Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Козлова А.А. - руководитель Челябинского УФАС России; |
|
||
|
Члены Комиссии: |
Ветрова Т.А. - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, Лупанова Н.С. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
||
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
заявителя ОАО "Челябспецтранс" - <> (доверенность от 07.04.2011 N 1);
ответчика ОАО "Уральская теплосетевая компания" - <> (доверенность от 28.12.2010),
рассмотрев дело N 58-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Уральская теплосетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения заявления ОАО "Челябспецтранс" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Уральская теплосетевая компания" (далее - ОАО "УТСК"), выразившиеся в длительном уклонении от внесения в договор теплоснабжения изменений об исключении объекта теплоснабжения (жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО "Челябспецтранс" об отчуждении прав на этот объект, установлено следующее.
Как следует из материалов дела между ОАО "Челябспецтранс" и ОАО "УТСК" 23.11.2007 заключен Договор теплоснабжения N Т-308 (код 100+2103085).
Согласно условиям указанного договора ОАО "УТСК" поставляет тепловую энергию в горячей воде, в том числе на объект, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7 (жилой дом).
Жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, д. 7, возведен ОАО "Челябспецтранс" в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома.
Застройщик оплачивал тепловую энергию, поставляемую в указанный дом, в период строительства до ввода в эксплуатацию.
В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии "О приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию" от 25.02.2005 N 26, Распоряжения исполняющего обязанности заместителя Главы г. Челябинска по вопросам градостроительства от 09.06.2006 N 937-с "Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии" указанный жилой дом был сдан в эксплуатацию.
На основании акта приема-передачи жилых помещений в 2006-2007 годах осуществлялась передача жилых помещений дольщикам (инвесторам).
Как следует из пояснений Заявителя в Договор теплоснабжения жилой дом N 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске был включен ошибочно, поскольку на момент заключения договора Заявитель не знал об образовании 14.11.2007 собственниками помещений товарищества собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом").
В связи с тем, что жилой дом был сдан в эксплуатацию, помещения в нем переданы дольщикам и все внутридомовые инженерные коммуникации, в том числе энергопринимающее устройство перешли в общую долевую собственность собственников помещений в жилом доме и соответственно выбыли из владения Заявителя, ОАО "Челябспецтранс" неоднократно обращалось к ОАО "УТСК" с письмами (от 25.08.2008, 30.12.2008, 20.01.2009, 16.03.2009, 03.07.2009) об изменении договора теплоснабжения, а именно об исключении из него объекта теплоснабжения - жилого дома по ул. Вострецова, д. 7.
В ответы на обращения ОАО "УТСК" сообщило, что ОАО "Челябспецтранс" необоснованно отказывается от своих обязательств, поскольку у ОАО "УТСК" отсутствуют договоры с другими организациями на теплоснабжение данного дома.
В связи с длительным уклонением ТСЖ "Наш дом" (с 14.11.2007) от заключения самостоятельного договора теплоснабжения с ОАО "УТСК" ОАО "Челябспецтранс" вынуждено было в январе 2009 года обратиться в прокуратуру Курчатовского района г. Челябинска для понуждения ТСЖ "Наш дом" к заключению договора теплоснабжения с ОАО "УТСК".
В результате рассмотрения указанного обращения прокурором Курчатовского района г. Челябинска в адрес председателя правления ТСЖ "Наш дом" внесено представление об устранении нарушений.
По обстоятельствам, изложенным в заявлении ОАО "Челябспецтранс" ОАО "УТСК" считает, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренции. Кроме того, ОАО "УТСК" считает, что поскольку сеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО "Челябспецтранс", указанная организация является по отношению к ТСЖ "Наш дом" энергоснабжающей организацией.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Согласно статье 290 ГК РФ, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение.
