Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 14 июля 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Никитин С.И. - председатель Комиссии, руководитель управления; Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Смерчанский Г.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N76 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" признаков нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, статей 12, 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей ООО "Агентство "Кавказинтерпресс": по доверенности N11 от 12.07.2011 <***> по доверенности N12 от 12.07.2011 <***> установила:
В результате проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" было выявлено нарушение законодательства о рекламе (Приказ о проведении контрольного мероприятия N294 от 12.05.2011).
В газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" (N5/377 2011 г., стр. 19) была размещена реклама скипидарных ванн "Скипофит", которая состоит из двух блоков.
В первом указывается на лечебные свойства "Скипофита" и приводятся конкретные случаи улучшения состояния здоровья человека в результате применения скипидарных ванн, а также содержатся выражения благодарности физических лиц в связи с использованием "Скипофита" (рубрика "Проверено на себе" в виде писем читателей).
Во втором блоке содержится изображение различных видов "Скипофита", указан сайт и реквизиты продавца для заказов данного средства почтой. Заказчиком второго рекламного блока является ООО Рекламное Агентство "Комильфо - М".
Рекламируемая продукция "Скипофит" не прошла процедуру государственной регистрации лекарственного средства и таковым не является.
В соответствии с сертификатами соответствия NРОСС RU.ПР73.В35553, NРОСС RU.ПР73.В35552, NРОСС RU.ПР73.В36046 "Скипофит" является косметической продукцией.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе", указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, первый блок рекламы скипидарных ванн "Скипофит" не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, в первом блоке рекламы "Скипофита" отсутствует пометка "реклама" или пометка "на правах рекламы".
В своем письме (исх. N133 от 24.05.2011) ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" указывало, что письма читателей (первый блок рекламы "Скипофита") не являются рекламой и не могут быть представлены, так как не хранятся в редакции.
Кроме того, в письменных объяснениях на акт проверки N104 от 07.06.2011 ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" указывает, что письма читателей в рубрике "Проверено на себе" были размещены редактором и не являются рекламой (исх. N157 от 21.06.2011).
С данным доводом Общества нельзя согласится по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
В указанных письмах, внимание читателя привлекается к скипидарным ваннам "Скипофит", а также содержатся сведения формирующие интерес непосредственно к данной продукции.
Таким образом, рубрика "Проверено на себе" выполненная в виде писем читателей, опубликованная в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" (N5/377 2011 г., стр. 19), безусловно является рекламой скипидарных ванн "Скипофит" и на нее распространяются требования Федерального закона "О рекламе", в том числе пункта 6 части 5 статьи 5, статей 12, 16.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе", рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Рекламодателем и рекламораспространителем первого блока рекламы "Скипофита", в данном случае, является ООО "Агентство "Кавказинтерпресс".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных статьями 12, 16 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
На рассмотрении дела представители Общества сослались на письменные объяснения (исх. N168 от 11.07.2011), согласно которым, ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" прекращено размещение рядом с рекламными блоками, предлагающими лекарство, БАДы, медицинскую технику, медицинские услуги и пр., писем от читателей, содержащих благодарность, похвалу объекта рекламы (приказ N232 от 2306.2011). За допущенное нарушение Федерального закона "О рекламе" заместителю генерального директора по рекламе И.В. Кольцовой объявлено устное предупреждение.
Таким образом, ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" допущено нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, статей 12, 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы без сопровождения пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы"; указание в рекламе на лечебные свойства косметической продукции; несоблюдении сроков хранения рекламных материалов или их копии, в том числе всех вносимых в них изменений.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу скипидарных ванн "Скипофит", выполненную в виде писем читателей в газете "Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь" (N5/377 2011 г., стр. 19), распространенную ООО "Агентство "Кавказинтерпресс", поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, статей 12, 16 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Не выдавать ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела указанная реклама не распространяется.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18.07.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016