Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 24 июня 2011 г.
Резолютивная часть оглашена 09.06.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 24.06.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
в присутствии:
- представителей заявителя ООО "Водолей": директора <_>адвоката <_> (ордер N3-003 от 17.05.2011 г.), бухгалтера <_> (без доверенности),
- представителя ответчика ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" (по доверенности N 244) <_>
- представители заинтересованного лица РЭК Пермского края не явились (в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие),
рассмотрев дело N 258-11-а по признакам нарушения ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" (д. Савино, Карагайский район, Пермский край) п.3, п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступила жалоба ООО "Водолей" (вх. от 03.03.2011 N 2813-11) на действия ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", выразившиеся в незаконном установлении завышенных тарифов на услугу по очистке сточной жидкости очистными сооружениями ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" на 2010 - 2011 годы.
Заявитель считает, что необоснованное завышение ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" тарифов на очистку сточных вод, а также понуждение к заключению договора на невыгодных условиях, ущемляет права и законные интересы ООО "Водолей".
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" нарушение не признает. Считает, что ущемления интересов, нарушения антимонопольного законодательства не допускало.
Рассмотрев представленные Заявителем и полученные в ходе проведения расследования документы и материалы, заслушав доводы ответчика, комиссия установила следующее.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" - хозяйствующий субъект, основным видом деятельности которого является разведение сельскохозяйственной птицы (код ОКВЭД - 01.24) - информационное письмо об учете в ЕГРПО от 08.04.2005 г.
Единственным акционером Общества является ООО "Удмуртский птицеводческий холдинг", которому принадлежат 100% обыкновенных (голосующих) акций ОАО "Птицефабрика "Менделеевская".
ООО "Водолей" является единственным предприятием коммунального комплекса в Менделеевском сельском поселении, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению для проживающих в этом поселении граждан и осуществляющих хозяйственную деятельность юридических лиц.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" является владельцем очистных сооружений, построенных непосредственно для очистки сточных вод предприятия (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2006 N 59-59-03/002/2006-86).
Согласно справке Администрации Муниципального образования Менделеевского сельского поселения, на территории данного поселения очистных сооружений, кроме ОАО "Птицефабрика "Менделеевкая" нет (исх. от 12.05.2011 N 152). Ближайшие очистные сооружения находятся в с Карагай в 13 км. от д.Савино.
Изначально, при строительстве данных очистных сооружений, предусматривалось, что они будут использоваться для нужд населения поселка. Данный факт не оспаривается сторонами.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" обосновывает свою позицию следующим: согласно п.2.3 Устава ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" к основным видам деятельности общества не относится оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг водоотведения. Поэтому, непосредственно населению услуги по водоотведению ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" не оказывает.
Услуги населению по водоотведению оказывает ООО "Водолей". ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" лишь оказывает услуги ООО "Водолей" по очистке стоков с КНС (канализационных насосных станций) д.Савино на производственных очистных сооружениях ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" на основании договора N 123 возмездного оказания услуг от 30.11.2009 г.
Согласно п.3.1 указанного договора услуги очистки стоков за единицу объема стоков составляет 28, 59 рублей за один куб. метр стоков. В то время как в 2008 г. стоимость одного куб. метра стоков составляла 11, 23 рублей.
По информации, представленной ООО "Водолей", Обществом в 2008 году получен убыток 72 тыс. рублей, в 2009 году убыток 470 тыс. рублей, в 2010 году убыток составил 486 тыс. рублей. За первые три месяца 2011 года у ООО "Водолей" имеется задолженность перед ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" в сумме 486 тыс. рублей.
ООО "Водолей" было вынуждено подписать договор N 123 от 30.11.2009 г. ввиду угрозы со стороны ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" прекращения приема стоков от населения путем закрытия задвижки (письма от 02.12.2008 N 564, от 22.06.2009 N 753, акт от 24.08.2009 г. имеются в деле).
Обратившись в РЭК Пермского края за разъяснением: является ли ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" предприятием коммунального комплекса, осуществляющим эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг по очистке сточных вод, ООО "Водолей" получило ответ (письмо от 23.01.2009 N СЭД-46-03-08-36), что согласно ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 N 2010-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов. Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
На основании изложенного, ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", осуществляя деятельность по приему и очистке сточных вод, является организацией коммунального комплекса, тарифы на услуги по приему и очистке стоков, оказываемые ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", подлежат регулированию органами местного самоуправления Менделеевского сельского поселения.
Однако, в своем письме от 13.08.2009 N 244 администрация Муниципального образования Менделеевское сельское поселение сообщает, что расценки, установленные ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" за прием сточных вод от населения, Советом депутатов Менделеевского сельского поселения не рассматривались и не утверждались.
Сторонами, при рассмотрении дела, также, не оспаривается тот факт, что ООО "Водолей" не имело возможности технологического подключения к очистным сооружениям других хозяйствующих субъектов.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Закона о защите конкуренции, согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п.80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ) с 13.08.2010 г. тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод, подлежат установлению уполномоченными органами регулирования субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного Комиссия сделала следующие выводы.
