Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 4 августа 2011 г.
Зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении составленный в отношении ИП <_> установил:
Специалистами Брянского УФАС России в июне 2011 г. в помещении здания фитнес-клуба "Ньютон" расположенного по адресу: г.Брянск, ул. Дуки, 65, обнаружена реклама услуг массажа (стоун терапия массаж камнями; аромалюкс-массаж релаксирующий; индийский массаж головы; Китайский массаж живота; тайский массаж стоп; Восточный лимфодренажный массаж). Данная информация привлекает внимание к услуге массаж. Массаж является простой медицинской услугой (в соответствии с отраслевым классификатором "Простые медицинские услуги" утвержденного Приказом Минздрава России от 10.04.2001 N 113 в разделе 01.04.02 Характеристика типовых разделов ОК ПМУ определены простые медицинские услуги, которые относится к типовому разделу. ОК ПМУ. Разделом 21 определено ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПАЦИЕНТА (МАССАЖ, ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ, МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ).
В данном разделе приводятся простые медицинские услуги, это обстоятельство указывает на то, что при рекламе данного вида услуг (массаж) должна обязательно присутствовать пометка о необходимости получения консультации специалиста и возможных противопоказаний. Однако, реклама Фитнес-клуба "Ньютон" размещенная на рекламно-информационном стенде в помещении фитнес-клуба не сопровождена
указанным предупреждением.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон "О рекламе") вышеуказанная информация является рекламой. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования является предлагаемая рекламой медицинская услуга массаж.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При рекламировании данной медицинской услуги - "МАССАЖ" должны быть соблюдены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
Деятельность фитнес-клуба направлена на извлечение прибыли от торговли (и рекламируемыми услугами в том числе).
Довод представителя, во время рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, о том, что информация размещенная на доске объявлений не является рекламой, признан несостоятельным. Так в соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу того, что информация размещаемая на стенде информирует посетителей и гостей клуба о возможных мероприятиях проводимых в клубе. Даже если на момент проведения рекламной акции в целях изучение спроса (так называемый маркетинговый эксперимент) указанная услуга не предоставлялась, требования законодательства о рекламы должны были быть соблюдены. Закон о рекламе распространяется на действующие услуги и услуги, которые предполагается оказывать в будущем, так как имеет целью извлечение прибыли лица и развитие его бизнеса, как в настоящем, так и в будущем времени.
Таким образом, лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность и размещая различную информацию о предполагаемых возможностях фитнес-клуба действует с целью извлечения как можно большей прибыли, тем самым осуществляя деятельность по рекламированию самого клуба (как досугового, спортивного и оздоровительного центра), так и услуг которые оно предлагает или может предложить в будущем). При этом любой маркетинговый ход рассматривается как реклама для продвижения нового вида с целью получения в дальнейшем получения экономического эффекта от предпринимательской деятельности.
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама не соответствующая требованиям законодательства признается ненадлежащей.
Данная реклама была признана ненадлежащей решением комиссии Брянского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от "20" июля 2011 г.
При рассмотрении дела Комиссией было установлено: 1. информация о различных видах массажа, размещенная на доске объявлений в фитнес-клубе "Ньютон", является рекламой.
2. В данной рекламе отсутствует пометка с предупреждением о наличии противопоказаний к применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которая должна сопровождать данную рекламную информацию.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за размещение рекламы с нарушением требований статьи 24 закона "О рекламе" несет рекламораспространитель. Лицом, осуществляющим деятельность в фитнес-клубе "Ньютон" является индивидуальный предприниматель <_> являющаяся рекламораспространителем указанной рекламы.
Таким образом, установлено событие административного правонарушения, субъектом административного правонарушения является индивидуальный предприниматель <_> Признаки нарушений выразились в рекламе медицинской услуги, без требуемой законом пометки о наличии противопоказаний к применению или использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ - нарушение законодательства о рекламе. В соответствие с которой, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения. Индивидуальный предприниматель<_> уже было привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ по факту распространения и размещения рекламы несоответствующей требованиям Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (Постановление по делу N164А от 18 ноября 2010 г.).
Руководствуясь ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ст. ст. 14.3, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать ИП <_> виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Применить к ИП <_> за размещение на информационной доске в помещении фитнес-клуба "Ньютон" рекламы содержащую информацию о предоставлении медицинской услуги массажа в нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" меру ответственности в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей (10 000 руб).
3. Сумму штрафа надлежит заплатить в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:
40 процентов - в федеральный бюджет
60 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты счетов для зачисления административных штрафов:
N счета получателя: 40101810300000010008
ИНН получателя платежа: 3234034811
Наименование банка получателя платежа: ГРКЦ Банка России по Брянской области
БИК: 041501001
ОКАТО: 15401000000
КБК: 161 11626000010000140
КПП: 325001001
Наименование получателя: УФК по Брянской области (УФАС России по Брянской области)
Сумма платежа: 100%
Назначение платежа: административный штраф по постановлению Брянского УФАС России о наложении штрафа об административном правонарушении от 04.08.2011 г. (40% в федеральный бюджет, 60%- в бюджет субъекта Российской Федерации)
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Брянское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ постановление вступает в законную силу по истечении десятидневного срока с момента получения постановления о наложении штрафа.
Зам. руководителя
Брянского УФАС России <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 4 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016