Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 1 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "23" июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "01"июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <> <> <> <>
Рассмотрела дело N 68, возбужденное в отношении Курганской городской Думы (пл. им. Ленина, г. Курган, Курганская область, 640000) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закона о защите конкуренции), установила:
20.04.2011 года Курганская городская Дума приняла решение N 68 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане" (Далее по тексту - Правила), опубликованное в газете "Курган и курганцы" 30 апреля 2011 года.
Приложением N 4 вышеуказанных Правил утвержден Порядок проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности (Далее по тексту - Порядок).
В пунктах 3, 4 статьи 13 Порядка установлены критерии для определения лучших предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Самыми значимыми критериями в Порядке является сопоставление по цене за право на заключение договора и опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, значение каждого из них составляет не менее 40 %.
Далее идут показатели с 10% значимости - доля социальной рекламы, размещаемой безвозмездно и предложение по благоустройству территории.
Сумма показателей должна быть 100 %.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Курганским УФАС России возбуждено дело N 68 в отношении Курганской городской Думы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 68 представители Курганской городской Думы пояснили, что в силу подпункта 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа относятся к вопросам местного значения, в связи с этим и на основании специального Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) были утверждены указанные Правила.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительным органом муниципального образования. В рамках реализации указанной нормы решением Курганской городской Думы от 20.04.2011 г. N 68 были утверждены вышеуказанные Правила. Данные Правлила разрабатывались по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" который не ограничивает критерии оценки участников в процентном соотношении. Следовательно, данные Правила не противоречат требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", в которых указано, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Порядок определяет организацию и процедуру проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Кургана, которым органы местного самоуправления города Кургана вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством.
Предметом торгов является право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимости или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Кургана, т.е. конкурс проводится в рамках указанного Порядка на муниципальное место для размещения рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Порядка для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене за право на заключение договора и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Представители Курганской городской Думы пояснили, что главным критерием для определения лучших предложений исполнения договора является цена за право на заключение договора (значимость которого не может составлять менее 40%), а уже потом оцениваются другие критерии, в том числе опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана. Следовательно, при определении победителя главную роль играет цена.
По заявлению представителей Курганской городской Думы, критерий оценки "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" значимость которого должна составлять не менее 40 %, был предложен хозяйствующими субъектами, осуществляющими рекламную деятельность на территории города Кургана. При этом данный критерий был утвержден с целью предупреждения злоупотребления своим правом на размещение рекламы теми субъектами которые по сути не осуществляют деятельность на данном рынке, а получив это право перепродают место для размещения рекламы.
Представители Курганской городской Думы отметили, что критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций включает в себя общий опыт работы в рекламной деятельности. Комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта в указанной сфере, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, дополнительный критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций не зависит от вида собственности имущества, длительности этого опыта и не является решающим критерием, при определении победителя, поскольку в основе отбора победителя лежит в первую очередь цена - как основной критерий.
По утверждению представителей Курганской городской Думы, действующим федеральным законодательством не установлены минимальные и максимальные пределы оценки значимости конкурсных критериев.
По заявлению представителей Курганской городской Думы, пункт 4 статьи 13 решения Курганской городской Думы от 20.04.2011 года N 68 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане" принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции Курганской городской Думы и не нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что принятие 20.04.2011 г. Курганской городской Думой решения N 68 не имело своей целью ограничение конкуренции.
В обосновании своих доводов представители Курганской городской Думы ссылались так же на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
По мнению представителей Курганской городской Думы, критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города, установленный в пункте 4 статьи 13 Порядка не препятствует участию в конкурсе других участников. Для квалификации действия (бездействия) в качестве нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обязательным является установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причиной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Помимо этого, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что также необходимо доказать антимонопольным органам в ходе разбирательства. Представители Курганской городской Думы заявили, что не установлена причинно-следственная связь, а именно: каким образом может повлиять указанный критерии на результаты конкурса в целом и на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности.
