Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 7 июля 2011 г.
(решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии временно исполняющий обязанности руководителя управления Бай-Бородина Л. Ю., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А.А., рассмотрев 7 июля 2011 года дело N 03-03/73-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием "Ростовская коммунальная энергетика" (далее - МУП "Ростовкомунэнерго") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с участием:
от МУП "Ростовкомунэнерго" - <_>
от Товарищества собственников жилья "Пролетарская, 37" (далее - ТСЖ "Пролетарская, 37", заявитель) <_> - председатель (протокол заседания Правления ТСЖ "Пролетарская, 37" N 2 от 14.02.2099), Комиссия
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ТСЖ "Пролетарская, 37" на действия МУП "Ростовкомунэнерго" (вх. N 1589 от 04.03.2011), выразившихся в ненадлежащем исполнении обязанности по теплоснабжению многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Пролетарская, 37".
Представитель МУП "Ростовкомунэнерго" нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что общество действовало по отношению к заявителю в рамках действующего законодательства в допустимых пределах осуществления гражданских прав.
Принимая решение о признании МУП "Ростовкомунэнерго" нарушившим антимонопольное законодательство Комиссия Ярославского УФАС России исходит из следующего.
Собственниками многоквартирных домов N 33, 37, 44 города Ярославля организовано Товарищество собственников жилья "Пролетарская, 37".
Снабжение тепловой энергией указанных многоквартирных домов осуществляется в рамках договора N 7-Т от 01.01.2010 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, заключенного между МУП "Ростовская коммунальная энергетика" (энергоснабжающая организация и ТСЖ "Пролетарская, 37" (абонент).
В соответствии с условиями указанного договора теплоснабжения МУП "Ростовская коммунальная энергетика" обязуется подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление и горячее водоснабжение объектов ТСЖ "Пролетарская, 37".
Пунктом 2.3 указанного договора теплоснабжения установлена обязанность МУП "Ростовкомунэнерго" поддерживать параметры теплоносителя на коллекторах источника тепловой энергии в соответствии с установленным температурным графиком, не допускать его суточного отклонения более чем на +/-3%.
Приложением N 3 к договору теплоснабжения стороны согласовали температурный график тепловой энергии, показатели которого варьируются в зависимости от температуры наружного воздуха.
Определение количества потребленного коммунального ресурса по многоквартирным домам N 33, 37 по улице Пролетарская осуществляется в соответствии с приборами учета. Расчет объема потребленного ресурса в многоквартирном доме N 44 по улице Пролетарская осуществляется на основании утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Как следует из показаний приборов учета тепловой энергии за период с декабря 2010 - по апрель 2011 с разбивкой по дням, установленных в многоквартирных домах N 33, 37 по улице Пролетарская, параметры тепловой энергии (температура) значительно ниже тех, которые согласованы договором теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6.5 указанного договора теплоснабжения каждая из сторон по договору при обнаружении факта нарушения договорных обязательств другой стороной (нарушение режима подачи тепловой энергии, перерывы в теплоснабжении и т. д.) направляет другой стороне телефонограмму, которая обязана к моменту, указанном в телефонограмме, направить своего представителя для составления двухстороннего акта. В случае возникновения разногласий при составлении акта у одной из сторон, она обязана указать письменно о них в акте и представить свои обоснования в письменной форме в течении 3-х рабочих дней с даты получения акта.
21.12.2010 собственники жилых помещений многоквартирного дома N 33 по улице Пролетарская письменно обратились в адрес ТСЖ "Пролетарская, 37" о том, что средняя температура в жилых помещениях составляет 14-16 градусов.
27.12.2010 заявитель основываясь, в том числе на указанном выше обращении граждан обратился в адрес МУП "Ростовская коммунальная энергетика" с заявкой о создании комиссии, в том числе для выяснения отклонения температуры внутри помещений многоквартирных домов от нормативно-установленных.
Ответов на указанное обращение заявителя не последовало, тем самым ущемлены его интересы.
