К. (доверенность от 03.06.2011 N <_>), представителей заинтересованного лица МУ "Томское городское имущественное казначейство" - Л. (доверенность от 05.04.2011 б/н), Ч. (доверенность от 06.05.2011), представителей заинтересованного лица ООО "Горсети" - Ч. (доверенность от 10.10.2010 N <_>), Р. (доверенность от 22.11.2010 N <_>), установила:
Томским УФАС России при осуществлении плановой проверки Администрации города Томска (Акт N 9 от 26.04.2011) выявлены признаки нарушения ст.15 Закона "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска с ООО "Горсети" Соглашения N 20 от 29.12.2009 об изменении, дополнении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62 от 14.09.2007. Указанное соглашение заключено на основании Приказа N 823 от 04.07.2008, изданного Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, в п.3 которого указано о дополнении имуществом передаваемом на основании договора аренды муниципального имущества с ООО "Горсети" кабельной линией от трансформаторной подстанции ТП-530 до станции обезжелезивания по адресу: г. Томск, пос. Спутник, 13/2, стр.3".
В заседании Комиссии представитель ответчика пояснил следующее:
01.07.2008 между муниципальным образованием "Город Томск" в лице Департамента недвижимости Администрации г. Томска, муниципальным учреждением "Томское городское имущественное казначейство" (субъект, осуществляющий учет муниципального имущества) и ООО "Горсети" заключен договор аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62. Целью заключения данного договора, согласно п.2.1 договора, является временное возмездное владение и пользование Арендатором имуществом Арендодателя. Передаваемое в аренду имущество используется для деятельности, связанной с эксплуатацией систем электросетевого хозяйства. Предметом договора, согласно п.3.1 договора, является предоставление Арендатору во временное владение и пользование имущества, представляющего собой комплекс объектов электросетевого хозяйства, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты недвижимости, а также объекты движимого имущества, в том числе трансформаторы п. Спутник указанные в п.1108, 1109, 1110, 448 - ТП-530 Приложения к Договору аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62 от 14.09.2007. Данный договор заключен по результатам конкурса и в соответствии с действующей в момент подписания договора редакцией Положения "О порядке предоставления в аренду муниципальных имущественных комплексов города Томска", утвержденного решением Думы Города Томска от 28.09.2000 N 249, согласно норм которого объектами аренды, на которые распространяется настоящее Положение, являются имущественные комплексы, находящиеся в муниципальной собственности города Томска, под которыми понимается совокупность основных средств, используемых одним пользователем в едином хозяйственно-технологическом процессе.
На основании решения Комиссии по определению способа предоставления в аренду муниципальных имущественных комплексов города Томска (протокол N 34 от 02.07.2008) департаментом издан приказ от 04.07.2008 о дополнении имуществом, передаваемом на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска от 14.09.2007 N 165-62 с ООО "Горсети" кабельной линией от ТП-530 до станции обезжелезивания по адресу: г. Томск, п. Спутник, 13/2, стр. 3. Во исполнение данного приказа 29.12.2009 заключено соглашение N 20, в соответствии с которым договор аренды с ООО "Горсети" был дополнен подземным кабелем, транспортирующим энергетические ресурсы - электрообеспечение.
Представители МУ "Томское городское имущественное казначейство" поддержали доводы, изложенные представителем Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, а также пояснили, что кабельная линия электропередачи (подземная) является сетью инженерно-технического обеспечения, и является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данная часть сети и сеть являются технологически связанными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Редакция указанного постановления, в котором электроснабжение исключено, вступила в силу 15.05.2010 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 341. Представители МУ "Томское городское имущественное казначейство" считают, что Соглашение N 20 от 29.12.2009 отвечает требованиям действующего законодательства.
Представители ООО "Горсети" пояснили следующее:
14.09.2007 по результатам конкурса, проведенного на основании постановления Мэра города Томска от 19.07.2007 N 444, между Департаментом недвижимости администрации г. Томска МУ "Томское городское имущественное казначейство" (совместно именуемые Арендодатель) и ООО "Горсети (Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем г. Томска N 165-62 от 14.09.2007.
