Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-59-2011 (опубликовано 3 июля 2011 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02/08-59-2011
г. Курск
Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Комов Ю.А. - руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии
Волкова М.В. - заместитель руководителя УФАС по Курской области, член Комиссии
Давыдова А.В. - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии
Куркова М.А. -специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
рассмотрев дело N02/08-59-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "ЩУК ЖКХ") <_> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя ООО "ЩУК ЖКХ" (по доверенности) - Е., представителя заявителей - гражданки С., Н., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 04.05.2011 поступило заявление жителей города Щигры Курской области, проживающих в жилом доме N 22 по улице Красной, на действия ООО "ЩУК ЖКХ", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителей, повышении тарифов на услуги по ремонту и содержанию общего имущества жилого дома.
В процессе рассмотрения поступивших материалов и дополнительно представленных документов Управлением было установлено следующее.
ООО "ЩУК ЖКХ" осуществляет управление многоквартирным домом N 22 по ул. Красной г. Щигры Курской области с 2008 года, используя для расчета размера платы за оказываемые услуги тарифы, утвержденные ООО "ЩУК ЖКХ", в том числе на услуги по ремонту и содержанию жилого помещения.
11.12.2010 г. состоялось общее собрание собственников жилых помещений жилого дома N 22 по ул. Красной г. Щигры, на котором собственниками жилых помещений было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2011 год в размере 3 рубля 58 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.12.2010 г. и решения по вопросу установления платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме были направлены в адрес ООО "ЩУК ЖКХ" для применения при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества в 2011 году.
Рассмотрев решение общего собрания собственников помещений жилого дома N 22 по ул. Красной г. Щигры, ООО "ЩУК ЖКХ" сообщило (исх. N 360 от 30. 12.2011), что в представленном протоколе общего собрания собственников жилого дома N 22 по ул. Красной г. Щигры отсутствуют сведения о собственниках помещений, принявших участие в общем собрании, а также их подписи по результатам голосования, что влечет за собой признание указанного решения недействительным.
В результате в 2011 году при выставлении ООО "ЩУК ЖКХ" счетов на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 22 по ул. Красной г. Щигры использовался дифференцированный тариф в зависимости от видов инженерного оборудования и степени благоустройства жилого помещения, утвержденный приказом генерального директора ООО "ЩУК ЖКХ" N 155 от 22.12.2010 г., в размере 10, 78 руб/кв.м и 11, 63 руб/кв.м. Жильцами жилого дома N 22 по ул. Красной г. Щигры услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме оплачивались в соответствии с выставляемыми счетами по утвержденному ООО "ЩУК ЖКХ" тарифу.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В результате проведенного Управлением ФАС по Курской области анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Щигры Курской области было установлено, что ООО "ЩУК ЖКХ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Щигры.
Таким образом, на ООО "ЩУК ЖКХ" распространяются запреты, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ООО "ЩУК ЖКХ" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном повышении платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Щигры, что привело к ущемлению интересов жильцов многоквартирного дома N 22 по ул. Красной г. Щигры.
На заседании Комиссии УФАС по Курской области представители заявителей поддержали заявленные требования в части необоснованного установления ООО "ЩУК ЖКХ" тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Представитель ООО "ЩУК ЖКХ" пояснил, что установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 22 по ул. Красной г. Щигры размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, равный 3,58 руб/кв.м. экономически не обоснован, и его использование приведет к невозможности надлежащего оказания услуг по содержанию и ремонту жилого фонда, а также повлечет за собой убытки для ООО "ЩУК ЖКХ".
На заседании Комиссии УФАС по Курской области представители заявителей и ООО "ЩУК ЖКХ" также пояснили, что на момент рассмотрения дела ООО "ЩУК ЖКХ" оказывает услуги по управлению многоквартирным домом N 22 по ул. Красной г. Щигры, а также применяет для расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, тариф, утвержденный ООО "ЩУК ЖКХ", в соответствии с которым жильцы многоквартирного дома N 22 по ул. Красной г. Щигры оплачивают услуги.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Щигровской городской думы от 15.11.2010 N 193-4-РД установлена плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая составляет 9,79 руб/кв.м для жилых помещений в домах, имеющих центральное отопление, центральную канализацию, центральное холодное водоснабжение, техподвал и оборудованных вентиляционными каналами и каналами дымоудаления, к группе которых относится жилой дом N 22 по ул. Красной г. Щигры.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, собственники жилых помещений в многоквартирном доме N 22 по ул. Красной г. Щигры не пришли к соглашению с ООО "ЩУК ЖКХ" об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год, и, следовательно, при расчете размера платы за содержание и ремонт жилого помещения ООО "ЩУК ЖКХ" необходимо применять тарифы, утвержденные Решением Щигровской городской думы от 15.11.2010 N 193-4-РД.
Материалами дела установлено, что в 2011 году ООО "ЩУК ЖКХ" взимало плату за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома по ул. Красной г. Щигры по тарифу, утвержденному приказом генерального директора ООО "ЩУК ЖКХ" N 155 от 22.12.2010 г., дифференцированному в зависимости от видов инженерного оборудования и степени благоустройства жилого помещения (10,78 руб/кв.м и 11,63 руб/кв.м), а жильцы указанного жилого дома оплачивали соответствующие услуги с соответствии с выставляемыми ООО "ЩУК ЖКХ" счетами.
Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Материалами дела подтверждено, что ООО "ЩУК ЖКХ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Щигры.
При таких обстоятельствах взимание ООО "ЩУК ЖКХ", занимающим доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Щигры, платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения то тарифу, утвержденному ООО "ЩУК ЖКХ", превышающему тариф, установленный органом местного самоуправления для применения в случае отсутствия решения собственников жилых помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (9,79 руб/кв.м), является нарушением порядка ценообразования и приводит к ущемлению интересов жильцов многоквартирного дома N 22 по ул. Красной г. Щигры, что квалифицируется как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, статьей 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия общества с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" <_> выразившиеся во взимании платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений многоквартирного дома N 22 по у. Красной г. Щигры с нарушением порядка ценообразования, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Щигровская управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением при расчетах за услуги по содержанию и текущему ремонту с собственниками жилых помещений дома N 22 по ул. Красной г. Щигры.
Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Куркову М.А.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Комов
Члены Комиссии М.В. Волкова
А.В. Давыдова
М.А. Курков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-59-2011 (опубликовано 3 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016