Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 22 июля 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22.07.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 288-11-а по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
28.12.2010 г. (вх. N 17225-10) в адрес Пермского УФАС России поступило заявление Контрольно-счетной палаты Пермского края о проверке законности действий Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края по заключению государственных контрактов с Государственным краевым учреждением культуры "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (далее - ГКУК "КЦОП").
Из письменных пояснений заявителей следует, что в 2009 г. на основании протокола проведения открытого аукциона в электронной форме от 24.02.2009 г. N 4219166/1 Министерством культуры Пермского края был заключен государственный контракт от 10.03.2009 г. N 86 с ГКУК "КЦОП" на разработку научно-методического руководства при проведении противоаварийных археологических исследований на разрушающихся памятниках Пермского края в сумме 749,9 тыс. руб.
В 2010 г. на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 23.06.2010 г. N 5.33-3/2 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края был заключен государственный контракт от 05.07.2010 г. N 68 также с ГКУК "КЦОП" на проведение базового мониторинга объектов культурного наследия Пермского края в сумме 2,500 тыс. руб.
Одним из требований конкурсной документации при проведении торгов в 2010 г. было выполнение работ по заполнению ЭБД "КАИСА-Наследие" (Техническое задание).
Правообладателем комплекса "КАИСА-Наследие" является ОАО "Альт-Софт".
Вышеуказанное было установлено Контрольно-счетной палатой Пермского края при проведении контрольного мероприятия, целью которого являлся вопрос использования средств краевого бюджета, направленных на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия.
Разработка ЭБД "КАИСА-Наследие" осуществлялась в рамках реализации областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)", которая не являлась предметом исследования и вопрос предоставления ОАО "Альт-Софт" преференции Контрольно-счетной палатой Пермского края не рассматривался.
Представители ответчика - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, пояснили, что требования по занесению данных в базу не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на всех без исключения возможных участников торгов.
Такие требования объясняются необходимостью выполнения работ (оказания услуг) с учетом технических возможностей заказчика.
Кроме того, база данных "КАИСА-Наследие" внедрена в большинстве регионов России.
По мнению представителя ГКУК "КЦОП", заполнение базы данных "КАИСА-Наследие" является исключительно техническим требованием и не ведет к ограничению конкуренции, так как учреждению передано неисключительное право пользования базой данных.
Из письменной позиции ГКУК "КЦОП" также следует, что преференций для ОАО "Альт-Софт" как к неимеющему никакого отношения к проведению мониторинга объектов культурного наследия, в рассматриваемом случае нет.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения сторон, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ОКН) представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 20 Закона N 73-ФЗ, ст. 10 Закона Пермского края от 07.07.2009 г. N 451-ПК "Об объектах культурного наследия ((памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края" соответствующий орган охраны культурного наследия осуществляет государственный учет объектов культурного наследия, включающий в себя, в том числе, работы по мониторингу данных об ОКН и документационному обеспечению учета ОКН.
Кроме того, в соответствии со ст. 39 Закона N 73-ФЗ соответствующий орган охраны культурного наследия обязан осуществлять контроль за состоянием ОКН и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию ОКН.
Из представленной в материалы дела информации следует, что Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края приступила к выполнению своих функций согласно Положению (Постановление Правительства Пермского края от 13.10.2009 г. N 729-п "Об утверждении Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия") 03.12.2009 г. (далее - Положение).
В соответствии с п. 1.1. Положения Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Инспекция) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края, в пределах компетенции, установленной действующим законодательством и настоящим Положением.
Согласно п. 3.1.14 Положения на Инспекцию возложены функции по осуществлению мониторинга данных об ОКН, включенных в реестр, в целях своевременного изменения данных о них.
Как было отмечено ранее, государственный учет объектов культурного наследия, включает в себя, в том числе, работы по мониторингу данных об ОКН, следовательно, являясь уполномоченным органом в области охраны ОКН, Инспекция с 2009 г. выполняет указанные функции по учету, включающему мониторинг ОКН.
Из вышеизложенного также следует, что функция учета ОКН, в том числе, включающая мониторинг, является функцией государственного органа.