Следовательно, ОАО "Челябспецтранс" утратило право собственности на устройства, установленные в доме для обеспечения теплоснабжением помещений дома, в момент перехода права собственности на эти помещения дольщикам.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственников жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Кроме того, по условиям имеющихся в материалах договоров о долевом участии в инвестировании строительства жилья основанием для перехода на дольщика (инвестора) обязанности по оплате коммунальных платежей выступает момент передачи квартиры по акту приема-передачи.
Согласно подпункту "а" пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах могут являться и товарищества собственников жилья, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимися помещениями в данном многоквартирном доме.
Из материалов по заявлению следует, что внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по ул. Вострецова, д. 7, в качестве способа управления выбрано товарищество собственников жилья.
24.12.2007 было зарегистрировано ТСЖ "Наш дом".
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления ТСЖ, влечет обязанности последнего предоставлять собственникам коммунальные услуги и, следовательно, ТСЖ при таких обстоятельствах является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, с момента создания собственниками помещений ТСЖ "Наш дом" (с 24.12.2007) заключить договор теплоснабжения с ОАО "УТСК" и оплачивать услуги теплоснабжающей организации должно было ТСЖ "Наш дом".
На основании изложенного, уклонение ОАО "УТСК" от внесения в Договор теплоснабжения изменений путем исключения объекта теплоснабжения (жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО "Челябспецтранс" об отчуждении прав на этот объект, является неправомерным.
Указанные неправомерные действия ОАО "УТСК" ущемили интересы ОАО "Челябспецтранс", поскольку носили длительный характер - более года (с момента первого уведомления ОАО "Челябспецтранс" об отчуждении прав на объект теплоснабжения (25.08.2008) до момента прекращения действия договора теплоснабжения (31.12.2009)) и повлекли неоднократные необоснованные выставления ОАО "УТСК" в адрес ОАО "Челябспецтранс" счетов на оплату ресурса, переданного на данный объект.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующем.
В соответствии с Уставом ОАО "УТСК" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 - ФЗ "О естественных монополиях", частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
Таким образом, ОАО "УТСК" обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Довод ОАО "УТСК" о том, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренцией, подлежит отклонению поскольку указанные действия ОАО "УТСК", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии, по своему содержанию являются злоупотреблением доминирующим положением и ущемляют интересы ОАО "Челябспецтранс".
Также подлежит отклонению довод ОАО "УТСК" о том, что поскольку теплосеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО "Челябспецтранс", указанная организация является по отношению к ТСЖ "Наш дом" теплоснабжающей организацией, поскольку ОАО "Челябспецтранс" таким статусом не обладает, о чем свидетельствует отсутствие права пользования тепловым пунктом, установленным в доме N 7 по ул. Вострецова, в г. Челябинске, в связи с отсутствием у ОАО "Челябспецтранс" договора на поставку тепловой энергии с собственниками жилых помещений либо с уполномоченными собственниками лицами.
В рамках рассмотрения дела установлено, что с 31.12.2009 договорные отношения между ОАО "УТСК" и ОАО "Челябспецтранс" по поставке тепловой энергии в рамках договора теплоснабжения от 23.11.2007 N Т-308 (код 100+2103085) прекращены, а также, что ОАО "УТСК" отказалось от требований к ОАО "Челябспецтранс" об оплате счетов за поставленную тепловую энергию в жилой дом N 7 по ул. Вострецова г. Челябинска.
Но основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать бездействие ОАО "Уральская теплосетевая компания", выразившееся в длительном (более года) уклонении от внесения в Договор теплоснабжения N Т-308 (код 100+2103085) от 23.11.2007 с ОАО "Челябспецтранс", изменений об исключении объекта теплоснабжения (жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО "Челябспецтранс" об отчуждении прав на этот объект, противоречащими части 1 статьи 10 Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно ущемляющими интересы ОАО "Челябспецтранс"
Прекратить производство по делу N 58-03/11 по признакам нарушения ОАО "Уральская теплосетевая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела N 58-03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Т.А. Ветрова
Н.С. Лупанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016