Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 5 июля 2011 г.
Резолютивная часть оглашена 21.06.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 05.07.2011 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
в присутствии представителей: <_>
рассмотрев дело N 055-11-а по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" (614007, г. Пермь, ул. Революции, 5, корп.1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18, расходов на содержание вахтеров и ЦТП, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление (вх. N 15098-10 от 17.11.2010 г.) гр. К. (далее также - заявитель) о неправомерных действиях ООО "Управляющая жилищно - эксплуатационная компания" (далее также - ООО "ЖЭК", Управляющая организация) и ООО "Семнадцатый квартал" (далее также - Общество), выразившихся во включении расходов на содержание вахтеров и ЦТП в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18.
Позднее К. и заинтересованное лицо по делу - ТСЖ "Камчатовская, 18,20" заявили о том, что собственники домов NN 18,20 по ул. Камчатовская в г. Перми до весны 2011 г. не выбирали способ управления домами по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, N N 18,20; им не предлагалось определить тариф на содержание общедомового имущества; потребность в услугах вахтеров не изучалась; определение стоимости содержания ЦТП было определено без учета мнения собственников; после выбора собственниками указанных домов способа их управления: ТСЖ, ООО "ЖЭК" стало чинить препятствия ТСЖ "Камчатовская, 18,20" осуществлению последним деятельности по управлению указанными домами.
В ходе рассмотрения дела ООО "ЖЭК" признало нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18, 20 расходов на содержание ЦТП.
Включение в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества расходов на содержание вахтеров ООО "ЖЭК" не признало как нарушение антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
ООО "ЖЭК" - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда - код ОКВЭД 70.32.1 (выписка из ЕГРЮЛ от 04.05.2011 г.).
ТСЖ "Камчатовская - 18,20" - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом - код ОКВЭД 70.32, дополнительными видами деятельности являются управление эксплуатацией жилого фонда - код ОКВЭД 70.32.1 и управление эксплуатацией нежилого фонда - код ОКВЭД 70. 32.2 (выписка из ЕГРЮЛ от 18.03.2011 г.).
ООО "Семнадцатый квартал" - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является строительство зданий и сооружений - код ОКВЭД 45.2, (выписка из ЕГРЮЛ от 27.12.2010 г.).
ООО "Семнадцатый квартал" являлось застройщиком домов по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, д.18 и д.20 (исх. от 29.12.2010 г. N 275, вх. от 29.12.2010 г. N 17328-11).
В период строительства указанных домов ООО "Семнадцатый квартал" ("Застройщик") заключало договоры участия в его долевом строительстве с физическими лицами ("Участники"), в том числе договор N 052-1-09-01-К18 участия в долевом строительстве от 24.09.2007 г с К. (квартира в доме N 18), договор N 091-4-16-01-К18 участия в долевом строительстве от 31.03.2008 г. с С. (квартира в доме N 18), договор N 008-2-02-01-К20 участия в долевом строительстве от 20.12.2007 г. с Ч. (квартира в доме N 20).
В соответствии с разделом 3 договора цена договора должна быть оплачена Участниками не позднее даты заключения договора, в том числе К.- 24.09.2007 г., С. - 31.03.2008 г., Ч. - 20.12.2007 г.), то есть задолго до завершения строительства указанных домов.
В соответствии с указанными договорами (п. 2.1) застройщик (ООО "Семнадцатый квартал") обязуется своими силами и/или с привлечением других лиц построить жилой дом и после получения разрешения на его ввод в эксплуатацию передать Участнику (физическому лицу) квартиру, а Участник (физическое лицо) обязуется уплатить цену договора и принять квартиру.
В соответствии с условиями указанных договоров (п. 2.3) застройщик обязуется использовать полученные по указанным договорам средства для финансирования строительства жилого дома.
Договорами определена их цена, в каждом конкретном случае зависящая от определенных договорами условий.
26.12.2007 г. многоквартирный дом N 20 по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская введен в эксплуатацию (ссылка в Свидетельстве о государственной регистрации права от 13.08.2008 г. 59 БА 0968206, выданное Ч., на разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 2207/2006 от 26.12.2007 г.).
12.09.2008 г. многоквартирный дом N 18 по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская введен в эксплуатацию (ссылка в Свидетельстве о государственной регистрации права от 10.12.2008 г. 59 ББ 091685, выданное К., на разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 2207/2006/1 от 12.09.2008 г.).
