Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 19 июля 2011 г. N 02-2937
Резолютивная часть решения оглашена "07" июля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<_>- зам. руководителя управления;
Членов комиссии:
<_>- начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_>- старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
<_>- специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти;
в отсутствие ответчика - Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды, в отсутствие заявителей - индивидуальных предпринимателей <_> в отсутствие заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия "Тындаторгосервис" (далее МУП "Тындаторгсервис"), рассмотрев дело N А-15/34 2011, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды (юридический адрес: 676282, Амурская область, Тында, Красная Пресня 29) пунктов 4, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Амурское УФАС России 04.05.2011 поступило поручение Прокуратуры Амурской области о рассмотрении информации о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды при заключении муниципального контракта N 36 с МУП "Тындаторгсервис" на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту муниципальных нежилых зданий, помещений г. Тынды,
В связи с изложенным Амурским УФАС России на основании приказа от 20.05.2011 N 149 возбуждено дело N А-15/34 2011 по признакам нарушения Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды пунктов 4, 5 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением Комиссии Амурского УФАС от 19.05.2011 года дело назначено к рассмотрению на 15 июня 2011 года.
15.06.2011 на рассмотрение дела представитель ответчика - Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды не явился. Письмом от 14.06.2011 Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменным объяснениям Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды, здание по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар 15 (далее КБО N 1) является собственностью муниципального образования г. Тынды и требует своевременного технического обслуживания. По результатам проведенного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту здания КБО N 1 с единственным участником размещения заказа заключен муниципальный контракт от 30.12.2010 N 36. Договоры аренды, заключенные с ИП <_> подписаны без разногласий. В договорах аренды нет обязания заключить договор на техническое обслуживание именно с МУП "Тындаторгосервис". Таким образом, действия Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды соответствуют требованиям действующего законодательства, выбор обслуживающей организации для технического обслуживания арендуемых помещений для арендаторов не ограничивался и понуждения арендаторов заключить договоры на техническое обслуживание с МУП "Тындаторгсервис" со стороны Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды не имеется.
15.06.2011 на рассмотрение дела заявители не явились. 15.06.2011 на рассмотрение дела представитель заинтересованного лица - МУП "Тындаторгсервис" не явился. Письмом от 10.06.2011 МУП "Тындаторгосервис" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением Комиссии Амурского УФАС России от 15.06.2011 N 02-2469 рассмотрение данного дела откладывалось до 07.07.2011 в связи с необходимостью получения от заявителей дополнительных документов.
07.07.2011 на рассмотрение дела представители ответчика, заинтересованного лица, заявители, уведомленные о дате и месте рассмотрения дела также не явились.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
Между муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды и субъектами малого и среднего предпринимательства <_> 18.02.2011 заключены новые договоры аренды на помещения, расположенные в здании комбината бытового обслуживания N 1 по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар, 15.
Согласно пункту 4.4.6 заключенных договоров аренды, арендатор обязан поддерживать арендуемое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, производить текущий ремонт за счет собственных средств, не подлежащих возмещению, а также нести все расходы на содержание помещения, техническое обслуживание.
В соответствии с пунктом 4.4.13 заключенных договоров, арендатор обязан заключить договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с обслуживающими организациями, а также договор с энергоснабжающей организацией и, в соответствии с ними, своевременно оплачивать предоставленные услуги.
Исходя из анализа положений пункта 4.4.6 договоров аренды от 18.02.2011 а также Порядка расчета арендной платы за здания, помещения, сооружения, являющиеся муниципальной собственностью городского округа г. Тында на 2009 год, утвержденного Тындинской городской Думой от 20.11.2008 N 435, оплата за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт в размер арендной платы не включается.
В соответствии с протоколом N 571 от 21.12.2010 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту муниципальных нежилых зданий, помещений г. Тынды по лоту N 2 "Комбинат бытового обслуживания N 1" заказчиком является Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды. Предмет муниципального контракта - оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию муниципальных нежилых зданий, помещений г. Тынды. Источник финансирования - средства, полученные от арендаторов и пользователей помещений за услуги по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию нежилых помещений, внутренних инженерных сетей и прилегающей территории. Единственным участником размещения заказа явилось МУП "Тындаторгосервис".
