Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/12-10-11 (опубликовано 5 августа 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 5 августа 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.
Члены комиссии:
Сорвачева В.А. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Ванькова Е.С. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в присутствии:
ответчика - представителей ОАО "Тываэнергосбыт" <> по доверенности N 204 от 06.12.2010 г., <> по доверенности N257 от 25.05.2011 г.
в отсутствие надлежаще извещенного представителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (уведомление от 21.06.2011 г.)
рассмотрев дело N 04-06-08/12-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении ОАО "Тываэнергосбыт" (667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, 2), установила:
25.03.2011 г. в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее Служба) на действия ОАО "Тываэнергосбыт" по факту ежемесячного увеличения цен на электрическую энергию в период декабря 2010 г. (3.03149 руб./кВт/ч), января 2011 г. (3.40314 руб./кВт/ч) и февраля 2011 г. (3.448372 руб./кВт/ч)
Приказом Тывинского УФАС России N106 от 06.05.2011 г. было возбуждено дело N04-06-08/12-10-11 в отношении ОАО "Тываэнергосбыт" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела, ОАО "Тываэнергосбыт" представило расчеты стоимости электроэнергии для Службы, которые представляют собой сумму следующих составляющих: цена покупки электрической энергии на оптовом рынке, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, оплата услуг операторов рынка, одноставочный тариф на передачу электроэнергии. Ежемесячное повышение стоимости электроэнергии ОАО "Тываэнергосбыт" связывает с увеличением тарифов в 2011 г. на передачу электроэнергии и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика по сравнению с 2010 г., а увеличение стоимости в период января-февраля 2011 г. с увеличением цены покупки электроэнергии на оптовом рынке.
В ходе рассмотрения дела N 04-06-08/12-10-11 Комиссией Тывинского УФАС России было установлено следующее.
Между Службой и ОАО "Тываэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 1140 от 18.11.2008 г., согласно которому уровень напряжения, применяемый при расчетах за потребленную электроэнергию, указан в Приложении N1 настоящего договора.
Согласно приложению к договору "Дополнение к схеме расчета за потребленную электроэнергию" уровень напряжения в точке подключения "административное здание ТУ Росфиннадзора по РТ" - НН (низкое напряжение).
ОАО "Тываэнергосбыт" в адрес Службы направляла следующие счет-фактуры: от 31.12.2010 г. на сумму 13641,20 руб., от 31.01.2011 г. на сумму 13219,71 руб., от 28.02.2011 г. на сумму 16122,52 руб.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2010 год, по результатам которого установлено, что ОАО "Тываэнергосбыт" является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 97,9%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Кроме того, приказом Тывинского УФАС России от 29.05.2009 г. N 51 ОАО "Тываэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Согласно приложению 1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" территория Республики Тыва включена во вторую ценовую зону.
Расчет цены на электрическую энергию для потребителей ОАО "Тываэнергосбыт" (кроме категории "население и приравненные к населению потребители") определяется по формуле:
где:
средневзвешенная цена покупки электрической энергии на оптовом (розничном) рынке, сложившаяся в отчетном периоде, коп./кВт.ч.;
объем покупки электрической энергии на оптовом (розничном) рынке за отчетный период, кВт.ч.;
объем продажи электрической энергии населению и приравненным к населению потребителям за отчетный период, кВт.ч.;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии, коп./кВт.ч.;
услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, коп./кВт.ч.;
утвержденный одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии, коп./кВт.ч.
Средневзвешенная цена покупки электрической энергии (СВНЦ) на оптовом (розничном) рынке, определяется по данным, публикуемым ОАО "АТС" на своем сайте.
В декабре 2010 года СНВЦ составила 975,05 руб./Мвт*ч, прогнозная СНВЦ в январе 2011 г. - 423,13 руб./Мвт*ч, в феврале 2011 г. - 503,17 руб./Мвт*ч.
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии в 2010 году утверждена Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 11.01.2010 г. N2, которая составляла 62,79 руб./Мвт*ч.
