Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 11 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 11.07.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N360-11-а по признакам нарушения Министерством здравоохранения Пермского края (614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51) ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в
- создании условий для необоснованного препятствования деятельности хозяйствующим субъектам, с которыми по результатам открытых аукционов (номера заказов: N0156200000511000071, N0156200000511000077, N0156200000511000070) будут заключены государственные контракты, путем включения в Проекты государственных контрактов условий, приводящих к зависимому положению от третьего лица - ОАО "Пермфармация",
- создании условий для невозможности добросовестного выполнения государственных контрактов, заключенных по результатам открытых аукционов (номера заказов: N0156200000511000071, N0156200000511000077, N0156200000511000070), поставщиком, поставленным (согласно условиям Проектов государственных контрактов) в зависимое положение от третьего лица - ОАО "Пермфармация", а также создании преимущественных условий участия в торгах ОАО "Пермфармация" и аффилированным с ним лицам,
что приводит или может привести к ограничению конкуренции. установила:
В отдел контроля органов власти Пермского УФАС России отделом по контролю за размещением государственного и муниципального заказа были переданы материалы жалоб ООО "Региональный фармацевтический центр" (вх. N5660-11, N5661-11, N5662-11 от 25.04.2011 г.) с целью проверки фактов, изложенных в жалобах, на соответствие антимонопольному законодательству.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители заявителя поддержали доводы своих жалоб, представители ответчика, заинтересованного лица с нарушением антимонопольного законодательства не согласились.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 4.1 Федеральным законом от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закона N178-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Пермской области от 07.07.1998 г. N144-8 "О лекарственном обеспечении населения на территории Пермского края" (далее - Закон N144-8) под лекарственным обеспечением понимается совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 8, 10 Закона N144-8:
- предприятие оптовой торговли лекарственными средствами - организация независимо от формы собственности, осуществляющая закуп, хранение и оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- поставщик лекарственных средств и изделий медицинского назначения - организация любой формы собственности, осуществляющая производство, закупку, реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и имеющая соответствующую лицензию.
В соответствии с п. "а" ст. 4 Закона N144-8 лекарственное обеспечение населения на территории Пермского края основывается на принципах доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с п.п. 10, 13 ст. 8 Закона N144-8:
- закупка лекарственных средств для бесплатного и льготного отпуска осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, местного самоуправления на основе государственного заказа по минимальным ценам, определенным с учетом маркетинговых исследований рынка лекарственных средств;
- обеспечение фармацевтических организаций лекарственными средствами для бесплатного и льготного отпуска осуществляется путем централизованных поставок на основании государственного заказа поставщиками, определенными на основе краевого конкурса, а также путем заключения фармацевтическими организациями прямых договоров с поставщиками лекарственных средств.
В соответствии со ст. 10 Закона N144-8 в организации лекарственного обеспечения населения на территории Пермского края принимают участие Правительство края, уполномоченные органы исполнительной власти Пермского края по вопросам здравоохранения и фармацевтической деятельности, органы местного самоуправления, территориальный ФОМС, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические и страховые медицинские организации.
В соответствии с п. 13 Закона N144-8 полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Пермского края в сфере здравоохранения определяются Положением, утвержденным Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 3.1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N4-п министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Во исполнение своих функций Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) по результатам открытого конкурса заключило государственный контракт от 21.12.2010 г. N897, который предусматривает организацию хозяйствующим субъектом - ОАО "Пермфармация" - обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Во исполнение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона N178-ФЗ Министерство проводит процедуры торгов на поставку лекарственных средств.
2. 11.04.2011 г. Министерством здравоохранения Пермского края была утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку гормонов и средств, влияющих на эндокринную систему, для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - открытый аукцион N0156200000511000071).
11.04.2011 г. Министерством была утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для лечения аденомы простаты для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - открытый аукцион N0156200000511000070).
11.04.2011 г. Министерством была утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - открытый аукцион N0156200000511000077).
В связи с аналогичностью проектов государственных контрактов далее рассматривается открытый аукцион N0156200000511000071.
Главой V аукционной документации предусмотрен проект государственного контракта по лоту N1 (далее - Проект).
Сторонами государственного контракта в соответствии с проектом являются государственный заказчик и поставщик.
В соответствии с п. 1.1 Проекта предметом контракта является поставка лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему, на склад организации, грузополучателя товара (далее - Предприятие, ОАО "Пермфармация") для обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно п. 2.1.4 Проекта заказчик перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика за товар, поставленный Предприятию на основании полученного от Предприятия реестра документов на поставку товара.
Согласно п. 3.8 Проекта обязанность поставщика по поставке считается выполненной с момента передачи заказчику полного пакета сопроводительных документов по поставке, оформленных на бумаге, с обязательными отметками Предприятия в каждом экземпляре товарной накладной.
Согласно п. 7.4 Проекта заказчик перечисляет поставщику денежные средства за поставленный товар только при условии передачи Предприятием заказчику определенных документов.
При этом Предприятие стороной по государственному контракту не является, у Предприятия отсутствует обязанность совершать действия, предусмотренные контрактом, поэтому поставщик не имеет гражданско-правовых способов понуждения Предприятия к совершению действий, необходимых для оплаты поставленного поставщиком товара.
В соответствии с п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что ранее в отношении Министерства было вынесено решение от 16.08.2010 г. N441-10-а о нарушении Министерством ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - ОАО "Пермфармация" функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ Пермского края, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными средствами, в частности путем наделения правом формирования перечня пунктов отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Решение Комиссии Пермского УФАС России от 16.08.2010 г. N441-10-а вступило в законную силу и является действующим.
В рассматриваемой ситуации прослеживается продолжение со стороны Министерства действий, которые предоставляют ОАО "Пермфармация", как третьему лицу в проектах государственных контрактов, заключенных по результатам открытых аукционов (номера заказов: N0156200000511000071, N0156200000511000077, N0156200000511000070), возможность влиять на поставщиков лекарственных средств.
Вышеуказанные положения Проекта влекут невозможность добросовестного выполнения контракта поставщиком, поставленного в зависимое положение от третьего лица - Предприятия, а также создают преимущественные условия участия в торгах Предприятию и аффилированным с ним лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Министерством нарушены требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся необоснованном препятствования деятельности хозяйствующего субъекта, с которым по результатам открытого аукциона будет заключен государственный контракт, путем включения в Проект условий, приводящих к зависимому положению от третьего лица - Предприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Министерством нарушены требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в невозможности добросовестного выполнения государственного контракта поставщиком, поставленного в зависимое положение от третьего лица - Предприятия, а также создании преимущественных условий участия в торгах Предприятию и аффилированным с ним лицам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Министерством здравоохранения Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствования деятельности хозяйствующим субъектам, с которым по результатам открытых аукционов (номера заказов: N0156200000511000071, N0156200000511000077, N0156200000511000070) будут заключены государственные контракты, путем включения в проекты государственных контрактов условий, приводящих к зависимому положению от третьего лица - ОАО "Пермфармация".
2. Признать факт нарушения Министерством здравоохранения Пермского края ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в невозможности добросовестного выполнения государственных контрактов, которые заключены по результатам открытых аукционов (номера заказов: N0156200000511000071, N0156200000511000077, N0156200000511000070), поставщиками, поставленными в зависимое положение от третьего лица - ОАО "Пермфармация", а также создании преимущественных условий участия в торгах ОАО "Пермфармация" и аффилированным с ним лицам.
3. Предписания Министерству здравоохранения Пермского края не выдавать.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 11 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016