Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 7 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "30" июня 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "7" июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии
Л.Н. Галичиной,
заместителя руководителя-начальника
отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией управления;
Членов Комиссии:
А.П. Пивоваровой, главного специалиста-
эксперта отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
Е.Ю. Скобиной, специалиста-
эксперта отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
рассмотрев дело N 10-2011 по признакам нарушения ОАО "Асбестоцемент" (Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, ул. Известковая, 2) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в отсутствие ООО "Максима", ОАО "Асбестоцемент", извещенных о месте и времени рассмотрения дела и не заявивших мотивированных ходатайств об отложении рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обратилось ООО "Максима" (далее также - Заявитель) с заявлением о недобросовестных конкурентных действиях ОАО "Асбестоцемент", выразившихся в участии в феврале 2011 года в запросе котировок на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд только для субъектов малого предпринимательства.
По мнению Заявителя, ОАО "Асбестоцемент" неправомерно участвовало в данном запросе котировок, поскольку не относится к субъектам малого предпринимательства. Заявитель отмечает, что ОАО "Асбестоцемент", являясь субъектом среднего предпринимательства, приняло участие в запросе котировок и стало победителем, с которым был заключен муниципальный контракт на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ".
Из письменных объяснений ОАО "Асбестоцемент" следует, что после размещения на сайте Администрации Коркинского муниципального района извещения о проведении запроса котировок ОАО "Асбестоцемент" обратилось с котировочной заявкой в отдел муниципального заказа Администрации Коркинского муниципального района. В заявке ОАО "Асбестоцемент" представило сведения о своем предприятии в соответствии с нормами Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом в котировочной заявке ОАО "Асбестоцемент" не заявляло о том, что предприятие является субъектом малого предпринимательства.
По факту, изложенному в заявлении, 19.05.2011 Челябинским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Асбестоцемент".
В дополнительных объяснениях ОАО "Асбестоцемент" указало, что считает необходимым прекратить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Асбестоцемент", поскольку котировочной комиссией была принята котировочная заявка ОАО "Асбестоцемент" и вопрос о том, является ли предприятие субъектом малого предпринимательства не выяснялся. По мнению ОАО "Асбестоцемент", именно Заказчик обязан был выяснить статус участников и, в случаях, если в размещении заказа путем запроса котировок, в которых участниками размещения предусматриваются субъекты малого предпринимательства, поданы заявки на участие от лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, Заказчик должен был отклонить такие заявки.
Изучив материалы дела и заслушав мнение сторон Комиссия пришла к следующим выводам.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 13.11.2000 Администрацией г. Челябинска. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО "Максима" является производство общестроительных работ.
Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 10.11.1992 Администрацией г. Коркино. Согласно выписке из ЕГРЮЛ видом деятельности ОАО "Асбестоцемент" является в том числе производство общестроительных работ.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
ООО "Максима" и ОАО "Асбестоцемент" являлись участниками запроса котировок на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд (только субъектам малого предпринимательства), что не оспаривается Заявителем и Ответчиком и подтверждается протоколом проведения запроса котировок от 03.02.2001.
Таким образом, Ответчик и Заявитель при участии в запросе котировок осуществляли соперничали на рынке по предоставление услуг замены оконных блоков, что в силу положений пунктов 4,5,7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" свидетельствует о наличии между данными хозяйствующими субъектами конкурентных отношений.
В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", с учетом того, что сумма контракта не превышала 500 тысяч рублей, заказ на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд только для субъектов малого предпринимательства был размещен способом запроса котировок.
В запросе котировок помимо Заявителя и Ответчика принимали участие ООО "Альгор" (г. Челябинск, ул. Яблочкина, 8), ООО "СТЭМ" (г. Челябинск, ул. Мелькомбинат, N 2, участок 1, д. 35), ИП Сердюк Е.В. (Челябинская обл., Еманжелинский р-н, ул. Лермонтова).
Среди претендентов определен участник, предложивший замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 по наименьшей цене контракта, из чего котировочной комиссией сделан вывод о победителе, им стало ОАО "Асбестоцемент", с которым впоследствии был заключен контракт на замену оконных блоков.
Однако ОАО "Асбестоцемент" неправомерно участвовало в запросе котировок, поскольку участниками запроса котировок могли быть только субъекты малого предпринимательства, кем ОАО "Асбестоцемент" не является.