Предметом договора является предоставление Арендатору во временное возмездное владение и пользование имущества, представляющего собой комплекс объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п.4.4.9 договора аренды в случае поступления в муниципальную собственность имущества, соответствующего целевому назначению (п.3.1), в частности объектов электросетевого хозяйства, Арендатор обязан в срок не позднее 30 дней с момента получения письменного предложения Арендодателя подписать соответствующее дополнительное соглашение и акт приема-передачи имущества.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды ООО "Горсети было передано в аренду имущество 2КЛЭП-0,4 кВ от ТП-530 до станции очистки подземных вод 2АБВБбшв-4х70, L=2х202,2 м, по адресу г. Томск, пос. Спутник, 13/1, стр. 3 (инвентарный номер по Акту приема-передачи 03008746).
2КЛЭП-0,4 кВ - это подземные кабельные линии электропередачи, которая функционирует только в комплексе объектов электросетевого хозяйства, поэтому объект 2КЛЭП-0,4 кВ соответствует целевому назначению имущества, переданного по результатам конкурса ООО "Горсети" по договору аренды N 165-62 от 14.09.2007.
Департамент недвижимости администрации г. Томска, МУ "Томское городское имущественное казначейство" и ООО "Горсети" руководствуясь п.4.4.9 договора аренды заключили соглашение N 20 от 29.12.2009 об изменении, дополнении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем г. Томска N 165-62 от 14.09.2007.
Учитывая отзывы и пояснения присутствующих в заседании лиц, изучив представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска действует на основании Положения, утвержденного Решением Думы города Томска от 30.10.2007 N 683. Согласно п.1.1 Положения Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска, является отраслевым органом Администрации города Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере экономического развития города и управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования "Город Томск". Решением Думы Города Томска от 28.04.2009 N 1183 Департамент недвижимости переименован в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска.
14.09.2007 между Департаментом недвижимости Администрации г. Томска, МУ "Томское городское имущественное казначейство" и ООО "Горсети" заключен договор аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62. Приказом Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска от 04.07.2008 N 823 муниципальное имущество, передаваемое ООО "Горсети", дополнено кабельной линией от ТП-530 до станции обезжелезивания, расположенного по адресу: г. Томск, пос. Спутник, 13/2, стр. 3.
На основании Приказа от 04.07.2008 N 823 между Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, МУ "Томское городское имущественное казначейство" и ООО "Горсети" заключено Соглашение N 20 от 29.12.2009 об изменении, дополнении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62 от 14.09.2007, на основании которого ООО "Горсети" передана кабельная линия от ТП-530 до станции обезжелезивания по адресу: г. Томск, пос. Спутник, 13/2, стр. 3 (2КЛЭП-0,4 кВ).
В соответствии с ч.3 ст.15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создаёт для данного субъекта преимущественные условия в осуществлении предпринимательской деятельности и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределённого круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права на муниципальное имущество в целях получения прибыли. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества путём проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех лиц, заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества, и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Соглашение N 20 об изменении, дополнении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62 от 14.09.2007, заключенное на основании Приказа от 04.07.2008 N 823 Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, подписано 29.12.2009.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 дано определение технологически связанных сетей - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Редакция указанного постановления, в котором электроснабжение исключено вступила в силу 15.05.2010 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 341. Таким образом, на момент подписания Соглашения N 20 от 29.12.2009 в понятие технологических связанных сетей входили электрические сети.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ в ст.17.1 Закона "О защите конкуренции" внесены изменения, в том числе включен пункт 8 в часть 1 статьи 17.1, предусматривающий возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов, если передается имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, положения п.1 ч.1 ст.17.1 Закона "О защите конкуренции" распространяться на правоотношения возникшие после введения указанной нормы.
Из анализа приведенных норм можно заключить, что Соглашение N 20 об изменении, дополнении договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска N 165-62 от 14.09.2007, заключенное на основании Приказа от 04.07.2008 N 823 Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, не нарушает требования ст.15 Закона "О защите конкуренции". Соглашение N 20 заключено на основании положений п.8 ч.1 ст.17.1 Закона "О защите конкуренции" и предусматривает возможность передачи сетей инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными без проведения конкурсных процедур.
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.ч.1-4 ст.41, ст.48, ч.1 ст.49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Производство по делу прекратить в связи с отсутствие нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены комиссии
Р.Ш. Губанова
В.Г. Лосев
А.Д. Рылов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 17 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016