Для обеспечения теплом и горячей водой всего комплекса застройки, в который входили, в том числе и жилые дома по ул. Камчатовская, 18, 20 (ранее и далее также - дома), ООО "Семнадцатый квартал" построило центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, д. 20 лит "Б" (ранее и далее также - ЦТП). Указанный ЦТП принадлежит ООО "Семнадцатый квартал" на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от 01.04.2008 г. 59 БА 0869255).
06.08.2009 г. между ООО "Семнадцатый квартал" ("Заказчик") и ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" ("Исполнитель") заключено соглашение, предметом которого явилось принятие Исполнителем функций по управлению, техническому обслуживанию и эксплуатации принадлежащего Заказчику здания центрального теплового пункта и оборудования по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 20 лит "Б".
В соответствии с п. 4.1. указанного соглашения вознаграждение исполнителя составляет 500 рублей ежемесячно.
06.08.2009 г. стороны соглашения подписали акт приема-передачи указанного ЦТП, в соответствии с которым ООО "Семнадцатый квартал" передал ООО "ЖЭК" в целях обслуживания центральный тепловой пункт в г. Перми по ул. Камчатовская, д.20 лит. Б с оборудованием.
Срок действия соглашения установлен с 06.08.2009 г. по 01.08.2010 г. с возможностью его дальнейшего пролонгирования.
Однако 26.04.2010 г. стороны заключили соглашение о расторжении с 27.04.2010 г. соглашения от 06.08.2009 г.
27.04.2010 г. указанные стороны подписали акт приема-передачи ЦТП от ООО "ЖЭК" к ООО "Семнадцатый квартал".
Какие-либо доказательства установления тарифов, предусмотренных действующим законодательством при осуществлении деятельности по управлению, техническому обслуживанию и эксплуатации ЦТП в целях обеспечения теплоснабжения (предоставления коммунальных ресурсов) жителям домов, стороны не предоставили.
В то же время, начиная с августа 2009 г. и по декабрь 2009 г., ООО "ЖЭК" стало выставлять квитанции за управление домом и предоставление коммунальных услуг жителям домов N 18 и N 20 по ул. Камчатовская в г. Перми с требованием оплаты за содержание ЦТП (например: квитанции за август-декабрь 2009 г., предъявляемые К. в отношении квартиры N 142 дома N 18 по ул. Камчатовская в г. Перми; квитанции за сентябрь-декабрь 2009 г., предъявляемые Чечулиной Е.Б. в отношении квартиры N 8 дома N 20 по ул. Камчатовская в г. Перми; объявление для собственников домов N 18 и N 20 по ул. Камчатовская в г. Перми, размещенное в подъездах указанных домов). В названных квитанциях содержание ЦТП указано отдельной строкой (N11) с указанием тарифа в размере 3,51 руб за кв.м. При неоплате собственниками помещений предъявленной к оплате суммы за содержание ЦТП за соответствующий месяц указанная сумма ООО "ЖЭК" предъявлялась повторно, с включением в общую сумму, подлежащую оплате за следующий месяц в строке "итого к оплате" (квитанции К. за сентябрь, октябрь, ноябрь 2009 г.) и отражалась как задолженность (строка "задолженность" в квитанции К. за август 2010 г.).
Комиссией установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "ЖЭК" в Региональную энергетическую комиссию Пермского края для установления тарифов на передачу тепловой энергии в 2008-2011 годах для ТСЖ "Камчатовская, 18,20" не обратилось, а производило его расчет самостоятельно, выставляя счета жителям многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18,20, в том числе К. по оплате за тепловую энергию, без предоставления расчета стоимости (несмотря на требования последнего: письма К. от 16.09.2009 г., от 27.10.2009 г., получено ООО "ЖЭК" 21.09.2009 г. и 27.10.2009 г., соответственно).
Доказательств того, что стоимость содержания ЦТП была согласована с собственниками квартир в домах по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, N18, N20, ООО "ЖЭК" не представило.
13.02.2009 г. между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" и ООО "ЖЭК" было подписано дополнительное соглашение к договору N 1926 от 01.01.2009 г. на снабжение тепловой энергией в сетевой воде, которым в п. 2.3. указанного договора был включен объект, расположенный по адресам: ул. Камчатовская, 18,20.
Доказательств того, что ЦТП по данному договору находится в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", ООО "ЖЭК" не представило.
ООО "ЖЭК" предоставило Комиссии квитанции за май 2011 г., в которых отражен перерасчет (уменьшение) предъявленных ранее требований жителям домов адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, д.д. NN 18, 20 за содержание и обслуживание дома и предоставление коммунальных услуг на сумму полученных ООО "ЖЭК" средств за содержание ЦТП с нарушением действующего законодательства (строка с наименованием платежа "Перерасчет ЦТП").
