Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 5 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена " 28 " июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено " 05 " июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Иванов И.П. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Рудаков А.С. - государственный инспектор отдела контроля органов власти
в присутствии:
Зверевой Ирины Александровны, представителя Администрации Ворошиловского района г. Волгоград, доверенность N01/731 от 05 марта 2011 года,
Костровой Елены Петровны, представителя ОАО "Волгоградэнергосбыт", доверенность N12 от 31 декабря 2010 года,
в отсутствии:
представителя МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" (уведомление о вручении N 40000535423426 от 21.06.2011),
представителя Прокуратуры Ворошиловского района г.Волгограда (уведомление о вручении N 40000535423471 от 21.06.2011),
представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г.Волгограда (уведомление о вручении N 40000535423488 от 21.06.2011),
рассмотрев дело N 11-01-16-03/172 по признакам нарушения Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда (400074, г.Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19) и МУПП "ВМЭС" (400017, Волгоград, ул. имени адмирала Ушакова, 11) статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В адрес УФАС по Волгоградской области от Прокуратуры Ворошиловского района г.Волгограда поступили материалы проверки (Вх. N1568 от 15.03.2011), проведённой по обращению директора ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Администрацией Ворошиловского района г.Волгограда (Далее - Администрация) совместно с МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС") в декабре 2010 года проводились совместные мероприятия на территории Ворошиловского района г.Волгограда. В ходе данных мероприятий должностными лицами Администрации собственникам индивидуальных жилых домов предложено написать гарантийные письма о заключении ими договора энергоснабжения с МУПП "ВМЭС".
Ряд собственников индивидуальных жилых домов на момент составления гарантийного письма уже имели заключенные договоры энергоснабжения с ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Проведённой Прокуратурой Ворошиловского района проверкой установлено, что Быковой Л.Ю., проживающей по улице Благовещенской, 44, 14 ноября 2007 с ОАО "Волгоградэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей N 401-11052349 от 14.11.2007.
Вместе с тем, Быковой Л.Ю. и собственниками жилых домов N38, 40 по улице Благовещенская, также имеющими действующие договоры энергоснабжения с ОАО "Волгоградэнергосбыт", в ходе осуществления Администрацией совместных с МУПП "ВМЭС" мероприятий, 18.12.2010 написаны гарантийные письма на заключение договоров энергоснабжения с МУПП "ВМЭС".
Данные гарантийные письма 18.12.2010 получены ведущим специалистом Администрации Рязановым В.М., что подтверждается полученными в ходе проверки, проведённой Прокуратурой Ворошиловского района, объяснениями Рязанова В.М. и его личной подписью на гарантийном письме.
Заместитель Главы Администрации Ворошиловского района Волгограда в объяснениях пояснил, что Администрация в рамках своих полномочий, согласно "Положению об Администрации Ворошиловского района" и во исполнение:
распоряжения Администрации Волгоградской области от 05.09.06 N907-р "О проведении инвентаризации строящихся индивидуальных жилых домов";
распоряжения Администрации Волгограда от 06.10.06 N1075-р "О проведении инвентаризации строящихся индивидуальных жилых домов и проверок-обследований земельных участков, находящихся в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании физических лиц";
пункта 2.8 "Перечня мероприятий по пополнению доходной части бюджета Волгограда и рациональному использованию и экономии бюджетных средств", утверждённых постановлением Главы Волгограда от 01.10.08 N2031 (далее - Перечень мероприятий по пополнению доходной части бюджета);
перечня мероприятий направленных на организацию качественной работы районных комиссий по проведению мероприятий по стимулированию граждан к регистрации прав собственности на возведённые и эксплуатируемые жилые дома, разработанных Управлением государственного строительного надзора по Волгоградской области и утверждённых Главой Администрации Волгоградской области (далее - Перечень мероприятий направленных на организацию качественной работы);
решений, принятых на совещании в Администрации Волгограда от 07.12.10,
осуществляла мероприятия по разъяснению гражданам, закончившим строительство своих индивидуальных жилых домов, но не сдавших их в эксплуатацию, в рамках действующего порядка регистрации прав на жилые дома и необходимости упорядочения договорных отношений на поставки энергоресурсов для эксплуатации домов с поставщиками ресурсов.
Директор МУПП "ВМЭС" в объяснениях пояснил, что совместные действия Администрации и МУПП "ВМЭС" осуществлялись по инициативе Администрации Ворошиловского района и гарантийные письма о заключении договоров энергоснабжения от потребителей по адресам, где проводились мероприятия, не поступали.
Представитель ОАО "Волгоградэнергосбыт" на заседании Комиссии пояснила, что МУПП "ВМЭС" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" являются конкурентами, так как у граждан-потребителей есть возможность выбора одного из двух вариантов пользования электрической энергией: либо заключение одного договора электроснабжения с ОАО "Волгоградэнергосбыт", либо заключить договор купли-продажи электроэнергии с ОАО "Волгоградэнергосбыт" и договор с МУПП "ВМЭС" на оказание услуг по передаче электрической энергии. Также представитель пояснила, что МУПП "ВМЭС" проведены отключения потребителей, имеющих действующие договоры энергоснабжения с ОАО "Волгоградэнергосбыт", от электроснабжения в нарушение действующего порядка и без уведомления ОАО "Волгоградэнергосбыт", что могло нанести ущерб деловой репутации ОАО "Волгоградэнергосбыт" как гарантирующего поставщика и, следовательно, действия МУПП "ВМЭС" могли повлиять на отток клиентов от ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об Администрации Ворошиловского района Волгограда, утверждённого Постановлением Администрации г. Волгограда от 02.03.1998 N 269 (далее - Положение) и действующему на момент осуществления мероприятий, рассматриваемых Комиссией, Администрация Ворошиловского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, как исполнительный орган местного самоуправления.