Однако, указанные полномочия по учету и мониторингу осуществляло до 2009 г. ГКУК "КЦОП".
14.10.2004 г. между Департаментом культуры и искусства Пермской области и ОАО "Альт-Софт" заключен договор на поставку и внедрение базы "КАИСА-Наследие". С этого времени учет данных велся ГКУК "КЦОП" в данной программе.
Для использования программы "КАИСА-Наследие" необходима ее установка в самой Инспекции, которая в свою очередь, вправе проводить соответствующие торги на оказание услуг по проведению мониторинга ОКН.
29.04.2010 г. Инспекцией на официальном сайте было размещено Извещение о проведении открытого конкурса, предметом которого являлось - оказание услуг по проведению базового мониторинга объектов культурного наследия Пермского края.
При этом, на момент проведения указанных торгов в Инспекции данный комплекс установлен не был.
Кроме того, необходимо отметить, что Уставом ГКУК "КЦОП", действующим в период проведения торгов, предусмотрена функция по ведению государственного учета ОКН.
В материалах дела имеется соглашение между Инспекцией и ГКУК "КЦОП" от 01.03.2010 г., в том числе, о предоставлении Инспекции доступа к 1 рабочему месту "КАИСА-Наследие" для работы: пользование данными, содержащимися в базе, внесение данных об ОКН в базу данных по дополнительно согласованному графику.
Так как вопросы сохранения, использования и популяризации ОКН относятся к полномочиям субъектов РФ, в рамках которых осуществляется мониторинг данных о них (что включает в себя заполнение соответствующих бах данных как составная часть исполнения указанной функции), как функция, закрепленная за Инспекцией, внесение информации о собственниках, распорядителях, пользователях ОКН в электронные базы является управленческой деятельностью органов государственной власти.
Следовательно, ГКУК "КЦОП" должна выполнять соответствующую функцию по мониторингу и учету ОКН по государственному заданию, а не по контракту.
2. 27.04.2010 г. Инспекцией была утверждена конкурсная документация.
При этом, одним из требований конкурсной документации было выполнение работ по заполнению ЭБД "КАИСА-Наследие" (Техническое задание).
Согласно Техническому заданию в ЭБД "КАИСА-Наследие" вносится информация о собственниках, распорядителях, пользователях объектов культурного наследия, распорядительных документах на имущество и земельный участок, техническом состоянии объекта, краткие исторические сведения, фотографическое изображение.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 раздела 7 конкурсной документации "Требования к порядку подготовки заявки на участие в открытом конкурсе", для выполнения работ, предусмотренных главой IV "Технического задания", не допускается привлечение субподрядчиков.
Правообладателем базы данных "КАИСА-Наследие" является ОАО "АЛЬТ-СОФТ".
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте ОАО "АЛЬТ-СОФТ" - www.altsoft.spb.ru ЭБД "КАИСА-Наследие" является программно-информационным комплексом, предназначенным для информатизации учета и использования памятников истории и культуры (объектов культурного наследия - ОКН).
Основными функциями системы КАИСА-Наследие являются:
1. Создание и ведение базы данных объектов культурного наследия любых функциональных типов. При этом обеспечивается:
- настраиваемость структуры описания информационных объектов;
- формирование отношений между информационными объектами;
- присоединение произвольных типов изобразительных и картографических материалов к информационным объектам.
2. Ведение нормативно-справочного аппарата, используемого при формировании описаний объектов культурного наследия.
3. Поддержка многоаспектного поиска и выборки информации. Поиск и выборка информации по комбинированным критериям, включая контекстный поиск.
4. Поддержка автоматизированного документооборота в системе в соответствии с установленными правилами. Формирование отчетных документов, обеспеченных изобразительным и картографическим материалом (списков памятников и их составных частей, справок, учетных карточек, паспортов, карты мониторинга и др.).
5. Обеспечение мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры на территории региона.
6. Обеспечение представления репликации базы данных объектов культурного наследия региона в Интернете и на различных тематических компакт-дисках.
7. Обеспечение связи базы данных объектов культурного наследия с электронной картой региона.
