Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 22 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <__> - руководитель Управления;
члены Комиссии: <__> - ведущий специалист-эксперт Управления, <_> - специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 28 от 31.05.2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения <А__> рекламы Сока Таитиан Нони, распространенной в марте 2011 года в Великом Новгороде через почтовые ящики посредством рекламных листовок, и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <А__> установила:
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в марте 2011 года в Великом Новгороде через почтовые ящики посредством рекламных листовок была распространена реклама следующего содержания: "Сок Таитиан Нони", в которой содержался такой текст: "У Вас хроническая усталость Вы с трудом просыпаетесь и быстро устаёте, с усилием идёте на работу У Вас нет сил по полноценную насыщенную событиями жизнь Вам может помочь сок тропического плода Нони, обладающий уникальными свойствами. Всего 30 мл сока TAHITIAN NONI в день восстановят защитные силы Вашего организма, усилят устойчивость к заболеваниям и стрессам, помогут похудеть или восстановиться после тяжёлых физических нагрузок. В литровой бутылке содержится 33 порции. Сок Нони может пить каждый, включая беременных, и детей с грудного возраста_ Сок TAHITIAN NONI_поддерживает работу различных систем организма; тщательно исследован учёными и является предметом серьёзных научных изысканий; является уникальным антиоксидантом; способствует нормализации обмена веществ; стимулирует энергетический потенциал организма; проявляет выраженное обезболивающее действие; защищает организм и печень от токсинов, способствует их выведению, улучшает процессы пищеварения; повышает общую сопротивляемость организма; укрепляет иммунитет; предотвращает развитие раковых клеток; нормализует половую функцию; усиливает действие лекарственных препаратов, сокращает сроки лечения, положительно влияет на психоэмоциональное состояние; предупреждает преждевременное старение. Сок Нони может применяться наружно (в виде повязок) при синяках, ранах, воспалениях, грибковых заболеваниях и других заболеваниях кожи_". Также в данной рекламе указан номер телефона - +7 (951) 726 53 55, по которому можно обратиться за консультацией в Великом Новгороде.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Новгородским УФАС России на основании статьи 34 Закона о рекламе был сделан необходимый запрос документов и информации, на который был получен соответствующий ответ.
Как следует из письма Асафьева С.А. (вх. N 2865 от 11.05.2011 Новгородского УФАС России) и приложенных к нему документов (оригинал-макета рассматриваемой рекламы; копии протокола стабильности свойств - TAHITIAN NONI Juice апрель 2004 г.; копии свидетельства N 21342.1 об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации; копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе ТАИТИАН НОНИ ИНТЕРНЭШНЛ Ю-КЕЙ ЛИМИТЕД; копии экспертного заключения N-S175S; копии о государственной регистрации N 77.99.26.12.У.5983.7.06 от 06.07.2006; копии сертификата соответствия N C-US.AB99.A.0014), рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является Асафьев С.А. Сок Таитиан Нони является, согласно представленным документам, продуктом питания.
Таким образом, в вышеуказанной рекламе Сока Таитиан Нони, распространенной в марте 2011 года в Великом Новгороде через почтовые ящики посредством рекламных листовок, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является <А_> имеются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в ней на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
О месте и времени рассмотрения дела <А_> был надлежащим образом уведомлен (вх. N 3624 от 09.06.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела <А_> присутствовал лично. Им были даны устные пояснения, из которых следует, что с нарушением Закона о рекламе он согласен. Рассматриваемая реклама была изготовлена и распространена им самим, без привлечения третьих лиц, тиражом 1000 (одна тысяча) экземпляров. На момент рассмотрения дела её распространение прекращено, часть тиража уничтожена.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения <А_> оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела по признакам нарушения законодательства о рекламе подтверждается, а также не отрицается <А_> тот факт, что в рассматриваемой рекламе содержится нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Учитывая вышеизложенное, в рекламе Сока Таитиан Нони, распространенной в марте 2011 года в Великом Новгороде через почтовые ящики посредством рекламных листовок, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является <А_> имеется нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в указании в ней на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в данной части, в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство и распространение, т.е. её рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя - <А_>
Следовательно, ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - <А_>
На момент рассмотрения дела распространение рассматриваемой рекламы прекращено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу Сока Таитиан Нони, распространенную в марте 2011 года в Великом Новгороде через почтовые ящики посредством рекламных листовок, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем которой является <А_> поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения лицом, его совершившим (прекращением распространения ненадлежащей рекламы).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --27 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016