Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
от 7 июля 2011 г. N 35
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 35, возбужденное в отношении ООО "Аль Капоне" на основании заявления Екатеринбургского городского родительского комитета (далее - ЕГРК) с жалобой на распространение ООО "Аль Капоне" рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, установила:
Дело N 35 по признакам нарушения законодательства о рекламе было возбуждено в отношении ООО "Аль Капоне" определением от 21.04.2011 на основании заявления Екатеринбургского городского родительского комитета (вх. N 01-14973 от 27.12.2010) с жалобой на распространение ненадлежащей рекламы бара "ALIBI".
Рассмотрение дела было назначено на 19.05.2011 и по итогам заседания было отложено на 07.07.2011 в связи с неявкой ответчика, а также не предоставлением им запрошенных сведений.
ЕГРК в своем заявлении указывает: по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 74 (угол с ул. Белинского) на спинке скамьи, расположенной слева от входа в бар ответчика "ALIBI", распространяется реклама этого бара, которая, по мнению заявителя, нарушает Федеральный закон "О рекламе", так как содержит непристойное выражение "У нас все зALIBIсь!". Выражение, как указывает ЕГРК, однозначно воспринимается как нецензурная фраза. Заявитель сообщает, что распространение такой рекламы вредит нормальному развитию детей, наносит большой вред нравственному здоровью потребителям данной рекламы, а также наносит ущерб имиджу города.
В обоснование своей позиции ЕГРК представил (вх. N 01-2878 от 10.03.2011) материалы, подтверждающие, что данная фраза воспринимается гражданами (Мязин И.О. - бибилиотекарь, Гапошкина Н.В. - библиотекарь, Блинов А.С. - зав. музеем, Редкошеева Е.В. - зав. библиотекой) как нецензурная, в частности при визуальном ее восприятии. В частности, опрошенные заявителем лица сообщили следующее:
"Реклама на улице Малышева, 74 бара "Алиби" является неприкрытым намеком на выражение обсценной лексики, что в свою очередь есть попрание этических норм общества";
"_использование в любой рекламе нецензурных и вульгарных выражений на большинство людей подействует крайне негативно_";
"Пока еще подобная двусмысленная реклама с намеком на матерок вызывает у кого-то возмущение, у кого-то гнев, у кого-то зависть к удачному маркетинговому ходу. Привлекает внимание. Вызывает резонанс. То есть работает.";
"Если работники заведения считают нормальным использование выражений, созвучных с непристойными - это их личное дело, они могут таким образом общаться между собой, но выносить это на всеобщее обозрение недопустимо.".
Согласно представленным сведениям, а также в ходе рассмотрения дела ООО "Аль Капоне" нарушение рекламного законодательства не признало, представитель данного лица - Селетков Д.А., считает, что фраза, использованная в рекламе, не содержит нецензурных, бранных и оскорбительных слов, тем более в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, что подтверждает тот факт, что ни одно из слов фразы не отмечено в словарях мата и бранной лексики (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. "Словарь русской брани", "Матизмы, обсценизмы, эвфемизмы", СПб., 2003; Плутцер-Сарно А. "Большой словарь мата", СПб., 2001).
Выражение "У нас все зALIBIсь!" является простым восклицательным предложением, в котором в позиции предиката использовано окказиональное слово, т.е. которое состоит из названия бара, к тому же написанное на латыни. Окказионализм - речевая единица, созданная индивидуально, под влиянием конкретного стилистического задания. Существуют подобные примеры, у которых принцип словообразования тот же: "Двигай на вечеgreenку", "Безопасное удоvolveствие", "Fantaстическое приключение".
Реклама размещалась рядом с баром в период с 01.11.2011 по 31.12.2011 на спинке только одной скамейки, при этом, вывеска бара и слово ALIBI, использованное в рекламе, размещенной на скамейке идентичны.
Данным образом привлекалось внимание автомобилистов, которые едут со стороны ул. Куйбышева, т.к. вывеску бара трудно увидеть. Реклама была размещена на обратной стороне скамьи, где практически нет пешеходного траффика.
Селетков Д.А. в письменных объяснениях по данному факту сообщил, что лицом, определившим содержание рекламы, является он сам.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы и возражения лица, в отношении которого возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:
Целями Федерального закона "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N38-ФЗ).
