Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-75-2011 (опубликовано 27 июля 2011 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02/08-75-2011
Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2011 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Комов Ю.А. - руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии
Давыдова А.В. - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии
Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
рассмотрев дело N02/08-75-2011 о нарушении открытым акционерным обществом "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" (пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя филиала открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" "Курская атомная станция" (по доверенности) - С., в отсутствие представителей ЗАО "РадиоТел", ЗАО "Ниеншанц" (надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 25.05.2011 г. поступило заявление закрытого акционерного общества "РадиоТел" с жалобой не действия открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" (далее - ОАО "Росэнергоатом" в лице филиала), выразившиеся в нарушении, по мнению заявителя, при проведении открытого конкурса на право заключения договора по теме: "Разработка ПСД "Внедрение радиокоммуникационной системы стандарта ТЕТРА на Курской АЭС" (далее также - конкурс) порядка оценки поступивших заявок и определения победителя торгов.
В процессе рассмотрения заявления и дополнительно представленных документов Управлением ФАС по Курской области было установлено следующее.
29 марта 2011 г. ОАО "Росэнергоатом" в лице филиала был объявлен открытый конкурс по теме: "Разработка ПСД "Внедрение радиокоммуникационной системы стандарта ТЕТРА на Курской АЭС" со сроком выполнения работ (услуг) - до 30.09.2011 и начальной (максимальной) ценой договора 4 199 974 руб, о чем на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации "Росатом" опубликованы извещение о проведении конкурса и конкурсная документация. 21 апреля 2011 года на указанном сайте было опубликовано извещение на изменение N 1, согласно которому в информационную карту конкурса и техническое задание внесены изменения.
На участие в конкурсе было подано пять заявок: ЗАО "РадиоТел", ОАО "ЦНПО "Каскад", ЗАО "Лео ТЕЛЕКОМ", ООО "Фирма РКК", ЗАО "Ниеншанц". В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 18.05.2011 N 7-435-27/д к участию в конкурсе допущены: ЗАО "РадиоТел", ОАО "ЦНПО "Каскад", ООО "Фирма РКК", ЗАО "Ниеншанц".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 20.05.2011 N 7-436-4 принято решение о признании победителем конкурса ЗАО "Ниеншанц".
Вместе с тем в протоколе от 20.05.2011 N 7-436-4 в отношении ЗАО "РадиоТел" по критериям "Качество услуг", "Опыт и репутация поставщика", "Объем предоставления гарантий" проставлены "прочерки", что свидетельствует об отсутствии оценки представленных ЗАО "РадиоТел" сведений и предложений о качестве услуг, о его опыте и репутации и объеме предоставления гарантий качества работ.
Кроме этого, в свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства победителя конкурса - ЗАО "Ниеншанц" отсутствует соответствующая отметка о допуске к виду работ по подготовке технологических решений объектов атомной энергетики и промышленности и их комплексов, что противоречит пункту 12 Информационной карты конкурса.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора по теме: "Разработка ПСД "Внедрение радиокоммуникационной системы стандарта ТЕТРА на Курской АЭС", что привело к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии УФАС по Курской области представитель ответчика пояснил, что сведения об участниках конкурса вносятся в протокол оценки и сопоставления заявок на основании представленных заявок на участие в конкурсе, в которых согласно установленной форме участники конкурса отражают те условия, которые они предлагают и которые подлежат оценке при определении победителя конкурса. В заявке ЗАО "РадиоТел" по критериям "Качество услуг", "Опыт и репутация поставщика", "Объем предоставления гарантий" сведения отсутствовали (стр. 3-6 пакета документов, представленных ЗАО "РадиоТел"), однако по этим критериям заявка ЗАО "РадиоТел" была оценена. В соответствии со справкой N 1 экономической оценки поступивших и прошедших отборочный этап заявок на участие в конкурсе от 19.05.2011 по критерию "Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" ЗАО "РадиоТел" присвоено 0 баллов, в соответствии со справкой N 2 технической оценки поступивших и прошедших отборочный этап заявок на участие в конкурсе от 19.05.2011 по критерию "Качество товара" ЗАО "РадиоТел" присвоено 0 баллов, по критерию "Опыт и репутация поставщика" - 1 балл.