Представители Курганской городской Думы заявили, что, при проведении конкретного конкурса, в конкурсной документации, разработанной на основе утвержденных Правил, будут установлены дополнительные критерии и только по итогам проведения конкурса можно будет выявить нарушения Закона о защите конкуренции.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения ответчика и пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе"
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1.7 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы N 38 от 28.02.2005 года к полномочиям Курганской городской Думы относится принятие общеобязательных правил на территории города Кургана по вопросам местного значения.
Следовательно, решение Курганской городской Думы от 20.04.2011 года N 68 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане" было принято в рамках полномочий Курганской городской Думы.
В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы N 38 от 28.02.2005 решение Курганской городской Думы является муниципальным правовым актом города Кургана.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
20.04.2011 года Курганская городская Дума приняла решение N 68 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане".
Приложением N 4 вышеуказанных правил утвержден Порядок проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности.
В пунктах 3, 4 статьи 13 Порядка установлены критерии для определения лучших предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Самыми значимыми критериями в Порядке является сопоставление по цене за право на заключение договора и опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, значение каждого из них составляет не менее 40 %.
Далее идут показатели с 10% значимости - доля социальной рекламы, размещаемой безвозмездно и предложение по благоустройству территории.
Сумма показателей должна быть 100 %.
Следовательно, при оценке предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции учитывается опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций только на территории города Кургана.
Установление одним из критериев определения лучших условий исполнения договора - "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" значение которого приравнивается к значению предложения по цене и составляет 40 %, может привести к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане и созданию препятствий выходу на рынок города Кургана хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию рекламных услуг в других городах и тех, кто не имеет опыта установки и эксплуатации рекламных конструкций.
При определении победителя по указанным критериям цена за право заключения договора будет играть незначительную роль, так как "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" уравновешивает шансы.
По установленным критериям победителем может стать хозяйствующий субъект предложивший самую маленькую цену за право заключения договора, но имеющий опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, а участник конкурса, не имеющий такого опыта на территории города Кургана, предложивший наибольшую цену может в конкурсе проиграть, что противоречит смыслу проведения подобных конкурсов.
В случае, если из нескольких участников конкурса только один участник будет иметь опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, то именно этот участник может одержать победу в конкурсе. Договор с победителем будет заключен по заявленной им цене, что приведет к снижению поступлений в городской бюджет.
Следовательно, данный факт опровергает доводы представителей Курганской городской Думы о том, что указанное решение Курганской городской Думы не имеет и не может иметь целью или своим последствием предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, участвующим в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимости или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Кургана.
Состав нарушения является формальным, следовательно не зависит от того, причинило ли это нарушение кому-либо конкретно вред или ограничило чьи-либо права.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Курганской городской Думы (пл. им. Ленина, г. Курган, Курганская область, 640000) нарушение части 1 статьи 15, Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии Решения N 68 от 20.04.2011 года "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане" которое приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане. А именно: установление одним из критериев определения лучших условий исполнения договора - "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" значение которого составляет не менее 40 %, что приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане и созданию препятствий выходу на рынок города Кургана хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию рекламных услуг в других городах и тех, кто не имеет опыта установки и эксплуатации рекламных конструкций.
2. Выдать Курганской городской Думе предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции".
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу Курганского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе <> <> <> <>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 68 от 01.07.2011 года предписывает:
1. Курганской городской Думе (пл. им. Ленина, г. Курган, Курганская область, 640000) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии Решения N 68 от 20.04.2011 года "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане" которое приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане. А именно: установление одним из критериев определения лучших условий исполнения договора - "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" значение которого составляет не менее 40 %, что приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане и созданию препятствий выходу на рынок города Кургана хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию рекламных услуг в других городах и тех, кто не имеет опыта установки и эксплуатации рекламных конструкций.
2. Курганской городской Думе в срок до 23.09.2011 года внести в Решение N 68 от 20.04.2011 года "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане" следующие изменения:
в пункте 4 статьи 13 Порядка проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности (Приложение N 4 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденных решением Курганской городской Думы N 68 от 20.04.2011 года) слова: "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана" заменить словами: "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций"
3. Курганской городской Думе о выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 1 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016