Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 28 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - Тихенький О.Л., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Мягкова В.Д., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;
- Соболева Н.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N66 по признакам нарушения МУП "Водоканал" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю была проведена проверка МУП "Водоканал" города Ставрополя на предмет соблюдения обязательных требований Федерального закона от 26.07.2006 г N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 23.11.2009 г N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" при осуществлении хозяйственной деятельности за период с 01.01.2010 г по 28.02.2011 г.
В ходе проведенной проверки было установлено, что:
- в технических условиях присоединения реконструируемого или строящегося объекта капитального строительства содержится условие отключения водоснабжения объектов без права повторного подключения при обнаружении сброса в городские хоз.-фекальные канализационные сети ливневых грунтовых вод.
- в договоре на отпуск питьевой воды и прием сточных вод содержится условие, что если абонент не оформил на последующий год разрешение на сброс загрязняющих веществ, то он отключается от водоснабжения
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г N167 (далее - Правила N167) в перечень, когда предприятие ВКХ может отключить абонента от водоснабжения, данные условия не входят.
Включение таких условий в договоры имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г N135-ФЗ "О защите конкуренции" - навязывание условий договора невыгодных для контрагента.
На рассмотрении дела представитель МУП "Водоканал" города Ставрополя пояснил следующее.
По результатам рассмотрения Акта N53 от 31.03.2011 г МУП "Водоканал" внесены изменения в следующие документы:
- Условия подключения (технические условия для присоединения) реконструируемого или строящего объекта капитального строительства к сетям коммунального водоснабжения и канализации.
Из текста исключен пункт: "При обнаружении сброса в городские хоз.-фекальные канализационные сети ливневых и грунтовых вод МУП "Водоканал" отключает водоснабжение объектов без права повторного подключения".
- Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод
Пункт 4.3 изложен в следующей редакции: "В соответствии с действующим законодательством "Абонент" обязан получить в МУП "Водоканал" разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в городскую канализацию, являющегося неотъемлемой частью договора. Срок действия данного разрешения устанавливается в пределах срока действия, установленного Предприятию ВКХ норм предельно допустимых сбросов для выпуска в водоём и указывается в разрешении".
При этом МУП "Водоканал" действовало в соответствии с выводами Акта N53 без оценки этих выводов на предмет их соответствия действующему законодательству.
Причиной включения в Условия подключения и Договор на отпуск питьевой воды и приём сточных вод вышеназванных условий явились факты нарушения абонентами действующего законодательства в области водоснабжения (водоотведения) и охраны окружающей среды - неправомерный сброс в городскую канализацию загрязняющих веществ, а также ливневых и грунтовых вод.
При этом МУП "Водоканал" руководствовалось пунктом 82 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N167, которым установлен порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и приёма сточных вод:
"организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях:
- резкое ухудшение качество воды в источнике питьевого водоснабжения;
- получение предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора;
- самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации;
- попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;
- устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации;
- аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента;
- проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами;
- проведение планово-предупредительного ремонта".
Самовольное пользование системами коммунальной канализации имеет место в случае неправомерного сброса в городскую канализацию ливневых и грунтовых вод (согласно п.1 Правил N167 - "самовольное пользование" - пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом).
Попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации является, в частности, следствием отсутствия у абонента разрешения на сброс определенных загрязняющих веществ в городскую канализацию.
Согласно пункту 87 Правил N167 МУП "Водоканал" обязано:
- принимать меры по предоставлению самовольного присоединения к система водоснабжения и канализации и самовольного пользования ими;
- предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о - прекращении (ограничении) отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
МУП "Водоканал" считает, что те условия отключения, которые указаны в условиях подключения и в договоре, не противоречат указанным Правилам N167, поскольку из текста условий подключения и договора не усматривается, что МУП "Водоканал" намерено произвести отключение абонента а порядке, отличающегося от установленного Правилами N167. Таким образом, в действиях МУП "Водоканал" отсутствуют признаки навязывания контрагентам условий договора, не выгодных для них.
Представитель МУП "Водоканал" на основании вышеизложенного и в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 48 ФЗ "О защите конкуренции" просил прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях предприятия.
Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. МУП "Водоканал" является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно-технического обеспечения предприятия на территории г. Ставрополя. Таким образом, МУП "Водоканал", является субъектом антимонопольного реагирования.
2. МУП "Водоканал" с долей более 50% в границах города Ставрополя включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положение хозяйствующих субъектов (услуги водоснабжения и водоотведения). В этой связи и на основании ч.1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции") МУП "Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.
В связи с этим на деятельность МУП "Водоканал" на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
3. Доводы МУП "Водоканал" Ставропольское УФАС России не принимает по следующим основаниям:
- Пункт 4.3 договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод предусматривает: "в соответствии с действующим законодательством "абонент" обязан ежегодно получать в МУП "Водоканал" до 30 декабря разрешение на последующий год на сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию, где оговариваются условия сброса сточных вод и оплата за загрязнение природной среды. В случаях не оформления разрешения плата за сброс загрязняющих веществ с "абонента" взимается за сверхнормативный сброс по действующим нормативам платы, "абонент" отключается от водоснабжения. Разрешение является неотъемлемой частью договора".
Действующим законодательством не предусмотрено ежегодное получение разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в канализационные сети, так как самому предприятию ВКХ природоохранные ведомства такое разрешение устанавливают не на один год.
Соответственно, абонент обязан получить у предприятия ВКХ разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах в канализационные сети, являющегося неотъемлемой частью договора, но срок действия данного разрешения должен устанавливаться в пределах срока действия, установленного Предприятию ВКХ норм предельно допустимых сбросов для выпуска в водоем, и этот срок указывается в разрешении.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г N167 содержат исчерпывающий перечень случаев ограничения и прекращения подачи воды. Данный перечень не содержит условия по отключению от водоснабжения за не получение ежегодного разрешения на сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию.
Однако, в договоре на отпуск питьевой воды и прием сточных вод содержится условие (п.4.3) по отключению от водоснабжения по вышеуказанному основанию.
- Пункт 7 Условий подключения (технические условия присоединения) строящегося объекта капитального строительства к сетям коммунального водоснабжения и канализации предусматривается: "при обнаружении сброса в городские хоз.фекальные канализационные сети ливневых и грунтовых вод МУП "Водоканал" отключает водоснабжение объектов без права повторного подключения".
В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г N83 (далее - Правила N83) МУП "Водоканал" выдает технические условия подключения по заявке заказчика. Технические условия подключения определяют срок подключения, максимальный расход воды и максимально разрешенный сброс сточных вод, точки подключения и содержат информацию о плате за подключение. Условий об отключении объектов Правила N83 не содержат. Правилами N167 предусматривается перечень случаев ограничения и прекращения подачи воды, но условие "об отключении водоснабжения объектов без права повторного подключения" не предусматривается ни Правилами N167 ни Правилами N83.
4. Согласно письму МУП "Водоканал" от 28.04.2011 г N3444-06 о рассмотрении акта проверки N53 от 31.03.2011 г, с учетом выявленных признаков нарушений антимонопольного законодательства были внесены изменения в следующие документы:
1) Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод:
- пункт 4.3 изложен в новой редакции:
"В соответствии с действующим законодательством "Абонент" обязан получить в МУП "Водоканал" разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в городскую канализацию, являющегося неотъемлемой частью договора. Срок действия данного разрешения устанавливается в пределах срока действия, установленного Предприятию ВКХ норм предельно допустимых сбросов для выпуска в водоем, и указывается в разрешении".
2) Условия подключения (технические условия для присоединения) строящегося объекта капитального строительства к сетям коммунального водоснабжения и канализации:
- пункт 7 (объекты коммерческой застройки);
- пункт 3 (объекты индивидуальной застройки), предусматривающие возможность отключения водоснабжения при выявлении факта сброса ливневых грунтовых вод в городские хоз.фикальные сети - исключены из текста.
Таким образом, МУП "Водоканал" города Ставрополя устранил нарушения до рассмотрения дела в добровольном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-2 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать, что МУП "Водоканал" города Ставрополя своими действиями нарушил пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для контрагента в части включения условий в договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и в технические условия для присоединения, не предусмотренных действующим законодательством.
2. Ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства, дело производством прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 июня 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016