Система обладает гибкой, настраиваемой структурой базы данных, позволяющей легко создавать новые информационные объекты с заданными атрибутами и свойствами с поддержкой соответствующего нормативно-справочного аппарата.
Система позволяет описывать не только свойства и атрибуты соответствующих информационных объектов, но и отношения между ними.
Структура базы данных под управлением системы КАИСА-Наследие совместима с Государственным реестром объектов культурного наследия Российской Федерации. Структура системы КАИСА принципиально открыта для интеграции информационных объектов различных типов, описывающих объекты культурного наследия, документы архивных хранилищ. Адресный справочник в базе данных ОКН может быть настроен на адресацию, разработанную в адресных справочниках, используемых в базах данных КУГИ и КЗР. Тем самым достигается совместная идентификация одних и тех же объектов этих баз данных в едином адресном пространстве.
По мнению представителей Инспекции, ЭБД "КАИСА-Наследие" используется в большинстве регионах России.
Однако, как следует из информации с вышеуказанного сайта, программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие внедрен только в одиннадцати регионах Российской Федерации:
- Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП).
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2002 году.
В процессе создания базы данных издан двухтомный справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга".
Версия базы данных КГИОП "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга" доступна на портале "Энциклопедия Санкт-Петербурга" www.encspb.ru через единую точку доступа "RUSART" - Базы данных, архивов, музеев, библиотек, органов охраны памятников истории и культуры.
- Псковский государственный научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (НПЦ).
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2001 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
Версия базы данных под управлением VisualFox представлена в Интернете по адресу: www.opskove.ru.
В 2008 году готовится переход на новую версию базы данных под управлением Oracle.
- Соловецкий государственный историко-архитектурный природный музей-заповедник.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2002 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Управление по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Удмуртской Республики.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2003 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Департамент по охране и использованию объектов культурного наследия Ленинградской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2005 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Областной научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Пермской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2006 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Департамент культуры Костромской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2007 году.
Идет процесс наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2007 году.
Идет процесс первоначального наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Министерство культуры и молодежной политики Самарской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2008 году.
Идет процесс первоначального наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Отдел охраны объектов культурного наследия Агентства по культуре Сахалинской области.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2009 году.
Идет процесс первоначального наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
- Республика Марий-Эл.
Программно-информационный комплекс КАИСА-Наследие установлен в 2010 году.
Идет процесс первоначального наполнения и корректировки базы данных памятников истории и культуры.
Вместе с тем, согласно письму ОАО "Альт-Софт" от 27.05.2011 г., имеющемуся в материалах дела, комплекс "КАИСА-Наследие" внедрен уже в 15 регионах России, в том числе:
- Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края (готовится внедрение в 2011 г.);
- Управлении культуры Сахалинской области (в 2009 г.);
- Министерстве культуры Калининградской области (в 2010 г.);
- Департаменте культуры Тульской области (в 2010 г.);
- Министерстве культуры Республики Коми (в 2010 г.);
- Службе по охране и использованию объектов культурного наследия ямало-Ненецкого автономного округа (Тюменская область) (в 2011 г.).
Таким образом, из указанного списка только некоторые организации могут относиться к хозяйствующим субъектам.
3. Программный комплекс "КАИСА-Наследие" был разработан за счет средств областного (краевого) бюджета в рамках реализации областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)", утвержденной Законом Пермской области от 12.03.2004 г. N 1271-260.
Согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное предоставление государственной или муниципальной преференции.
Однако, при рассмотрении дела Комиссией Пермского УФАС России со стороны Инспекции не выявлено факта нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при установлении в Техническом задании по проведению открытого конкурса на проведение базового мониторинга объектов культурного наследия Пермского края требования о заполнении участником, выигравшем торги, ЭБД "КАИСА-Наследие".
Данное требование не содержит необоснованные преференции для ОАО "АЛЬТ-СОФТ" как правообладателя данной базы.
В материалах дела отсутствуют соответствующие доказательства, свидетельствующие о том, что такое требование привело к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Пермского УФАС России, решила:
1. Дело N 288-11-а в отношении Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края прекратить, ввиду отсутствия в действиях данного органа власти нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 22 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016