Кроме этого, представитель заявителя пояснил, что 25 мая 2011 года ЗАО "РадиоТел" обратилось в Центральный арбитражный комитет в сфере закупок Госкорпорации "Росатом" (далее - ЦАК) с жалобой на действия ОАО "Росэнергоатом" в лице филиала при проведении указанного открытого конкурса. По результатам рассмотрения жалобы ЦАК выдано заключение от 20.07.2011 N 1-1.2/1-Пр, согласно которому жалоба ЗАО "РадиоТел" признана обоснованной, и ОАО "Росэнергоатом" в лице филиала предложено отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, отменить оспариваемый конкурс, внести изменения в конкурсную документацию и повторно провести процедуру закупки. На основании заключения ЦАК Единой комиссией по размещению заказов ОАО "Росэнергоатом" в лице филиала принято решение (протокол N 7-452-4 от 22.07.2011) об отмене протоколов вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок, об отмене конкурса по данной теме, о внесении изменений в конкурсную документацию и повторном проведении процедуры конкурса.
Выслушав объяснения ответчика, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Как следует из материалов дела, в соответствии со справкой N 1 экономической оценки поступивших и прошедших отборочный этап заявок на участие в конкурсе от 19.05.2011 по критерию "Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" ЗАО "РадиоТел" присвоено 0 баллов (максимальный балл - 1 балл). В соответствии со справкой N 2 технической оценки поступивших и прошедших отборочный этап заявок на участие в конкурсе от 19.05.2011 по критерию "Качество товара" ЗАО "РадиоТел" присвоено 0 баллов (качество товара оценивалось как соответствующее или не соответствующее техническому заданию по разделу N 6 Основные технические требования Технического задания), по критерию "Опыт и репутация поставщика" присвоен 1 балл (оценивался опыт выполнения работ на АЭС). Баллы, присвоенные ЗАО "РадиоТел" по указанным критериям, были засчитаны в суммарный балл, что подтверждается справкой N 3 сопоставления заявок на участие в конкурсе от 19.05.2011, согласно которой наибольшее количество баллов набрало ЗАО "Ниеншанц".
Таким образом, заявка ЗАО "РадиоТел" была оценена по критериям "Качество услуг", "Опыт и репутация поставщика", "Объем предоставления гарантий".
Вместе с тем Комиссией УФАС по Курской области установлено, что предметом конкурса является разработка проектно-сметной документации на внедрение радиокоммуникационной системы стандарта ТЕТРА на Курской АЭС.
Пунктом 3.1.2 конкурсной документации предусмотрено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса, а именно обладать действующей лицензией на выполнение работ по предмету конкурса. Согласно пункту 12 Информационной карты конкурса участник закупки должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого, является предметом настоящего конкурса.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии. Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" утвержден Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно письму Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью от 22.06.2011 N 06-19/702 для выполнения проектных работ, являющихся предметом конкурса, необходимо наличие соответствующей лицензии.
Таким образом, все организации, которые претендуют на участие конкурсе, должны обладать соответствующей лицензией, и допуск к участию в конкурсе участников процедуры закупки, которые не подтвердили свое право на выполнение работ согласно предмету конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, является неправомерным. Как следует из материалов дела, ни одним из участников конкурса не было представлено соответствующих лицензий.
При таких обстоятельствах неправомерный допуск к участию в конкурсе участников процедуры закупки привел к нарушению порядка определения победителя торгов и выбору победителя, не соответствующего требованиям конкурсной документации, что квалифицируется как нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Материалами дела установлено, что ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала после рассмотрения жалобы ЗАО "РадиоТел" Центральным арбитражным комитетом в сфере закупок Госкорпорации "Росатом" отменило конкурс и приняло решение провести новый конкурс на выполнение вышеуказанных работ (протокол N 7-452-4 от 22.07.2011).
Учитывая, что ОАО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала представлены доказательства отмены конкурса, а также протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, до вынесения Комиссией Управления ФАС по Курской области решения по существу настоящего дела, данное обстоятельство признается фактом добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 48, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушении порядка определения победителя торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора по теме: "Разработка ПСД "Внедрение радиокоммуникационной системы стандарта ТЕТРА на Курской АЭС".
2. Производство по делу N 02/08-75-2011 о нарушении открытым акционерным обществом "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-75-2011 (опубликовано 27 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016