Поводом подачи в адрес Пермского УФАС заявления ООО "Водолей" послужило неправильное применение тарифов (цен) ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" при оказании услуги по сбору и очистке сточных вод ООО "Водолей".
Доводы Общества о том, что законодательством не установлена обязанность по установлению тарифа, т.к. оно не относится к организации коммунального комплекса, не состоятельны.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края письмом от 07.06.2011 N СЭД-46-01-28-130 подтверждает, что ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", осуществляя деятельность по приему и очистке сточных вод, является организацией коммунального комплекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса" (с изменениями внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ") с 13.08.2010 г. тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод, подлежат установлению уполномоченными органами регулирования субъектов Российской Федерации. До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ (до 12.08.2010 г.) тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод устанавливались органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 14-п, органом, устанавливающим тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Пермского края, определена Региональная энергетическая комиссия.
ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" в РЭК Пермского края с заявлением об установлении тарифов на услуги по приему и очистке сточных вод не обращалось.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно анализу и оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод в географических границах д.Савино Менделеевского сельского поселения, в границах присоединенных сетей, принадлежащих Обществу, проведенному Пермским УФАС России, в 2009-2010 годах ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" занимает долю 100 % и, следовательно, занимает доминирующее положение.
Занимая доминирующее положение в географических границах д.Савино Менделеевского сельского поселения на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод, взимая плату за оказание услуги по сбору и очистке сточных вод не согласованную с Региональной энергетической комиссией Пермского края, ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" нарушило установленный порядок ценообразования, что запрещено п. 10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. Данное нарушение привело к ущемлению интересов ООО "Водолей".
Комиссия делает вывод о том, что ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" допустило экономически и технологически необоснованное навязывание невыгодных для ООО "Водолей" условий договора по оплате за услугу по сбору и очистке сточных вод, что запрещено п. 3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, что подтверждается наличием в деле писем с угрозой прекращения приема сточных вод и акта от 24.08.2009 г. Данное нарушение привело к ущемлению интересов ООО "Водолей".
Комиссией установлено, что у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п.п.3, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ОАО "Птицефабрика "Менделеевская", не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
На день рассмотрения дела доказательства устранения ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" нарушений п.п.3, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" отсутствуют. В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" ущемило интересы заявителя, оно не устранено, Комиссией принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать положение Открытого акционерного общества "Птицефабрика "Менделеевская" на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод в географических границах присоединенных сетей, принадлежащих Обществу, расположенных в географических границах д.Савино муниципального образования Менделеевского сельского поселения Карагайского района Пермского края, доминирующим.
2. Признать в действиях Открытого акционерного общества "Птицефабрика "Менделеевская", лица занимающего доминирующее положение на рынке услуг по сбору и очистке сточных вод в границах д.Савино муниципального образования Менделеевского сельского поселения, нарушения пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в:
- навязывании невыгодных для ООО "Водолей" условий договора возмездного оказания услуг в части оплаты за услугу по сбору и очистке сточных вод;
- нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при взимании платы за оказание услуги по сбору и очистке сточных вод.
3. Выдать Открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Менделеевская" предписание:
а) в срок до 01.08.2011 г. прекратить нарушение пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания ООО "Водолей" условий оплаты услуг по сбору и очистке сточных вод по цене не установленной законом для организаций коммунального комплекса;
б) принять все меры по урегулированию разногласий с ООО "Водолей" при оказании услуги по сбору и очистке сточных вод;
в) прекратить выставление счетов-фактур ООО "Водолей" за оказание услуги по сбору и очистке сточных вод до установления тарифа за данную услугу Региональной энергетической комиссией Пермского края;
г) в срок до 01.08.2011 г. обратиться в Региональную энергетическую комиссия Пермского края за установлением тарифов на услуги по приему и очистке сточных вод;
д) в срок до 15.09.2011 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение;
Приложение: Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и обработке сточных вод в географических границах д.Савино Менделеевского сельского поселения Карагайского района Пермского края, в границах присоединенных сетей, принадлежащих ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" за 2009-2010 годы.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 258-10-а
24.06.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.06.2010 г. по делу N 258-11-а о нарушении ОАО "Птицефабрика "Менделеевская" пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Менделеевская":
а) в срок до 01.08.2011 г. прекратить нарушение пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания ООО "Водолей" условий оплаты услуг по сбору и очистке сточных вод по цене не установленной законом для организаций коммунального комплекса;
б) принять все меры по урегулированию разногласий с ООО "Водолей" при оказании услуги по сбору и очистке сточных вод;
в) прекратить выставление счетов-фактур ООО "Водолей" за оказание услуги по сбору и очистке сточных вод до установления тарифа за данную услугу Региональной энергетической комиссией Пермского края;
г) в срок до 01.08.2011 г. обратиться в Региональную энергетическую комиссия Пермского края за установлением тарифов на услуги по приему и очистке сточных вод;
д) в срок до 15.09.2011 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение;
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016