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
В период с 01.11.2010 по 31.12.2010 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 74 (угол с ул. Белинского) на скамье, расположенной слева от входа в бар "ALIBI", распространялась реклама данного заведения, с использованием выражения "У нас все зALIBIсь!".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно "Толковому словарю русского языка" под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, "бранный" - содержащий брань, резко порицающий. "Брань" - осуждающие и обидные слова, ругань; "обидный" - содержащий обиду, оскорбительный. "Обида" - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. "Ругань" - грубые, бранные слова, а также ссора, сопровождаемая такими словами.
"Оскорбительный" - содержащий оскорбление, оскорбляющий. "Оскорбление" - от "оскорбить", оскорбляющий поступок, оскорбляющие слова. "Оскорбить" - тяжело обидеть, унизить. "Унизить" - оскорбить чье-либо достоинство.
Употребление в рассматриваемой рекламе слова "зALIBIсь" воспринимается потребителями рекламы как созвучное с бранным словом, относящимся к ненормативной лексике, что подтверждается фактом поступления в адрес Управления заявления ЕГРК, а также письменными мнениями граждан, направленных в адрес Управления заявителем.
И материалы, представленные заявителем, и информация ответчика свидетельствуют о неоднозначном восприятии неопределенным кругом потребителей доведенной до них рекламы, об оскорблении ею части потребителей. Представленные заявителем материалы свидетельствуют о том, что реклама может восприниматься как непристойная, оскорбительная обычными потребителями рекламы.
Указанное слово в приведенном понимании восходит из русского мата, как разновидности обсценной (ненормативной) лексики.
В соответствии со свободной Интернет - энциклопедией "Википедия", расположенной по адресу: http://ru.wikipedia.org/wiki/, Обсценная лексика (непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика) или (от лат. obscenus - непристойный, распутный, безнравственный) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
При восприятии потребителями доводимой до них рекламы указанное слово объективно понимается ими прежде всего в качестве ненормативной лексики.
Показателем того, является ли то или иное слово оскорбительным для его адресатов, являются сами эти адресаты, их восприятие, чувства. В данном случае часть потребителей рекламы возмущена обращенной к ним рекламе.
Указанное слово, относящееся к ненормативной лексике, используется в рассматриваемом случае в рекламе - информации, адресованной неопределенному кругу лиц.
Данная реклама размещена в публичном месте, доступ к ней имеют широкий круг лиц, в том числе и дети, кроме того, поскольку визуальное восприятие (зрение) не является избирательным, постольку потребителям данной рекламы, которыми данное выражение воспринимается как нецензурное слово, невозможно не видеть данную рекламу.
Данное фраза (слово) оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы - неопределенного круга ее потребителей.
Конституция Российской Федерации гарантирует соблюдение всех прав и свобод человека и гражданина, в частности в соответствии со статьей 21 Основного закона "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".
Кроме того, в п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится об осуществлении прав и свобод человека и гражданина, а данная реклама напрямую затрагивает права и свободы человека и гражданина.
Указанная реклама распространялась баром "ALIBI" (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 74) на спинке скамейки в общедоступном месте и, как следует из представленных заявителем материалов дела, затрагивала личные неимущественные права неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, с учетом мнения заявителей и представленных ими письменных мнений потребителей рекламы, слово, используемое в рекламе бара "ALIBI", размещенной в период с 01.11.2011 по 31.12.2011 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 74, является бранным словом, то есть нарушает требования ч.6 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований ч.6 ст.5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст.38 ФЗ "О рекламе").
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе").
Рекламодателем данной рекламы является ООО "Аль Капоне".
В соответствии с п.7 ч.2 ст.33 ФЗ "О рекламе" Антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
За нарушение рекламного законодательства ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно п.43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утвержденных Постановлением Правительства РФ N508 от 17.08.2006) дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
В резолютивной части решения комиссия указывает на необходимость передачи дела должностному лицу Управления для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.28.1.КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33 - 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с п. 37 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу бара "ALIBI", в которой использована фраза "У нас все зALIBIсь!", размещенную на скамье ООО "Аль Капоне" в период с 01.11.2011 по 31.12.2011 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 74, ненадлежащей, поскольку в ней нарушено требование ч.6 ст.5 ФЗ "О рекламе", что выразилось в использовании в рекламе бранного слова.
Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения рекламного законодательства до выдачи предписания.
Законному представителю ООО "Аль Капоне" (ст. 25.4 КоАП РФ - законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение) надлежит явиться в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 11, каб. 318) 16 августа 2011 года в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 июля 2011 г. N 35
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016