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии в 2011 году утверждена Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 30.12.2011 г. N78, которая составила 227,9 руб./Мвт*ч.
Одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год, утвержден Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 11.01.2010 г. N3 по низкому уровню напряжении (НН) в размере 1294,04 руб., на 2011 год утвержден Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от от 30.12.2010 г. N80 (в ред. от 29.01.2011 г.) по низкому уровню напряжении (НН) в размере 1633,45 руб.
Стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы определяется по данным, публикуемым ОАО "АТС" на своем сайте. ОАО "Тываэнергосбыт" включает стоимость данной услуги в 2010 году в размере 0,84 руб./Мвт*ч, в 2011 году - 0,9 руб./Мвт*ч.
Таким образом, стоимость 1 Мвт*ч в декабре 2010 года должна составлять:
975,05 руб./Мвт*ч + 62,79 руб./Мвт*ч + 1294,04 руб./Мвт*ч + 0,84 руб./Мвт*ч = 2332,72 руб.
ОАО "Тываэнергосбыт" предъявило к оплате территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в декабре 2010 года 3031,49 руб. за 1 Мвт*ч.
Стоимость 1 Мвт*ч в январе 2011 года должна составлять:
423,13 руб./Мвт*ч + 227,9 руб./Мвт*ч + 1633,45 руб./Мвт*ч + 0,9 руб./Мвт*ч = 2285,38 руб.
ОАО "Тываэнергосбыт" предъявило к оплате территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в январе 2011 года 3403,14 руб. за 1 Мвт*ч.
Стоимость 1 Мвт*ч в феврале 2011 года должна составлять:
503,17 руб./Мвт*ч + 227,9 руб./Мвт*ч + 1633,45 руб./Мвт*ч + 0,9 руб./Мвт*ч = 2365,42 руб.
ОАО "Тываэнергосбыт" предъявило к оплате территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в феврале 2011 года 3483,72 руб. за 1 Мвт*ч.
Согласно пояснениям представителей ОАО "Тываэнергосбыт" расчет стоимости за электроэнергию производился на основании тарифа на услуги по передаче электрической энергии в размере 2737,16 руб./Мвт*ч., который был установлен в протоколе заседания Правления Службы по тарифам Республики Тыва от 29.01.2011 г. N1.
Данные доводы ОАО "Тываэнергосбыт" не могут служить обоснованием правильности расчета, так как не основаны на нормах законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.
Согласно п.4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5.15 Положения Службы по тарифам Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 N 604 Служба по тарифам Республики Тыва принимает решение об установлении в том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких тарифов.
Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (п.29 Приказ ФСТ РФ от 08.04.2005 N 130-э). Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Таким образом, к расчету применяются только такие тарифы, которые установлены при соблюдении соответствующего порядка.
Расчет стоимости за электроэнергию ОАО "Тываэнергосбыт" по завышенному тарифу, который не закреплен в соответствующем нормативно-правовом акте, приводит к незаконному взиманию денежных средств, чем ущемляются интересы потребителей электроэнергии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО "Тываэнергосбыт" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов потребителей электроэнергии путем применения составляющей стоимости электроэнергии - тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не соответствующего установленному Службой по тарифам Республики Тыва в постановлении от 30.12.2010 г. N80.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/12-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Тываэнергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившейся в ущемлении интересов потребителя электроэнергии - территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва путем применения составляющей стоимости электроэнергии - тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не соответствующего установленному Службой по тарифам Республики Тыва в постановлении от 30.12.2010 г. N80.
2. Выдать ОАО "Тываэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в части применения составляющей стоимости электроэнергии - тарифа на услуги по передаче электрической энергии, не соответствующего установленному Службой по тарифам Республики Тыва в постановлении от 30.12.2010 г. N80 и совершении действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 04-06-08/12-10-11 уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии __________ О.М. Долгих
Члены Комиссии __________ В.А. Сорвачева
__________ А.Т. Хитаришвили
__________ Е.С. Ванькова
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/12-10-11 (опубликовано 5 августа 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016