На квитанциях имеются подписи собственников квартир. ООО "ЖЭК" пояснило комиссии, что указанные подписи свидетельствуют о вручении квитанций собственникам, а значит, об устранении нарушения порядка ценообразования при взимании платы за содержание ЦТП.
ООО "ЖЭК" признало, что данные квитанции на день рассмотрения дела вручены не всем собственникам.
В ходе анализа деятельности ООО "ЖЭК" по управлению, техническому обслуживанию и эксплуатации здания центрального теплового пункта и оборудования по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 20 и взиманию платы за его содержание с собственников квартир в домах по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, д.д. NN 18, 20 Комиссия руководствовалась следующим.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица.
Рынок передачи тепловой энергии находится в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом, отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Установление регулируемых тарифов (цен) в период до 01.01.2011 г. осуществлялось регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Согласно пп. 2 п. 68.1 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в сфере передачи электрической и тепловой энергии, являются регулируемыми, цены (тарифы) на которые регулируются государством. Та же норма содержится в статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении":
- теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (п.8);
- система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (п.14);
- тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5).
В соответствии с п.66 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (мощности) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установленных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В Пермском крае осуществление функций по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), услуги по ее передаче возложено на Региональную энергетическую комиссию (раздел 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. N 14-п).
На основании изложенного Комиссия сделала следующие выводы.
1. Владея центральным тепловым пунктом по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 20, осуществляя его техническое обслуживание и эксплуатацию, обеспечивая бесперебойные работы для поставки тепла и воды на жилые дома N N 18, 20 по ул. Камчатовская в г. Перми, ООО "ЖЭК" осуществляло теплоснабжение на рынке передачи тепловой энергии.
2. Действуя на рынке передачи тепловой энергии, ООО "ЖЭК" осуществляло эту деятельность в условиях естественной монополии, а потому занимало доминирующее положение на этом рынке на участке теплосетевого оборудования, находящегося в его владении в границах теплоснабжения домов по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, дома NN 18, 20.
3. Предъявляя с августа 2009 г. по декабрь 2009 г. в квитанциях за управление домом и коммунальные услуги жителям домов N N 18, 20 по ул. Камчатовская в г. Перми требование оплаты за содержание ЦТП без надлежащим образом утвержденного тарифа на передачу тепловой энергии, ООО "ЖЭК" нарушило принципы государственного регулирования тарифов, предусмотренные статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" ст. 424 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пп. 2 п. 68.1 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
4. Занимая доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, осуществляя теплоснабжение домов по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, NN 18,20 без установленного в предусмотренном действующим законодательством порядке тарифа, то есть, нарушив установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, ООО "ЖЭК" тем самым нарушило требования п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
5. Нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции ООО "ЖЭК" допустило в период с августа 2009 г. по декабрь 2009 г. на рынке передачи тепловой энергии в границах теплоснабжения домов по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, дома NN 18, 20.
6. Указанное нарушение не устранено в полном объеме, а потому есть необходимость в выдаче предписания ООО "ЖЭК".
7. у Ответчика имелась возможность для соблюдения требований п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "ЖЭК", не проявив должной осмотрительности, не выполнило надлежащим образом обязательства, предусмотренные в этом случае законодательством, тем самым допустило злоупотребление своим доминирующим положением.
Кроме указанного выше Комиссия считает необходимым отметить следующие установленные факты.
01.12.2007 г. между ООО "Семнадцатый квартал" и ООО "ООО "ЖЭК"" заключен договор N 1/1207 подряда на содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, предметом которого явилась передача первым функций по содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации жилого и нежилого фонда и прилегающих к нему территорий с инженерными коммуникациями в границах ответственности жилого дома N 20 по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская. Срок действия договора (с учетом дополнительных соглашений от 01.02.2008 г., от 31.03.2008) с 01.12.2007 г. по 01.10.2008 г.
В соответствии с данным договором ООО "ЖЭК"" было поручено, в том числе, создание необходимых условий для проживания граждан. Анализ условий данного договора позволяет сделать вывод о том, что по сути это договор управления многоквартирным домом.
