Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
(опубликовано 7 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - зам.руководителя управления Г. И. Жданов,
члены комиссии: - начальник отдела Р. Б. Маргиев,
- специалист-эксперт Т. С. Амелькина,
рассмотрев дело N49 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч.7 ст.5, ст.12, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Хаджи Ю.А. <> установила:
В поселке Добринка Добринского муниципального района Липецкой области, на ограждении, находящемся справа от здания ФГУП "Почта России" УФПС Липецкой области Добринский почтамт, расположенного по адресу: ул.Октябрьская, д.38, специалистом-экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России - Амелькиной Т.С., 19 июня 2011 года была зафиксирована распространявшаяся реклама, следующего содержания: "КомпАс (2 этаж) сотовые телефоны, ремонт, оргтехника, чистые диски компьютеры, комплектующие корпусная мебель кондиционеры КРЕДИТ". Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Panasonic".
п.1 ст.3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Посредством телефонного звонка было установлено, что вышеуказанная реклама принадлежит ИП Хаджи Ю.А. В связи с этим, в адрес ИП Хаджи Ю.А. за N2327 от 22.06.2011 года был сделан письменный запрос о предоставлении информации. В ответ ИП Хаджи Ю.А. предоставил копию договора NПК-Т 9222-09 от 21.08.2009 г. и копию договора N1/Б-Хаджи/Лп от 15.06.2010 г. о предоставлении кредита банком, копию договора NАП48010039 о сотрудничестве с торговой организацией (с функцией передачи документов) от 23.03.2011 г., копию паспорта.
Счета и чеки, подтверждающие оплату заказа не предоставлены, т.к. оплата осуществлялась за наличный расчет; договор, заключенный ИП Хаджи Ю.А. с рекламоизготовителем, также не был предоставлен, т.к. не заключался между сторонами; копия макета рекламы не сохранилась. Данные факты являются нарушением ст.12 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", которая гласит: "Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное".
В силу ч.7 ст.5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" связано с не предоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредиты", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (на практике не понятно, какое лицо оказывает услуги кредитования: ОАО "ОТП Банк", КБ "Ренессанс Капитал", ОАО "АЛЬФА-БАНК" или ИП Хаджи Ю.А., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями).
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального законаN38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе ИП Хаджи Ю.А. указан вид финансовой услуги, а именно "кредитование", и в связи с этим, руководствуясь ч.1 ст.28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество). Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму (ООО, АО и иные), для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП Хаджи Ю.А., распространяемая в поселке Добринка Добринского муниципального района Липецкой области, на ограждении, находящемся справа от здания ФГУП "Почта России" УФПС Липецкой области Добринский почтамт, расположенного по адресу: ул.Октябрьская, д.38, не содержит обязательного наименования банков, предоставляющих финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами, реклама ИП Хаджи Ю.А. содержит признаки нарушения ч.7 ст.5, ст.12, ч.1 ст.28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "КомпАс (2 этаж) сотовые телефоны, ремонт, оргтехника, чистые диски компьютеры, комплектующие корпусная мебель кондиционеры КРЕДИТ", поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ст.12, ч.1 ст.28 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Хаджи Ю.А. не выдавать, так как нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (опубликовано 7 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016