Игнорирование со стороны МУП "Ростовкомунэнерго" вышеуказанного обращения ТСЖ "Пролетарская, 37", в нарушении принятой по договору теплоснабжения обязанности реагировать в 3-х дневный срок на подобного рода обращения, ущемляет интересы ТСЖ "Пролетарская, 37", а также граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые входят в состав указанного ТСЖ.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области N 244 от 30.12.2009 для МУП "Ростовкомунэнерго" установлен единый тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1 к договору теплоснабжения), граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ТСЖ "Пролетарская, 37" и МУП "Ростовкомунэнерго" проходит по внешним стенам многоквартирных домов, которые входят в состав ТСЖ "Пролетарская, 37".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере естественной монополии. МУП "Ростовкомунэнерго" осуществляет транспортировку тепловой энергии, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии, находящемся в состоянии естественной монополии на товарном рынке.
Теплоснабжение многоквартирных домов N 33, 37, 44 осуществляется от котельной "Аронап", принадлежащей МУП "Ростовкомунэнерго"
Исходя из вышеизложенного МУП "Ростовкомунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергии в границах присоединенной сети.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 ТСЖ "Пролетарская, 37" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор теплоснабжения, заключенный между ТСЖ "Пролетарская, 37" и МУП "Ростовкомунэнерго" был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые обслуживает ТСЖ "Пролетарская, 37", коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ТРСЖ "Пролетарская, 37" не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП "Ростовкомунэнерго" (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами N 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) услугу по теплоснабжению надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами - императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 307 установлены минимальный размер температуры в жилых помещениях, который составляет 18 градусов.
Таким образом, МУП "Ростовкомунэнерго" в отопительный период 2010-2011 отпускало тепловую энергию в адрес ТСЖ "Пролетарская, 37", параметры (температура) которой не соответствовали, установленным в договоре теплоснабжения, в результате чего в ноябре-декабре 2010 температура в жилых помещениях многоквартирного дома N 33 составляла ниже нормативно установленного.
МУП "Ростовкомунэнерго", отпуская тепловую энергию для ТСЖ "Пролетарская, 37", параметры которой не соответствовали согласованным в договоре теплоснабжения, тем самым ненадлежащим образом исполняло принятые на себя обязательства по договору снабжения тепловой энергией, заключенного с МУП "Ростовкомунэнерго", в результате чего были ущемлены интересы заявителя.
В части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Учитывая изложенное, действиями МУП "Ростовкомунэнерго" по ненадлежащему исполнению в отопительный период 2010-2011 обязательств по договору теплоснабжения N 7-Т от 01.01.2010, в части поставки тепловой энергии, параметры которой не соответствуют согласованным в договоре теплоснабжения, заключенного с ТСЖ "Пролетарская, 37", а также бездействием по игнорированию обращения ТСЖ "Пролетарская, 37" от 27.12.2010, нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие "Ростовская коммунальная энергетика" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию "Ростовская коммунальная энергетика" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Л. Ю. Бай-Бородина
Члены Комиссии М. В. Гаев
М. Ф. Завьялов
В. В. Платин
А. А. Ганина
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 03-03/73-11
7 июля 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 21 июля 2011)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии временно исполняющий обязанности руководителя Ярославского УФАС России Бай-Бородина Л. Ю; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М. Ф., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А. А. руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ на основании своего решения от 07.07.2011 по делу N 03-03/73-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием "Ростовская коммунальная энергетика" (152151, г. Ростов, ул. Бебеля, д. 29а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальному унитарному предприятию "Ростовская коммунальная энергетика" в срок до 05.08.2011 прекратить нарушение антимонопольного законодательства - части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем исполнении в отопительный период 2010-2011 обязательств по договору теплоснабжения N 7-Т от 01.01.2010, в части поставки тепловой энергии, параметры которой не соответствуют согласованным в договоре теплоснабжения, заключенного с ТСЖ "Пролетарская, 37", а также бездействием по игнорированию обращения ТСЖ "Пролетарская, 37" от 27.12.2010, а именно совершить действия, предусмотренные пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
О выполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России не позднее 10.08.2011.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии Л. Ю. Бай-Бородина
Члены Комиссии: М. В. Гаев
М. Ф. Завьялов
В. В. Платин
А. А. Ганин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016