Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 120-10К (опубликовано 4 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> - председатель Комиссии; <> - члены Комиссии,
рассмотрев дело N 120-10К, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Воронежоблгаз" (далее - ОАО "Воронежоблгаз"; 394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, 50А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
заявителей - <> и <>
представителя ОАО "Воронежоблгаз" - <> установила:
05.04.2011 г. в Управление поступило заявление (от 02.04.2011 г. б/н) гр. <> на действия ОАО "Воронежоблгаз" по взиманию платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, а также необоснованному, по мнению заявителя, включению в технические условия требования о необходимости принятия долевого участия в строительстве уличного газопровода.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, 14.04.2011 г. Управлением в отношении ОАО "Воронежоблгаз" возбуждено дело N 120-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном взимании с гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, а также необоснованном включении в технические условия требований о необходимости принятия долевого участия в строительстве уличного газопровода, что ущемляет интересы последней.
Рассмотрение дела N 120-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.05.2011 г.
11.05.2011 г. в ходе рассмотрения дела заявитель поддержала свою позицию, изложенную в заявлении (от 02.04.2011 г. б/н), а также пояснила, что на момент рассмотрения дела плата за предоставление технических условий ей была возвращена, спорные вопросы, связанные с заключением договора на газификацию домовладения урегулированы. Требование о необходимости принятия долевого участия в строительстве уличного газопровода из технических условий исключено.
ОАО "Воронежоблгаз" пояснило, что плату за предоставление технических условий не взимало, а плата в размере 530 рублей - это плата за согласование проектной документации. Запись в квитанции к приходному кассовому ордеру "за выдачу технических условий" сделана ошибочно.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу рассмотрение дела N 120-10К о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 14.06.2011 г.
До рассмотрения настоящего дела в Управление поступило заявление (05.05.2011 г. б/н) от гр. <> аналогичное заявлению гр. <> (на действия ОАО "Воронежоблгаз" по взиманию платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природный газом).
14.06.2011 г. в связи с необходимостью привлечения второго заявителя по делу, рассмотрение дела N 120-10К о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 29.06.2011 года.
Определением от 14.06.2011 г. об отложении рассмотрения дела N 120-К о нарушении антимонопольного законодательства в качестве второго заявителя по настоящему делу был привлечен <>
29.06.2011 г. в ходе рассмотрении дела заявитель <> поддержал свои позиции, изложенные в заявлении и пояснил, что плата за предоставление технических условий ему не была возвращена.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 120-К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии фактов злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в действиях ОАО "Воронежоблгаз" по взиманию платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Приказом Управления от 24.12.1999 г. N 8 ОАО "Воронежоблгаз" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по виду услуг: выдача технических условий на газификацию объектов, в географических границах Воронежской области, с долей на рынке более 65 процентов (Выписка из Реестра имеется в материалах дела).
Учитывая изложенное, ОАО "Воронежоблгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по выдаче технических условий на газификацию объектов на территории Воронежской области и соответственно имеет реальную возможность оказывать существенное влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
Отношения, связанные с выдачей технических условий для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, регулируются Градостроительным Кодексом РФ и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства от 13.02.2006 г. N 83).
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ (далее - Градостроительного кодекса РФ), технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Согласно пункту 9 Правил, выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что с гр. <> и гр. <> ОАО "Воронежоблгаз" взималась плата за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордера N 0000002285 от 28 марта 2011 г. и N 0000002241 от 09 марта 2010 г.
Довод ОАО "Воронежоблгаз", о том что данная плата взималась за согласование проектной документации является несостоятельным, так и в квитанции к приходному кассовому ордеру N 0000002285 от 28 марта 2011 г., выданной гр. <> и в квитанции к приходному кассовому ордеру N 0000002241 от 09 марта 2010 г., выданной гр. <> основанием платежа является "выдача технический условий".
Комиссией Управления учитывается, что взимание платы за выдачу технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом ущемляет интересы заявителей, так как ведет к дополнительным, необоснованным финансовым затратам последних и нарушает их право на бесплатное получение технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, закрепленное в Градостроительном Кодексе РФ и Правилах.
При указанных обстоятельствах действия ОАО "Воронежоблгаз" по взиманию с гр. <> и гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Одновременно Комиссией Управления установлено, что на момент рассмотрения дела плата за предоставление технических условий гр. <> была возвращена. Гр. <> плата за предоставление технических условий возвращена не была.
Также в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что требования к содержанию технических условий на присоединение к газовым сетям установлены пунктом 10 Правил, в соответствии с которым технические условия должны содержать данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий.
Включение в технические условия каких-либо требований либо рекомендаций, касающихся долевого участия получателя технических условий в строительстве тех или иных объектов системы газоснабжения, указанным пунктом Правил не предусмотрено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что после обращения гр. <> в ОАО "Воронежоблгаз" пункт о необходимости принятия долевого участия в строительстве уличного газопровода из технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом был исключен. Из письменных объяснений, полученных от ОАО "Воронежоблгаз" следует, что указанный пункт технических условий носит рекомендательный характер, поэтому его невыполнение не несет за собой никаких юридических последствий.
С учетом этого, выполнение пункта технических условий о принятии долевого участия в строительстве уличного газопровода в рассматриваемом случае носит не обязательный, а рекомендательный характер, в связи с чем, выполнение либо невыполнение указанного пункта технических условий полностью зависит от волеизъявления лица, которому выданы технические условия и, соответственно, не ущемляют его интересы.
Таким образом, в действиях ОАО "Воронежоблгаз", по включению в технические условия, выданные гр. <> пункта о необходимости принятия долевого участия в строительстве уличного газопровода, нарушения антимонопольного законодательства не установлено.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО "Воронежоблгаз", Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "б" и подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления ОАО "Воронежоблгаз" доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Воронежоблгаз" по взиманию с гр. <> и гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "Воронежоблгаз" предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту необоснованного взимания с гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом.
3. Выдать ОАО "Воронежоблгаз" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного взимания с гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом.
4. Выдать ОАО "Воронежоблгаз" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного взимания с гр. <> платы за предоставление технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 120-10К (опубликовано 4 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016