Критерии, определяющие отношение хозяйствующего субъекта к субъекту малого либо среднего предпринимательства установлены Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В силу статьи 4 названного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с представленными Ответчиком сведениями о среднесписочной численности его сотрудников, ОАО "Асбестоцемент" является субъектом среднего предпринимательства, поскольку среднесписочная численность в 2008 году составила 265 человек, в 2009 году - 221 человек, в 2010 - 214 человек, что соответствует установленному законодательством критерию при определении коммерческой организации как субъекта среднего предпринимательства.
Действия ОАО "Асбестоцемент", связанные с участием в запросе котировок на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд (только субъектам малого предпринимательства) при условии, что ОАО "Асбестоцемент" являлся субъектом среднего предпринимательства способствовали получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку ОАО "Асбестоцемент" было признано победителем в котировке и заключило контракт на замену оконных блоков. При обычных условиях, то есть при отказе ОАО "Асбестоцемент" от неправомерного участия в запросе котировок, ОАО "Асбестоцемент" не могло бы заключить контракт, что способствовало бы созданию возможности у других участников, являющихся субъектами малого предпринимательства стать победителями и заключить контракт.
Комиссия отклоняет доводы ОАО "Асбестоцемент" об отсутствии в его действиях признаков недобросовестной конкуренции в виду того, что именно заказчик допустил к участию ОАО "Асбестоцемент" по следующим основаниям
ОАО "Асбестоцемент" обладало информацией о том, что запрос котировок на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд проводится только с участием субъектов малого предпринимательства, однако несмотря на то, что ОАО "Асбестоцемент" не являлось субъектом малого предпринимательства, приняло участие в запросе котировок. При этом Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривает обязанность заказчика при проведении запроса котировок совершать действия по проверке отношения того или иного хозяйствующего субъекта к субъекту малого либо среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Указанные действия ОАО "Асбестоцемент" содержат все признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции":
1. Действия Ответчика направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом, поскольку в результате участия в запросе котировок он получил возможность заключить контракт, право на заключение которого у ОАО "Асбестоцемент" не было в виду того, что такой контракт должен быть заключен только с субъектом малого предпринимательства, кем Ответчик не являлся.
2. Указанные действия ОАО "Асбестоцемент" противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
3. Действия ОАО "Асбестоцемент" способны причинить убытки конкурентам, участникам запроса котировок в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ОАО "Асбестоцемент" от указанных действий (упущенная выгода), поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае отказа ОАО "Асбестоцемент" от незаконных действий один из участников мог получить возможность заключить контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Действия Ответчика, связанные с неправомерным участием в феврале 2011 года в запросе котировок на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд (только субъектам малого предпринимательства) при условии, что ОАО "Асбестоцемент" является субъектом среднего предпринимательства нарушают часть 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Асбестоцемент" (Челябинская обл., Коркинский р-н, пос. Первомайский, ул. Известковая, 2), связанные с неправомерным участием в феврале 2011 года в запросе котировок, на замену оконных блоков в спортзале МОУ ДОД "ДЮСШ" в здании МОУ НОШ N 7 для муниципальных нужд (только субъектам малого предпринимательства) при условии, что ОАО "Асбестоцемент" не являлся субъектом малого предпринимательства, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Поскольку нарушение носило единовременный характер предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
А.П. Пивоварова
Е.Ю. Скобина
ПРЕДПИСАНИЕ N 8-2011
"30" мая 2011 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Л.Н. Галичина, заместитель руководителя
управления - начальник отдела контроля за
рекламой и недобросовестной конкуренцией;
Члены Комиссии:
А.П. Пивоварова, главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией;
М.В. Бромберг, специалист-эксперт отдела
контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 30 мая 2011 года по делу N 8-2011 о нарушении ООО "Паритет-Центр" (г. Ярославль, пр. Ленина, 2а) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Паритет-Центр" (г. Ярославль, пр. Ленина, 2а) незамедлительно прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: не вводить в заблуждение потребителей в отношении свойства дезинфицирующего средства "Низамед" о выход рабочего раствора для дезинфекции поверхности в отношении вирусов в объеме сто литров, а также в отношении свойства дезинфицирующего средства "Низамедвита" об использовании для обеззараживания крови в емкости, посуды из под крови, дезинфекции выделения больного и биологических жидкостях, для дезинфекции кувезов, приспособлений к ним; в отношении производителя дезинфицирующего средства "Контакт".
2. ООО "Паритет-Центр" (г. Ярославль, пр. Ленина, 2а) письменно сообщить об исполнении настоящего предписания в Челябинское УФАС России в срок до 30 июня 2011 года с представлением соответствующих доказательств.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
А.П. Пивоварова
М.В. Бромберг
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016