Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
N А-78/15-11 (опубликовано 30 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 30.06.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_> <_> <_> <_> <_> в присутствии представителей от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N2 "Тополёк" <_> от Отдела образования администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан <_> (служебное удостоверение N10), рассмотрев дело NА-78/15-11 по признакам нарушения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением N2 "Тополёк" Республики Башкортостан (453050, РБ, Гафурийский район с. Красноусольский, ул.Карла Маркса, 72) части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило заявление от 28.02.2011 года вх.N2041 Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан с просьбой о выдаче разрешения на выбор единственного поставщика в соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Отделом Образования Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан уведомлением от 09.03.2011 года вх.N2413 было извещено о заключении муниципального контракта N7-ЧС от 02.03.2011 года, в порядке предусмотренном частью 2 пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" МБДОУ детский сад N2 с ООО "Промышленное Гражданское Строительство". Отделом контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан был проведен анализ поступившего заявления, уведомления и приложенных к нему документов на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Проведенный анализ представленной информации показал, что на основании договора N050-2010 от 18.08.2010 года заключенного между МБДОУ детский сад N2 "Тополёк" и ООО "Промэкспертиза" было проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ детский сад N2 "Тополёк" расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Красноусольский, ул. К.Маркса, 72. По результатам обследования был составлен отчет с указанием о проведении перечня работ направленных на дальнейшую безаварийную эксплуатацию здания, увеличение сроков эксплуатации и поддержания строительных конструкций в работоспособном состоянии. Перечень работ направленных на устранение замечаний по аварийной ситуации необходимо было провести немедленно, а по остальным пунктам до января 2011 года.
На заседании комиссии представителем отдела образования администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан <_> в качестве обоснования причин невозможности проведения конкурса было заявлено отсутствие выделенных для этих целей бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что здание детского садика N2 "Тополёк" введено в эксплуатацию в 1970 году.
Из отчета по результатам обследования строительных конструкций здания МБДОУ детский садик N2 "Тополек", расположенного по адресу: Гафурийский район с. Красноусольский, ул.Карла Маркса, 72, проведенного на основании договора N050-2010 от 18.08.2010 года в августе 2010 года ООО "Промэкспертиза" следует: Пункт 8.7. Сроки службы систем водоснабжения и канализации, системы отопления, а также деревянных полов, деревянных лестниц оконных и дверных блоков, рулонной кровли истекли. В связи с отсутствием технического журнала и записей о проведенных ремонтных работах, неизвестно когда, в каком объеме проводились ремонтные работы и какие конструктивные элементы подвергались ремонту и замене.
Пункт 9.1. Наружные несущие стены, внутренние несущие стены и перегородки в осях А-В/1-2, в результате прогрессирующей деформации части здания, находятся в недопустимом состоянии. Кровля здания в результате намокания утеплителя и образования воздушных дутиков, имеющихся разрывов кровельного ковра, коррозии металла карнизных свесов, неправильно выполненных примыканий кровельного ковра к парапетам находится в ограниченно работоспособном состоянии, в ходе проведенного обследования обнаружены сквозные вертикальные и наклонные трещины в наружных несущих стенах шириной до 35 см, переплеты и коробки оконных проемов исчерпали свой срок эксплуатации, обветшали, подвержены загниванию, покороблены и неплотно закрываются. Обильное намокание деревянных половиц вызвано либо протечкой канализации, либо водопровода, кладка здания мокнет и разрушается, по фасаду здания местами отслаивается штукатурка.
Из ведомости дефектов и повреждений строительных конструкций здания МБДОУ Детский сад N2 "Тополек" (приложение 10.7.) состоящее из 13 пунктов следует что, только по трем пунктам оценка состояния конструкций и возможные последствия признаны как недопустимое и указаны необходимые мероприятия для устранения. По остальным пунктам осуществить ремонтные работы.
Принимая во внимание неудовлетворительные результаты, полученные в ходе обследования строительных конструкций, наличие внешних признаков изношенности, отсутствие проведения ремонтных работ с момента постройки здания МБДОУ детский сад N 2 "Тополёк", можно сделать вывод о том, что руководству Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N2 "Тополёк" и Отделу образования администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан было известно о необходимости проведения капитального ремонта. Тем самым учитывая вышеизложенные обстоятельства и факты, в действиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N2 "Тополёк" отсутствует признак непреодолимой силы, из чего следует что у заказчика имелся достаточный временной период для проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т.д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны наличествовать в совокупности. В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.
Так, положения пункт 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не подлежат применению, если установлено, что причиной заключения контракта с единственным поставщиком при наступлении обстоятельств непреодолимой силы явилось предыдущее бездействие должностных лиц. Указанное бездействие могло выражаться в неразмещении заказа в срок, установленный графиком выполнения работ, в т.ч. по профилактике, ремонту, замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий и строений.
Также не является правомерным заключение контракта по пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае, если обстоятельства носят, на первый взгляд, признаки чрезвычайности, но на самом деле стали следствием халатного отношения к имуществу и исполнению возложенных на должностное лицо обязанностей по его содержанию.
Нельзя считать обстоятельством непреодолимой силы аварийное состояние здания, так как в указанное состояние оно пришло не сразу, а в результате ненадлежащей эксплуатации и отсутствия текущего ремонта.
Часть 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, местной администрации, либо в установленном указанным органом порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом местной администрации муниципального образования.
Часть 7 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.
Исходя из вышеизложенного и учитывая тот факт, что в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год длится с 1 января по 31 декабря, а МБДОУ детский сад N2 "Тополёк" и отделу образования администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан заранее было известно о необходимости проведения капитального ремонта, возможность предусмотреть выделение денежных средств на проведение капитального ремонта здания МБДОУ детский сад N 2 "Тополёк" имелась.
Таким образом, работы, связанные с устранением трещины, составляют только часть работ, предусмотренных муниципальным контрактом, потребность в остальных работах не связана с ликвидацией таких последствий.
Таким образом бездействия МБДОУ детский сад N2 "Тополёк", несовершение им действий, которые оно могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей и отказа от проведения конкурсных процедур по определению подрядчика для проведения работ по капитальному ремонту здания, привели к устранению конкуренции, нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отказа от проведения конкурсных процедур по определению подрядчика для проведения работ по капитальному ремонту здания, что в свою очередь нарушило принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, ограничила конкуренцию и нарушила права потенциальных участников аукциона.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N2 "Тополёк" (453050, РБ, Гафурийский район с. Красноусольский, ул. Карла Маркса, 72) в части отказа от проведения конкурсных процедур по определению подрядчика для проведения работ по капитальному ремонту здания, что в свою очередь нарушило принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, ограничила конкуренцию и нарушила права потенциальных участников аукциона.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его направления в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N А-78/15-11 (опубликовано 30 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016