01.07.2008 г. между ООО "Семнадцатый квартал" ("Застройщик") и ООО "ЖЭК"" ("Управляющая компания") был подписан акт приема-передачи жилого дома N 20 по улице Камчатовская в г. Перми общей площадью 14 947,0 кв.м и придомовых сетей. В соответствии с этим актом застройщик передал, а управляющая компания приняла в целях обслуживания жилой дом N 20 по ул. Камчатовская в г. Перми и придомовые сети: объекты водопроводно-канализационного хозяйства; объекты теплоснабжения. Вместе с подписанием настоящего акта застройщик передал управляющей компании техническую документацию на жилой дом и придомовые сети (п. 2 акта).
При этом период обслуживания не ограничен. Основания для передачи дома не указаны.
01.07.2008 г. между ООО "Семнадцатый квартал" и ООО "ЖЭК" заключен договор N 2/010708-3/08-24 подряда на содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, предметом которого явилась передача первым функций по содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации жилого и нежилого фонда и прилегающих к нему территорий с инженерными коммуникациями в границах ответственности жилого дома N 18 по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская.
По содержанию данный договор аналогичен договору N 1/1207. Срок действия договора - с 01.07.2008 г. по 01.10.2008 г.
15.09.2008 г. между ООО "Семнадцатый квартал" и ООО "ЖЭК" был подписан акт приема-передачи жилого дома N 18 по улице Камчатовская в г. Перми общей площадью 14 912,3 кв. м и придомовых сетей. В соответствии с этим актом застройщик передал, а управляющая компания приняла в целях обслуживания жилой дом N 18 по ул. Камчатовская в г. Перми и придомовые сети: объекты водопроводно-канализационного хозяйства; объекты теплоснабжения.
Вместе с подписанием настоящего акта застройщик передал управляющей компании техническую документацию на жилой дом и придомовые сети (п. 2 акта).
При этом период обслуживания не ограничен. Основания для передачи дома не указаны.
В ходе рассмотрения дела ООО "ЖЭК" подтвердило, что до настоящего времени продолжает управлять домами.
В период с 03.03.2008 г. ООО "Семнадцатый квартал" готово было осуществлять осмотр квартир в доме N 20 с участниками его строительства с целью выявления и последующего устранения недостатков квартиры до ее приема-передачи (например: исх. N 5/к20 от 27.02.2008 г.).
В апреле-мае 2008 г. состоялась массовая приемка-передача квартир участникам строительства дома N 20 от ООО "Семнадцатый квартал" (например: Акт приема-передачи квартиры N 8 от 30.05.2008 г.).
В период с 15.09.2008 г. по 30.09.2008 г. ООО "Семнадцатый квартал" готово было осуществлять передачу квартир в доме N 18 участникам его строительства (например: исх. N 64/к18 от 28.08.2008 г.).
В октябре 2008 г. состоялась массовая приемка-передача квартир участникам строительства дома N 18 от ООО "Семнадцатый квартал" (например Акт приема-передачи квартиры N 91 от 01.10.2008 г.; квитанция об оплате авансового платежа от 07.10.2008 г.; справка ООО "ЖЭК" исх. N 1803/1 от 18.03.2010 г.; квитанции за октябрь-декабрь 2008 г. по квартире 142).
При подписании акта приема - передачи квартиры участникам долевого строительства домов по указанным адресам в обязательном порядке указывалась управляющая компания, а именно: ООО "ЖЭК", на счет которой необходимо было перечислить платеж за содержание и техническое обслуживание жилого дома и коммунальные услуги не менее чем за 4 месяца. Без подтверждающих документов об указанной оплате ключи от квартиры участникам в ряде случаев не выдавались (например: акт приема-передачи квартиры N 8 по ул. Камчатовская, 20 от 30.05.2008 г, а платеж на содержание и обслуживание дома в ООО "ЖЭК" от 01.04.2008 г.).
В ряде случаев вместе с подписанием акта приема - передачи квартиры участникам долевого строительства домов по указанным адресам выдавались проекты договоров управления многоквартирным домом (например: акт приема - передачи квартиры N 91 по улице Камчатовская, 18 от 01.10.2008 г. и проект договора управления, подписанный ООО ""Управляющая жилищно-эксплуатационная компания" 01.10.2008 г. к нему).
На вопросы Пермского УФАС России ООО "Семнадцатый квартал" пояснило (исх. N 57 от 08.04.2011 г., вх. от 08.04.2011 г. N 4694-11), что на момент ввода в эксплуатацию жилых домов по ул. Камчатовская, 18,20 в г. Перми оно являлось единственным собственником помещений в этих домах, в связи с чем, наняло управляющую компанию для обслуживания и эксплуатации указанных домов. Документами, обосновывающими выбор именно ООО "ЖЭК", не располагает.