Согласно Положению в полномочия Администрации не входит осуществление мероприятий, направленных на инвентаризацию индивидуальных жилых домов, мероприятий по разъяснению гражданам, закончившим строительство своих индивидуальных жилых домов, но не сдавших их в эксплуатацию, а также мероприятий по увеличению поступлений в бюджет от налога на имущество физических лиц.
Ссылка на распоряжение Администрации Волгоградской области от 05.09.06 N907-р и распоряжение Администрации Волгограда от 06.10.06 N1075-р несостоятельна, так как указанные распоряжения распространяли своё действие только на 2006 год, следовательно, применению в 2010 году не подлежали.
Также несостоятельна ссылка Администрации на пункт 2.8 Перечня мероприятий по пополнению доходной части бюджета и на Перечень мероприятий направленных на организацию качественной работы, так как данные акты не опубликованы, они не подлежат применению (п.2 ст.31 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах").
Действия по осуществлению указанных мероприятий являются согласованными и были известны ответчикам заранее, о чём свидетельствует Распоряжение Администрации Ворошиловского района Волгограда от 14.12.2010 N01-02/142, в котором закреплён состав комиссии по проведению инвентаризации строящихся индивидуальных домов и обследовании земельных участков, находящихся в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании физических лиц. В состав указанной комиссии входят представители Администрации Ворошиловского района Волгограда и представители МУПП "ВМЭС". Также согласованность действий по проведению мероприятий подтверждается протоколом совещания у первого заместителя Главы Волгограда А.И.Штукарева по вопросу ввода жилья в эксплуатацию в 2010 году от 07.12.2010. На данном совещании обсуждались варианты увеличения поступлений в бюджет от налога на имущество физических лиц и варианты участия МУПП "ВМЭС" в работе комиссий комиссии по проведению инвентаризации. На совещании присутствовали представители администраций районов г.Волгограда и МУПП "ВМЭС".
Администрация Ворошиловского района г.Волгограда участвовала в мероприятиях ввиду своего интереса в проведении жильцами технического учёта и регистрации прав собственности на объекты недвижимости для повышения сбора налога на имущество физических лиц.
Интерес МУПП "ВМЭС" при участии в мероприятиях выражался в выявлении бездоговорного потребления электроэнергии и заключении с жильцами договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, действия, осуществлённые Администрацией совместно с МУПП "ВМЭС" в декабре 2010 года заранее согласованы, и участники были заинтересованы в их совместном осуществлении.
В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 12.02.2007 N 17-э "О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" ОАО "Волгоградэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
На основании статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 2.2 Устава МУПП "ВМЭС" МУПП "ВМЭС" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и является субъектом розничных рынков электрической энергии.
Федеральный закон N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает два варианта заключения договоров между участниками розничного рынка:
- первый - потребитель заключает один договор электроснабжения со сбытовой компанией (гарантирующим поставщиком);
- второй - потребитель заключает два отдельных договора: купли-продажи электроэнергии со сбытовой компанией (гарантирующим поставщиком) и прямой договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой компанией.
Потребители вправе самостоятельно выбирать один из указанных вариантов.
Как следует из материалов представленных Прокуратурой Ворошиловского района г.Волгограда, всеми собственниками домов, подлежащих проверке в ходе осуществления Администрацией Ворошиловского района Волгограда и МУПП "ВМЭС" совместных согласованных действий написаны гарантийные письма об обязательстве в течение двух месяцев заключить договоры снабжения электрической энергией с МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети". Кроме того, в ряде домов электриками отключена электроэнергия, в связи с отсутствием жильцов, которая восстановлена после их вызова соседями.
Статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на соглашения или согласованные действия органов местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Согласованные действия Администрации Ворошиловского района г.Волгограда и МУПП "ВМЭС" создали условия для возникновения негативных последствий на рынке снабжения электроэнергией граждан-потребителей, так как до проведения мероприятий допущен хозяйствующий субъект - МУПП "ВМЭС", что позволило ему получить информацию о жильцах не заключивших договор электроснабжения или договор купли-продажи и договор оказания услуг по передаче электрической энергии и увеличению числа своих абонентов. Также, при проведении указанных согласованных действий написаны гарантийные письма об обязательстве в течение двух месяцев заключить договоры снабжения электрической энергией с МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети", что могло ввести в заблуждение жильцов о способе урегулирования отношений в сфере снабжения электроэнергией граждан-потребителей, так как МУПП "ВМЭС" является сетевой организацией и оказывает услуги только по передаче электрической энергии. Следовательно, указанные согласованные действия Администрации Ворошиловского района г.Волгограда совместно с МУПП "ВМЭС" могли способствовать оттоку клиентов ОАО "Волгоградэнергосбыт" в Ворошиловском районе в связи с выбором соответствующего варианта договорных отношений между потребителями и сетевой организацией - МУПП "ВМЭС".
Таким образом, Администрация, как орган местного самоуправления совместно с хозяйствующим субъектом - МУПП "ВМЭС", осуществили согласованные действия в форме совместных мероприятий, которые способствовали введению в заблуждение граждан-потребителей и написанию гарантийных писем на заключение договоров энергоснабжения с МУПП "ВМЭС", что создало для хозяйствующего субъекта - МУПП "ВМЭС" возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и могло привести к ограничению конкуренции на розничном рынке снабжения электроэнергией.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" согласованных действий, которые могут привести к разделу рынка снабжения электроэнергией граждан-потребителей по территориальному принципу и создают возможность для МУПП "ВМЭС" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
2. Не выдавать Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "ВМЭС" для исполнения предписание в связи с прекращением осуществления согласованных действий на момент вынесения решения Комиссией.
3. Передать материалы дела N11-01-16-03/172 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 5 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016