Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 1 июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Л.Н. Галичина, заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
Члены Комиссии:
Е.Ю. Скобина, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной
конкуренцией;
М.В. Бромберг, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
И.А. Кузнецова, специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
рассмотрев дело N 40-2011, возбужденное по факту распространения с использованием рекламной конструкции (призматрона) по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 12, рекламы, содержащей сведения о продаже автомобилей Suzuki по специальной цене в кредит при указании процентной ставки и отсутствии всех иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика, с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС", представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2011 года в городе Челябинске на улице Братьев Кашириных возле дома N 12 (напротив здания Цирка) с использованием рекламной конструкции (призматрона) распространялась наружная реклама, содержащая сведения: "Новый SWIFT от 559 000 рублей Suzuki Finance от 2,5 % suzuki-motor.ru", также изображение автомобиля Suzuki.
Из данной рекламы следует, что автомобили Suzuki SWIFT предлагаются к продаже стоимостью от 559 000 рублей в кредит под процентную ставку в размере 2,5%.
Внизу рекламного поля содержится текст, выполненный значительно мелким шрифтом по сравнению с текстом, выполненным выше, что затрудняет его прочтение. При этом микротекст содержит сведения о всех иных условиях, определяющих фактическую стоимость предлагаемого кредита и влияющих на нее, а также условия программы Suzuki Finance.
По данному факту Челябинским УФАС России было возбуждено дело в отношении ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" как рекламодателя указанной рекламы.
Как следует из письменных и устных объяснений представителей ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС", данная организация действительно выступала заказчиком размещения рекламы Suzuki SWIFT в городе Челябинске в период с 1 по 30 апреля 2011 года. ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" считает, что объектом рекламирования выступают не финансовые услуги, оказываемые банками, а новый автомобиль Suzuki SWIFT, реклама информирует потребителей о возможности использования программы под названием Suzuki Finance.
Рекламный текст, по мнению ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС", не содержит признаков рекламы финансовых услуг, вместе с тем, в случае квалификации антимонопольным органом указанной рекламы в качестве рекламы финансовых услуг, ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" просит учесть, что в рекламе содержатся все необходимые условия оказания финансовой услуги; специалисты Челябинского УФАС России не обладают специальными познаниями в области оценки человеческого глаза к восприятию предметов, в связи с чем признание микротекста нечитаемым основано только на субъективной оценке специалиста, проводившего проверку.
В обоснование своих доводов ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" представлены договор с рекламораспространителем, соглашения о сотрудничестве с банками "Банк ВТБ 24" и ЗАО "Райффайзенбанк", сведения о размере шрифта на макете рекламы и арбитражная практика по аналогичной рекламе.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Реклама, содержащая сведения: "Новый SWIFT от 559 000 рублей Suzuki Finance от 2,5 % suzuki-motor.ru", - распространялась в городе Челябинске с использованием рекламных конструкций по 6 адресам.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Анализ рекламного текста позволяет прийти к выводу, что рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания как к новому автомобилю Suzuki SWIFT, так и к возможности приобрести его в кредит под процентную ставку, равную 2,5%.
Снижение процентной ставки достигается за счет снижения для клиента стоимости автомобиля, приобретаемого по программе Suzuki Finance, которая представляет собой программу субсидированного автокредитования в сотрудничестве с банковской организацией. Данная программа была разработана и введена в действие приказом директора ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" N 4-iar (admin) от 17 апреля 2009 года, представленным ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" в материалы дела.
Доводы рекламодателя ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" о том, что упоминание о программе Suzuki Finance носит информационно-пояснительный характер, являются необоснованными, поскольку статьей 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, в связи с чем сведения о программе Suzuki Finance и о предоставлении кредита под процентную ставку 2,5% не могут рассматриваться как справочная информация.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что реклама направлена на привлечение внимания в том числе к автокредитованию, следовательно, на указанную рекламу распространяются требования статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламная конструкция (призматрон) с указанной рекламой обращена по ходу движения автомобильного транспорта в направлении улицы Свободы. Иными словами, реклама автомобиля Suzuki, содержащая сведения "Новый SWIFT от 559 000 рублей Suzuki Finance от 2,5 % suzuki-motor.ru", направлена в том числе на привлечение внимания водителей и пассажиров транспортных средств, осуществляющих движение по улице Братьев Кашириных.
Нижний край призматрона находится на расстоянии 4 метра70 сантиметров от поверхности земли, что подтверждается письмом ООО "Карус", представленным по запросу Челябинского УФАС России. Размещение релкамы на высоте более 4 метров свидетельствует об удаленности текста рекламы при восприятии её потребителем.
Материалами дела установлено, что размер шрифта, которым выполнен текст внизу рекламной конструкции, составляет: заглавные буквы - 2,79 см, строчные буквы - 2,16 см.
С учетом перечисленных особенностей размещения рекламы, восприятие информации, выполненной шрифтом менее 3 см, демонстрируемой на призматроне в течение непродолжительного периода времени на высоте около 5 м от поверхности земли, без специальных вспомогательных средств значительно затруднено.
Нечитаемость микротекста приравнивается к отсутствию в рекламе тех сведений об условиях, определяющих фактическую стоимость кредита, которые содержатся в микротексте.
В тексте, расположенном внизу рекламной конструкции, указаны сведения о комплектации автомобиля Suzuki SWIFT, который предлагается по цене 559 000 рублей, о сроке действия данного предложения, о иных марках автомобилей, на которые предложение распространяется.
Данная информация является существенной для потребителя, поскольку способна повлиять на принятие им решения о приобретении рекламируемого автомобиля на условиях программы Suzuki Finance.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в рекламе части существенной информации об автомобилях, на которые распространяется рекламируемое предложение, и сроке его действия, а также о комплектации, за которую указана цена, могут привести к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться программой Suzuki Finance, а значит, противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, микротекст, расположенный внизу рекламной конструкции, содержит также сведения об условиях предоставления кредита на рекламируемый автомобиль, что подтверждается письменными объяснениями релкамодателя.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Отсутствие в рекламе финансовых услуг по предоставлению автомобиля Suzuki SWIFT в кредит под процентную ставку 2,5% сведений об иных условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Материалами дела подтверждается, что лицом, определившим объект рекламирования, следовательно, рекламодателем выступает ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу автомобиля Suzuki SWIFT, предлагаемого в кредит под процентную ставку 2,5%, в которой отсутствует часть существенной информации о программе Suzuki Finance, а также в которой указано одно из условий, влияющих на стоимость рекламируемого кредита, - размер процентной ставки при отсутствии всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "СУЗУКИ МОТОР РУС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 5 июля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Л.Н. Галичина
Члены Комиссии М.В. Бромберг
Е.Ю. Скобина
И.А. Кузнецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016