Наличие выше указанных договоров долевого строительства с физическими лицами свидетельствует о том, что ООО "Семнадцатый квартал" никогда не являлось единственным собственником домов, а потому не имело право единолично определять способ управления указанными домами.
ООО "ЖЭК" предоставило протокол N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18 от 20.09.2008 г. в качестве доказательства того, что оно в установленном законом порядке приступило к управлению данным домом. Однако комиссией установлено, что собственники квартир в доме N 18 только после 01.10.2008 г. получили во владение свои квартиры, в том числе те из них, фамилии которых указаны в протоколе. Более того, комиссией установлен факт несоответствия подписи собственников, указанных в протоколе, личным подписям этих собственников. ООО "ЖЭК" не предоставило иных доказательств, подтверждающих надлежащим образом осуществленный выбор способа управления домами собственниками квартир в этих домах. А представленный протокол комиссия не может принять в качестве доказательств, так как он не соответствует действительности.
В связи с этим Комиссия сделала вывод о том, что ООО "ЖЭК" ненадлежащая управляющая организация по управлению домами NN 18,19 по ул. Камчатовская, 18, 20 в г. Перми.
Кроме того, ООО "ЖЭК" не предоставило доказательств наличия оснований для предъявления собственникам квартир в указанных домах требований оплаты за содержание вахтеров по март 2010 г.
Комиссия пришла к выводу, что ООО "ЖЭК", не имея на то оснований, неправомерно предъявляло к оплате затраты на содержание вахтеров с 01.03.2008 г. собственникам квартир в доме N 20 и с 01.10. 2008 г. собственникам квартир в доме N 18 по ул. Камчатовская в г. Перми и март 2010 г. (протоколы от 23.03.2010 г.).
ООО "ЖЭК" не предоставило доказательств того, что каким-либо образом предлагало собственникам квартир в домах определить тариф на содержание и обслуживание дома.
Комиссия признает, что ООО "ЖЭК" самостоятельно определив размер указанного тарифа, не предприняв меры по изучению мнения собственников квартир, превысило свои полномочия, ущемило интересы собственников.
В ходе рассмотрения дела ООО "ЖЭК", объясняя причину отказа в передаче управления домами ТСЖ "Камчатовская 18,20", сослалось на отсутствие в протоколе голосования собственников голосования по вопросу о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией, то есть с ООО "ЖЭК".
Комиссия считает данное требование необоснованным, так как выбора способа управления, такого как управляющая компания - не было.
Делая дополнительные вышеуказанные выводы, Комиссия руководствовалась следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 ЖК РФ.) При этом, в соответствии с ч. 2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Других обязательных платежей действующим законодательством для жителей многоквартирных домов не предусмотрено.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Указанный перечень является закрытым, следовательно, услуги вахтеров не могут быть отнесены к коммунальным услугам.
Таким образом указанные выше дополнительные выводы комиссии свидетельствуют о том, что ООО "ЖЭК" допустило нарушения на рынке по управлению многоквартирными домами в городе Перми.
В соответствии с анализом и оценкой конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Перми в 2010 году, утвержденному руководителем Пермского УФАС России <_> 05.05.2011 г., на указанном рынке отсутствуют управляющие организации, занимающие доминирующее положение на этом рынке. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Перми в 2010 году, как и в 2009 году остался низкоконцентрированным, конкурентным. Доля ООО "ЖЭК" на указанном рынке составляет 0,02%.
На основании вышеизложенного комиссия принимает решение о прекращении дела в части нарушения ООО "ЖЭК" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Перми.
Основания для прекращения рассмотрения дела, а также для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Управляющая жилищно - эксплуатационная компания", лица занимающего доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах теплоснабжения домов по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, дома NN 18, 20, нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении в период с августа по декабрь 2009 г. установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного включения в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18,20, расходов на содержание ЦТП.
2. Выдать ООО "Управляющая жилищно - эксплуатационная компания" предписание
а) прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части включения в квитанции об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18,20, расходов на содержание ЦТП,
а именно:
принять все меры по урегулированию разногласий с собственниками помещений по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18,20, при выставлении квитанций об оплате коммунальных услуг и содержание общедомового имущества, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Камчатовская, 18,20 в части расходов на содержание ЦТП.
б) в срок до 01.09.2011 г. уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение;
в) в случае обжалования предписания исполнить его в течение 30 дней со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта по данному предписанию.
Уведомить Пермское УФАС России об исполнении предписания в течение 5 дней со дня его исполнения.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016