На основании протокола N 571 30.12.2010 между Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды и МУП "Тындаторгосервис" заключен муниципальный контракт N 36, предметом которого является услуги по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию помещений здания, внутренних инженерных сетей и прилегающей территории здания Комбината бытового обслуживания N 1.
В соответствии с пунктом 6.1 муниципального контракта N 36 источником оплаты услуг по контракту являются средства, полученные от арендаторов и пользователей помещений за работу и услуги по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию помещений здания, внутренних инженерных сетей и прилегающей территории здания.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Учитывая тот факт, что в соответствии с муниципальным контрактом N 36 источником оплаты являются не бюджетные средства, а средства, полученные от арендаторов, вышеуказанный контракт нельзя признать заключенным для муниципальных нужд. Соответственно правоотношения по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию помещений здания, внутренних инженерных сетей и прилегающей территории здания комбината бытового обслуживания N 1, переданного в аренду арендатором, не подпадают под регулирование Закона N 94-ФЗ.
Согласно пункту 3.2.1. муниципального контракта N 36 МУП "Тындаторгосервис" обязано заключить с арендаторами и пользователями муниципальных нежилых помещений здания Комбината бытового обслуживания N 1 договоры на техническое обслуживание, содержание и коммунальные услуги занимаемых ими помещений, мест общего пользования и придомовой территории.
Согласно части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с приложением N 3 к муниципальному контракту N 36 в перечень услуг по техническому обслуживанию входит, в том числе, утепление чердачных перекрытий, укрепление трубопроводов, герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, ремонт и окраска фасадов, усиление перегородок и иные виды работ, относящиеся к капитальному ремонту здания.
Частью 1 статьи 616 ГК РФ установлено, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды
Договорами аренды с арендаторами - индивидуальными предпринимателями обязанность по проведению капитального ремонта на арендаторов не возложена. Следовательно, в нарушение ГК РФ Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды путем заключения муниципального контракта N 36 с МУП "Тындаторгсервис" возложило на арендаторов обязанность проведения капитального ремонта.
На основании муниципального контракта N 36 между МУП "Тындаторгсервис" и арендаторами - ИП заключены договоры на техническое обслуживание, содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг муниципального нежилого помещения комбината бытового обслуживания N 1, расположенного по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар, 15, от 01.01.2011. При этом стоимость технического обслуживания возросла с 24,15 рублей за 1 кв.м. в 2010 г. до 126,63 рубля за 1 кв.м. в 2011 году, т.е. в 5,2 раза.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Поскольку в материалах дела отсутствуют письменные доказательства дачи Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды арендаторам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров на техническое обслуживание, содержание и ремонт помещений с МУП "Тындаторгосервис" Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым прекратить рассмотрение данного дела в отношении Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды по пункту 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды ограничило для арендаторов помещений, расположенных в здании комбината бытового обслуживания N 1 по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар, 15 выбор обслуживающей организации для технического обслуживания арендуемых помещений посредством заключения муниципального контракта N 36 с МУП "Тындаторгосервис". В договорах аренды помещений, расположенных в здании комбината бытового обслуживания N 1 по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар, 15 не предусмотрена обязанность арендаторов заключить договоры на техническое обслуживание помещений именно с МУП "Тындаторгосервис". Однако такая обязанность предполагается исходя из заключенного с МУП "Тындаторгосервис" муниципального контракта, предметом которого является техническое обслуживание, содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг муниципального нежилого помещения комбината бытового обслуживания N 1 за счет средств, полученных от арендаторов этих помещений, поскольку МУП "Тындаторгосервис" предписано заключить договоры на техническое обслуживание именно с арендаторами помещений комбината бытового обслуживания N 1. В связи с чем, арендаторы нежилого помещения комбината бытового обслуживания N 1 вынуждены были заключить договоры на техническое обслуживание с МУП "Тындаторгосервис". Таким образом, возможность арендаторов помещений, расположенных в здании комбината бытового обслуживания N 1 по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар, 15 выбрать иную обслуживающую организацию для технического обслуживания, содержания и ремонта арендуемых помещений комбината бытового обслуживания N 1 исключена.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать действие Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды по ограничению для арендаторов муниципальных помещений, расположенных по адресу: г. Тында, ул. Московский бульвар 15, выбора обслуживающей организации для технического обслуживания арендуемых помещений нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства
Выдать Муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 19 июля 2011 г. N 02-2937
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016