Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 22 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной С.А.;
Членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф., рассмотрев материалы дела от 30.05.2011 N 06-03-11/13 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, уведомлены должным образом. установила:
В рекламном издании "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3 размещался рекламный модуль - "Компания СтройДвор". Реклама следующего содержания: "Выбери лучшее" - Металопластиковые окна и двери; деревянные Евроокна";
-защитные роллеты и секционные ворота;
-вертикальные жалюзи и рулонные шторы.
СУПЕР - СКИДКА 30% РАССРОЧКА БЕЗ %,
КРЕДИТ ДО 3-ех лет.
Изготовление и установка торгового оборудования, офисных перегородок из алюминия по эскизу заказчика, продажа стекол и зеркал по размеру, офисная мебель".
Указанный рекламный модуль был опубликован в газете без указания наименования кредитной организации.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, из системного анализа положений Закона о рекламе, следует, что требование части 1 статьи 28 этого Закона корреспондирует частью 7 статьи 5 Закона.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащая реклама - это рекламам, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статиь3 Закона).
Рассматриваемая реклама, размещенная в рекламном издании "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера, предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: о Компании ООО "СтройДвор", продвижение оказываемых ею услуг населению по установке металлопластиковых окон и дверей; деревянных Евроокон"; защитных роллет и секционных ворот и их продаже, в том числе в кредит, призвана формировать и поддерживать интерес к Компании и ее услугам.
Объектами рекламирования являются:
-Компания "СтройДвор";
- товары и услуги компании;
-кредит на товары и услуги, оказываемые Компанией "СтройДвор".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
10.01.2011 года был заключен договор на размещение рекламы б/н между рекламистом - редакцией газеты "Выбери лучшее" и рекламодателем - ООО Компания "СтройДвор".
Согласно условиям договора (п.2.2.1) рекламодатель предоставляет рекламисту информацию, необходимую для изготовления рекламы, а рекламист обеспечивает информационную площадь в газете "Выбери лучшее" (п.2.1.1)
Рекламодателем является ООО "Компания Строй Двор" (ИНН 5102043274, 184500, Мурманская область, г. Кандалакша, ул.50 лет Октября, 8).
Рекламораспространителем является - рекламное издание "Выбери лучшее" ИП Мещерякова О.П. (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д.31, кв. 44, почтовый адрес: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Новая, д.10а).
Из представленных ООО "Компания "Строй Двор" материалов следует, что общество самостоятельно не оказывает услуги кредитования, а заключило договоры о сотрудничестве при реализации программы Кредитования с банками: ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк".
Договоры регулируют безналичные расчеты между сторонами, возникающие при кредитовании Банками покупателей, приобретающих товары в ООО "Компания "Строй Двор".
Таким образом, "кредит до трех лет", который указан в рекламе ООО "Компания "Строй Двор" фактически предоставляют следующие банки: ОАО "ОТП Банк" и ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк".
В нарушение нормы Закона о рекламе в рекламе ООО "Компания СтройДвор" отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего услуги кредитования (для юридического лица - наименование).
Письменные доводы ООО "Компания "СтройДвор" о том, что рассматриваемая реклама направлена на рекламу собственных услуг товара, продаваемого обществом, не могут быть приняты Комиссией.
Требование законодательства содержать наименование или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Текст оспариваемой рекламы свидетельствует о распространении обществом как рекламы товара, Компании реализующий этот товар, так и рекламы финансовых услуг - "кредита", предоставляемого в связи с покупкой указанного товара, услуги.
Поскольку в рассматриваемой рекламе указана финансовая услуга - "кредита", которая направлена на формирования у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также информация, относящаяся к кредиту, поэтом отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
По смыслу текста, рассматриваемой рекламы, услугу кредитования до трех лет оказывает ООО "Компания СтройДвор", что не соответствует действительности.
В статье 28 Закона о рекламе содержатся требования к рекламе финансовых услуг. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Операции, связанные с такими материальными благами, как денежные средства, всегда предполагают риск и опасения за их утрату. Участники торгового и рекламного рынков в связи с этим обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, соблюдение интересов потребителей и оправдания их доверия.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Материалами дела доказано, что услуги по кредитованию покупателей, приобретающих товары в ООО "Компания "Строй Двор", осуществлялись банками ОАО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк".
Комиссия считает, что ООО "Компания "Строй Двор" определило в рекламе объектом рекламирования "кредит до трех лет", без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона признана ненадлежащей.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте.
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя, по части 7 статьи 5 Закона о рекламе ответственность возложена на рекламодателя.
Таким образом, рекламодатель - ООО "Компания СтройДвор", определив содержание рекламы и рекламораспространитель - рекламное издание "Выбери лучшее" ИП Мещерякова О.П., разместив рекламный модуль в газете "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3, нарушили рекламное законодательство.
Стороны не предприняли все зависящие от них меры по предотвращению нарушения рекламного законодательства ни в стадии подготовки к выходу рекламного модуля, ни в процессе его распространения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу ООО "Компания СтройДвор" размещенную в рекламном издании "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3, ненадлежащей, поскольку в нем нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание рекламному изданию "Выбери лучшее" ИП Мещерякова О.П. и ООО "Компания СтройДвор" о прекращении распространения рекламы с нарушением части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мещерякова О.П., и ООО "Компания СтройДвор".
часть решения была 22.06.2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24.06.2011 года.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: С.В. Мороз, К.Ф. Воронина
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
24.06.2011 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А.,
членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.,
на основании своего решения от 22.06.2011 года по делу N 06-03-11/13 о признании рекламного модуля - "Компания СтройДвор", размещенного в рекламном издании "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3, ненадлежащим, поскольку в нем нарушены требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю - ООО "Компания Строй Двор" (ИНН 5102043274, 184500, Мурманская область, г. Кандалакша, ул.50 лет Октября, 8).
- прекратить распространение рекламы без указания наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица - наименование),
- прекратить распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения товара, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
- обеспечить соблюдение части 1 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, предписание, антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронина
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
24.06.2011 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А.,
членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.,
на основании своего решения от 22.06.2011 года по делу N 06-03-11/13 о признании рекламы - "Компания СтройДвор", размещенной в рекламном издании "Выбери лучшее" N 4 (460) от 03.02.2011 на странице 3, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - рекламному изданию "Выбери лучшее" ИП Мещерякова О.П. (ИНН 510200260648/0184049, Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Кировская, д.31, кв. 44, почтовый адрес: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Новая, д.10а)
- прекратить распространение рекламы без указания наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица - наименование).
- обеспечить соблюдение части 1 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, предписание, антимонопольного органа может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Председатель комиссии: С.А.Чеченина
Члены комиссии: С.В.Мороз, К.Ф.Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 22 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016